Выразительность достигается только благодаря комплексу использованных в тексте средств и приемов, который весьма различается в зависимости от сферы общения, особенностей участников и условий общения, его целей, содержания и т.д. Эти комплексы формируются из разных средств, относящихся к разным граням выразительности.
Средства выразительности часто ассоциируются только с образными средствами и с эмоциональностью. На самом деле средством выразительности может стать любое речевое средство. При этом для оценки высказывания как выразительного важно, чтобы все эти средства подчинялись прежде всего этическим и коммуникативным нормам, которые, в свою очередь, диктуют требование отбора средств с учетом жанра и стиля высказывания, его устной или письменной формы и т. д.
С позиций выразительности чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Основные грани выразительности – это ее оценочность, эмоциональность, образность и эстетичность в целом. Все эти грани в совокупности и создают общее впечатление от речи, воплощаются в средствах, которые способствуют созданию выразительного эффекта.
|
|
На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Средствами выразительности могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства выразительности используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. Оно может иметь открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения.
В качестве средства выразительности (как мы уже говорили применительно к другим коммуникативным качествам речи и приводили соответствующие примеры) может выступать даже нарушение тех или иных речевых и языковых норм. Главное при этом – это отклонение от норм должно быть осознанным и оправданным, а также должно осознаваться адресатом как значимое и удачное.
Лекция 6.
Нормативный аспект культуры речи
1. Литературный язык как форма национального языка
2. Правильность как коммуникативное качество речи
3. Виды языковых норм по степени их строгости
|
|
4. Виды отступлений от языковых норм
5. Виды языковых норм по уровням языка
Литературный язык как форма
Национального языка
Высшей, письменно закрепленной формой национального языка является литературный язык. Литературный язык – это основная форма языка, которая характеризуется обработанностью, многофункциональностью, отражает стилистические особенности той или иной сферы общения и обладает нормированностью. Этим литературный язык отличается от всех остальных разновидностей языка.
Нормированность языка – это признак его высокого развития и залог его устойчивости, целостности и общепонятности, вследствие которых язык еще лучше обеспечивает взаимопонимание между говорящими на нем людьми.
При этом литературный язык охватывает все основные сферы общения: повседневную (бытовую), научную, официально-деловую, публичную и сферу искусства слова. И во всех этих сферах литературный язык не только обеспечивает взаимопонимание, но и повышает общий уровень культуры, помогает достичь большей эффективности речи путем использования как общелитературных, так и специфических для данной сферы языковых средств.
Почему же тогда основная форма русского языка называется литературным языком?
Литературный язык – это не значит «язык художественной литературы». Литературный язык охватывает не только сферу искусства слова, но и все остальные, а называется он так потому, что в основе его создания лежит отбор всего лучшего, что есть в языке и что нуждается в сохранении и развитии, то есть культура языка. Что именно заслуживает культивирования – непростой вопрос, в решении которого решающую роль играют как собственно лингвистические знания, так и языковой вкус, языковое чутье, которыми среди всех носителей языка в первую очередь выделяются литераторы, наиболее требовательно относящиеся к отбору самых точных, емких и благозвучных слов, выражений и речевых конструкций. В произведениях писателей и поэтов, таким образом, в большей степени находит воплощение эстетическая функция языка, а сами эти произведения становятся своеобразными ориентирами того, каких высот можно достичь с помощью языка. Но для того чтобы литературный язык стал основой общенационального, главным является не сама эстетическая функция, а те основные способы, которые ее обеспечивают, то есть правильность (нормированность), благодаря которым литературный язык отграничивается от нелитературного.