Виды документов
Ø Документ – письменный текст, имеющий юридическую (правовую) значимость.
Виды документов:
o Организационно – распорядительные (приказ, постановление, указ, распоряжение и др.);
o Информационно – справочные (план, акт, отчет, докладная записка, протокол и др.);
o Частные деловые бумаги (анкета, резюме, доверенность, расписка, характеристика и др.).
Общие требования к документу:
o Нейтральный тон изложения (отсутствие в языке эмоционально – оценочной лексики, слов из различных лексических пластов);
o Объективность изложения;
o Правильность юридического оформления;
o Соблюдение этики деловых отношений;
o Стандартные речевые обороты в типичных ситуациях делового общения
Примеры:
Заявление
А. Прошу Вас + неопределенная форма глагола
Б. Прощу Вашего разрешения на + существительное в В.п.
Докладная записка
Довожу до Вашего сведения, что…
2. Типичные ошибки в документах
Грамматические ошибки – неправильное употребление грамматических форм слова (род, число, падеж, степени сравнения).
o Ошибки при склонении количественных числительных.
Пример: Прибыл поезд с 255 (двести пятидесяти пятью) пассажирами.
o Ошибки при употреблении предлогов:
Предлог употреблен не в соответствии со значением.
Пример: Больной умер благодаря врачам. Уже появилась рецензия об этом фильме. Оплатите за проезд.
Злоупотребление предлогом «о».
Пример: Отметил о важности поставленной задачи. (Следует: Отметил (что?) важность поставленной задачи.)
o Ошибки при употреблении полных и кратких форм прилагательных.
Рекомендации: если прилагательное (или причастие) в предложении является сказуемым, то его следует употребить в краткой форме.
Пример: Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно (кр. ф.).
o Ошибки при употреблении деепричастных оборотов:
Рекомендации:
А) с деепричастных оборотов следует начинать фразу в документах.
Пр.: считая…, учитывая…, принимая во внимание…, руководствуясь…
Б) оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны относиться к одному и тому же лицу, и соответственно это лицо и его основное действие должны в предложении выражаться в позициях подлежащего и сказуемого.
Пример: Проработав всего два месяца, у него испортилисьотношения с начальником цеха. Следует: Проработав всего два месяца, ониспортил отношения с начальником цеха.
o Ошибки при употреблении падежей.
Неправильно: Согласно, вопреки, благодаря (чего?)…
Следует: Согласно, вопреки, благодаря (чему?)…
o Ошибки при склонении фамилий:
Не склоняются фамилии славянского происхождения, оканчивающиеся на - о, - а
Пример: Чайка, Крыса, Шило.
Не склоняются иноязычные фамилии, оканчивающиеся на - аго, - яго, - ых, - их, - ово, - ко, - енко.
Пример: Седых, Долгих, Колеватых, Франко, Шевченко, Дубяго, Шамбинаго.
Как правило, склоняются иноязычные фамилии, оканчивающиеся на безударный – а.
Пример: Песни Булата Окуджавы.
Фамилии, оканчивающиеся на согласные, склоняются, если относятся к мужчине, и не склоняются, если относятся к женщине или супружеской паре.
Пример: Заявление Николая Кравчука. Письмо Натальи Кравчук. Просьба супругов Кравчук.
Лексические ошибки – ошибки, связанные с неправильным употреблением слов.
Плеоназм (избыточная словесная информация в словосочетании).
Пример: Свободная вакансия, главная суть, памятный сувенир, впервые дебютировать, 150 руб. денежных средств и т д.
Ошибки при употреблении архаизмов:
Пример:
Архаизмы | Современные слова |
сей каковой вышепоименованный | этот который вышеуказанный |
Ошибки при употреблении синонимов.
Пример: Высылаем ответ на ваше требование (необходимо «требование» заменить на «запрос»).
Ошибки при употреблении паронимов.
Пример: режим экономики, пиджак одеть, в живописи невежа, водные брызги, мастерство исполнительное и др.
Ошибки при употреблении терминов.
Пример: Началась избирательная фиеста (необходимо «фиеста» заменить на «кампания»).
Ошибки при употреблении иноязычных слов.
Пример: Срок выполнения задания может быть пролонгирован (необходимо «пролонгирован» заменить на «продлен»).
Тавтология – повторение одного и того же слова в одном предложении или в соседних предложениях.
Пример: Следует учитывать следующие качества.