Место истории в системе наук

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

Сивков С.М.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

С древнейших времен до ХIХ века

Краснодар


УДК 372.893(075)

ББК 63.3(2)

Сивков С.М.

Отечественная история с древнейших времен до XIX века

Учебное пособие имеет своей целью оказание методической помощи студентам всех специальностей ЮИМ при изучении курса «Отечественная история». Оно подготовлено на основе положений Государственного образовательного стандарта и содержит краткий конспект лекций и список рекомендуемой литературы.

Предназначено для преподавателей и студентов.

 

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент Твердый А.В.

кандидат исторических наук, доцент Середа В.Д..

 

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ЮИМ.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………….4

Вводная лекция. Лекция № 1……………………………………………6

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России.

Занятие 1.1. Лекция № 2. Народы и древнейшие государства на

территории России………………………………………………………12

Тема 2. Этапы становления российской государственности.

Особенности политического и социального строя Российского

Государства IХ-ХVIII вв.

Занятие 2.1. Лекция № 3. Восточные славяне в IХ – ХII вв …………18

Занятие 2.3. Лекция № 4. Социально-политические изменения в

русских землях в ХII – ХVIII вв……………………………………..…..25

Занятие 2.5. Лекция № 5. Россия в ХVIII веке………….……………...32

Тема 3. Общая характеристика экономического развития

России в IХ - ХVIII вв.

Занятие 3.1. Лекция № 6. Особенности развития экономики России

в IХ – ХVIII вв…//……………………………………………………….38

Занятие 3.2. Лекция № 7. Крепостное право в России………………..43

Занятие 3.3. Лекция № 8. Промышленное развитие России…………..49

Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу.

Х1Х век.

Занятие 4.1. Лекция № 9. Реформы ХIХ века в России……………….55

Занятие 4.2. Лекция № 10. Русская культура в ХIХ веке и ее вклад

в мировую культуру……………………………………………………..61

Литература по курсу… …………………………………………………67

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящем учебном пособии с учетом современного уровня развития исторической науке излагаются основные события и проблемы истории России с древнейших времен до ХIX века. Данный курс предназначен для студентов Южного института менеджмента всех форм обучения и специальностей.

Материалы пособия соответствуют основным положениям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и примерной программы дисциплины, утвержденной Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования 03.07.2000 года.

В соответствии с учебным планом института изучение дисциплины «Отечественная история» спланировано в первом семестре.

Главную задачу автор видел в том, чтобы дать студентам необходимый объем систематизированных знаний об отечественной истории, расширить представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизация. Эта задача и обусловила структуру данного учебного пособия.

Предложенное пособие дает возможность студентам подготовиться и к семинарским занятиям, предусмотренным программой курса.

Издание содержит библиографию, включающую учебники, учебные пособия, монографические исследования, хрестоматии, крупные документальные публикации, мемуары и сборники статей. Приведены даты важнейших событий Российской истории.

Автор выражает признательность рецензентам за полезные рекомендации, пожелания, а также ценные замечания, которые были учтены при подготовке учебного пособия.

Кандидат исторических наук, доцент

С.М. Сивков


В водная лекция.

Учебные вопросы лекции:

1. Место истории в системе наук.

2. Сущность, формы, функции исторического знания.

3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Литература:

- основная: (1) с. 3-13; (2) с. 7; (3) с. 3-9.

- дополнительная: (12) с. 16-77;

 

Место истории в системе наук.

История всегда вызывала огромный интерес общества. Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни.

История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (У в. до н.э.), первым написавший книгу, которая так и называлась «История». «Historia est magistra vitae» («История – наставница жизни»), - говорили древние. История (от греческого «historia») означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

История занимает важнейшее место в системе гуманитарных и социальных наук. Она теснейшим образом взаимосвязана с другими дисциплинами этого цикла: философией, политологией, культурологией, психологией, социологией, правом и т.д.

История имеет важное значение при проведении междисциплинарных исследований. Многие курсы, изучение которых предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, базируются на методологии, понятийном аппарате принятым в истории, как науке. К ним можно отнести: «Историю экономических учений», «Историю менеджмента», «Историю бухгалтерского учета» и многие другие.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: