Условия достижения доступности речи

Уровни доступности как на уровне слов или понятий, так и на уровне текста, могут существенно различаться в зависимости от сферы общения, уровня знаний и понимания проблем относительно предмета речи как адресантом, так и адресатом, от целей участников общения и т. д. Таким образом, степень доступности одного и того же текста для разных людей может быть разной.

Степень доступности речи должна зависеть от сферы, жанра, предмета и цели общения.

Умение говорить просто о сложном складывается как минимум из трех составляющих:

- ясного понимания сути речи говорящим (пишущим) – «когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой»;

- ясного представления уровня воспринимающего - «слушающего;

- использования соответствующих одному и другому речевых форм.

Стремясь к максимальной доступности, говорящий предпринимает определенные усилия.

Доступность достигается за счет того, что говорящий переходит на тот же «код», то есть на тот «язык», который, по его мнению, выступает эквивалентом для внутренней речи данного человека. И чем больше способов изложения одного и того же содержания подвластны говорящему, тем больше шансов на то, что он будет говорить доступно и его поймут правильно. Для этого говорящий или пишущий использует:

- преимущественно те слова, значение которых известно адресату и которое составляет основу его активной лексики;

- схемы, логические цепочки, которые «обнажают» структуру текста, особенно - его логику;

- средства образности, то есть словесно-изобразительные или изобразительно-выразительные;

- несловесные средства: интонационные (выделения, подчеркивания), жестово-мимические и др.;

- примеры как средства словесной иллюстрации речи;

- доступные средства наглядности – картины, фотографии, рисунки и пр.

Очень часто данные средства используются параллельно на нескольких «языках»: схема или рисунок и словесные пояснения и т. д. Тем самым мы создаем нужный для понимания контекст, дублируем изложение одного содержания разными способами с тем, чтобы при неполном, прерывистом понимании устранить оставшиеся после первого объяснения неясности. Другими словами, нужно либо говорить максимально просто, либо заранее договариваться о понимании ключевых моментов.

7. Выразительность
как коммуникативное качество речи

Выразительной называется такая речь, в которой выражение своего отношения к предмету и/или форме речи соответствует коммуникативной ситуации, а речь в целом оценивается как удачная и эффективная. Главное условие выразительности – наличие у автора речи своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Выразительность обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность. В этом плане выразительная речь – речь всегда новая, «свежая», творческая. Именно этим она способна вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначается.

Степень выразительности, средства для достижения нужного эффекта зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая диктует выбор стиля и жанра высказывания.

Отличие выразительности от других достоинств речи состоит прежде всего в том, что оно – единственное качество, обладать которым может только текст целиком. Кроме того, выразительность важна прежде всего в коммуникативном аспекте, поскольку оно оценивает впечатление, оказанное текстом на конкретных слушателей или читателей в конкретных условиях общения. Следовательно, вывод о выразительности/невыразительности текста делает только адресат.

Выразительность осуществляет и специфическую роль относительно других качеств речи: эстетическую. И богатство, точность, логичность, доступность, правильность речи как ее коммуникативные качества являются вспомогательными средствами выразительности в этом отношении.

Выразительность речи, как правило, - следствие осознанного стремления ее автора говорить (писать, читать, слушать) выразительно. Не случайно эта высокая степень осознанности речевой деятельности проявляется во всех ее видах, в том числе и в чтении, и в слушании.

Выразительность более всех других качеств отвечает сути культуры. И культуры в целом, и культуры общения, и культуры речи в частности. В этом отношении выразительность – это прежде всего то, что культивируется, что приближается к искусству речи – риторике.

Выразительность возникает тогда, когда автор осознает себя как индивидуальность, поэтому выразительность тесно связана с ее проявлением в речи. Выразительность удовлетворяет креативные потребности человека, личности, то есть потребности в творчестве. Причем как говорящего (пишущего), так и слушателя (читателя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: