ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Сивков С.М.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
С древнейших времен до ХIХ века
Краснодар
УДК 372.893(075)
ББК 63.3(2)
Сивков С.М.
Отечественная история с древнейших времен до XIX века
Учебное пособие имеет своей целью оказание методической помощи студентам всех специальностей ЮИМ при изучении курса «Отечественная история». Оно подготовлено на основе положений Государственного образовательного стандарта и содержит краткий конспект лекций и список рекомендуемой литературы.
Предназначено для преподавателей и студентов.
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент Твердый А.В.
кандидат исторических наук, доцент Середа В.Д..
Рекомендовано к печати научно-методическим советом ЮИМ.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………….4
Вводная лекция. Лекция № 1……………………………………………6
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России.
Занятие 1.1. Лекция № 2. Народы и древнейшие государства на
|
|
территории России………………………………………………………12
Тема 2. Этапы становления российской государственности.
Особенности политического и социального строя Российского
Государства IХ-ХVIII вв.
Занятие 2.1. Лекция № 3. Восточные славяне в IХ – ХII вв …………18
Занятие 2.3. Лекция № 4. Социально-политические изменения в
русских землях в ХII – ХVIII вв……………………………………..…..25
Занятие 2.5. Лекция № 5. Россия в ХVIII веке………….……………...32
Тема 3. Общая характеристика экономического развития
России в IХ - ХVIII вв.
Занятие 3.1. Лекция № 6. Особенности развития экономики России
в IХ – ХVIII вв…//……………………………………………………….38
Занятие 3.2. Лекция № 7. Крепостное право в России………………..43
Занятие 3.3. Лекция № 8. Промышленное развитие России…………..49
Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу.
Х1Х век.
Занятие 4.1. Лекция № 9. Реформы ХIХ века в России……………….55
Занятие 4.2. Лекция № 10. Русская культура в ХIХ веке и ее вклад
в мировую культуру……………………………………………………..61
Литература по курсу… …………………………………………………67
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф. Тютчев
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящем учебном пособии с учетом современного уровня развития исторической науке излагаются основные события и проблемы истории России с древнейших времен до ХIX века. Данный курс предназначен для студентов Южного института менеджмента всех форм обучения и специальностей.
Материалы пособия соответствуют основным положениям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и примерной программы дисциплины, утвержденной Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования 03.07.2000 года.
|
|
В соответствии с учебным планом института изучение дисциплины «Отечественная история» спланировано в первом семестре.
Главную задачу автор видел в том, чтобы дать студентам необходимый объем систематизированных знаний об отечественной истории, расширить представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизация. Эта задача и обусловила структуру данного учебного пособия.
Предложенное пособие дает возможность студентам подготовиться и к семинарским занятиям, предусмотренным программой курса.
Издание содержит библиографию, включающую учебники, учебные пособия, монографические исследования, хрестоматии, крупные документальные публикации, мемуары и сборники статей. Приведены даты важнейших событий Российской истории.
Автор выражает признательность рецензентам за полезные рекомендации, пожелания, а также ценные замечания, которые были учтены при подготовке учебного пособия.
Кандидат исторических наук, доцент
С.М. Сивков
В водная лекция.
Учебные вопросы лекции:
1. Место истории в системе наук.
2. Сущность, формы, функции исторического знания.
3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Литература:
- основная: (1) с. 3-13; (2) с. 7; (3) с. 3-9.
- дополнительная: (12) с. 16-77;
Место истории в системе наук.
История всегда вызывала огромный интерес общества. Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни.
История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (У в. до н.э.), первым написавший книгу, которая так и называлась «История». «Historia est magistra vitae» («История – наставница жизни»), - говорили древние. История (от греческого «historia») означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
История занимает важнейшее место в системе гуманитарных и социальных наук. Она теснейшим образом взаимосвязана с другими дисциплинами этого цикла: философией, политологией, культурологией, психологией, социологией, правом и т.д.
История имеет важное значение при проведении междисциплинарных исследований. Многие курсы, изучение которых предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, базируются на методологии, понятийном аппарате принятым в истории, как науке. К ним можно отнести: «Историю экономических учений», «Историю менеджмента», «Историю бухгалтерского учета» и многие другие.
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.