double arrow

Понятие предмета истории социологии

План

ТЕМА I. Предмет истории социологии и ее периодизация. Предпосылки возникновения социологии как науки

1. Понятие предмета истории социологии

2. Подходы к теоретическим истокам истории социологии

3. Критерии периодизации и этапы развития социологии

4. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии

5. Естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии

Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или корот­кой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности. Она может давать миру созвездие ученых, имена которых знакомы уже в начальной школе; одна­ко, не исключена ситуация, когда даже название науки (не говоря уже о ее истории) не становится достоянием самых разных слоев населения.

Какова же история такой науки, как социология? Насколько знание истории социологии необходимо для понимания развития общества и его социальной мысли? Чему это знание учит? Как соотносится история со­циологии с современным развитием социологической науки и практики?

В самом общем виде история социологии — это раздел социологической науки (иногда его называют даже особой наукой, что, видимо, не совсем точ­но), в рамках которого рассматривается процесс ее зарождения, становления, функционирования, развития. Поскольку любая наука, в том числе социологи­ческая, в своем становлении и развитии означает прежде всего формирование и функционирование направлений, течений и школ, отраслей и сфер, теорий и концепций, парадигм и моделей, постольку рассмотрение истории социологии есть в первую очередь выделение и осмысление этих направлений, школ, тео­рий, парадигм, определяющих процесс изменения социологического знания.

Сразу же охарактеризуем пока малознакомое понятие парадигмы, кото­рое в дальнейшем изучении курса истории социологии будет встречаться неоднократно и станет одним из ключевых. Вслед за американским ученым Т. Куном, специалистом в области изучения истории науки (он одним из первых ввел понятие парадигмы в широкий исследовательский оборот), будем понимать под ней «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Парадигмы — это общие теории, способы и подходы к изучению социальных процессов, широко принятые и исполь­зуемые в научном сообществе.

Чтобы ответить на вопрос, в чем состоит предмет истории социологии как раздела социологической науки, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять его в целом. В зависимости от того, как мы его понимаем и что относим к предметной зоне социологии, можно говорить и о «начале» исто­рии социологии. Его мы будем связывать с появлением собственно социо­логической науки. История социологии изучает возникновение и развитие социологической науки от ее истоков до наших дней. Поэтому не будет за­метным преувеличением утверждение, что история социологии есть сама социология в ее изменении, совершенствований, развитии.

Развивающаяся наука не может не обращаться к собственной истории, причем делает это по разным причинам. В первую очередь она заинтересо­вана в том, чтобы сохранить в памяти свою биографию, свой «жизненный путь», зафиксировать в ней свои наиболее значительные достижения. Тог­да тот, кто хочет стать профессиональным социологом или просто глубоко разобраться в основах этой науки, вначале мог бы усвоить ее базовые, ис­торически возникавшие и утверждавшиеся понятия, теории, ценности. В социологии, как, впрочем, и в любой другой науке, а также практической сфере деятельности, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства».

Социология – это часть общества, она органически в него включена и вместе с тем является важным средством, инструментом его изучения; соот­ветственно, история социологии – это не только часть, раздел социологиче­ской науки, но и инструмент, средство; способ изучения самого общества и его истории. Знакомство с историей социологии дает возможность понять также логику развития как самой этой науки, так и общества в целом.

Изучение истории социологии позволяет сформировать представле­ние об истоках социологической науки, основных этапах ее развития. В их рамках были поставлены, а отчасти и решены проблемы, имеющие непре­ходящий для развития науки и общества характер. Многие понятия и по­ложения социологии, которые сегодня вызывают пристальный интерес, впервые были сформулированы гораздо раньше. К сожалению, в социоло­гии не так уж редко приходится сталкиваться с очередным «открытием ве­лосипеда», что является, как правило, следствием незнания ее историчес­кого процесса развития.

Поэтому, прежде чем браться за детальное изучение конкретной науч­ной проблемы, необходимо ознакомиться с тем богатым социологическим наследием, которое щедро оставили нам его создатели. В сознании каждо­го социолога — профессионально подготовленного или только начинающе­го овладевать азами науки — должна существовать в качестве своеобразно­го алгоритма модель теоретического анализа, согласно которой ни одна конкретная проблема социологии не может быть усвоена и решена вне историко-социологического контекста.

Курс истории социологии рассчитан на приобретение системного знания об основных предпосылках и этапах возникновения, функционирования и развития социологической науки, о ведущих тенденциях ее изменения, о на­иболее значительных направлениях, течениях и школах, существовавших и существующих по сей день, о крупных ученых, с именами которых связан прогресс этой науки, о тех ее достижениях, которые оказали определяющее воздействие на усиление роли социологии в жизни общества.

Следовательно, понимание и знание истории социологии является очень важным и прямо-таки необходимым шагом для осмысления сущно­сти социологической науки, тенденций и перспектив ее развития. От про­шлого через настоящее к будущему – таков девиз истории социологии. Перефразируя суждение известного древнеримского теоретика оратор­ского искусства Квинтилиана «Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком», мы могли бы утверждать: не знать историю социологии – значит оставаться в этой науке всю жизнь ре­бенком, не стать по-настоящему профессиональным, зрелым социологом. С учетом сказанного необходимо пояснить в самом общем виде, не вда­ваясь в детали (поскольку здесь потребуется специальный глубокий ана­лиз), что же является предметом социологической науки, ее признаками и критериями, которые позволяют нам определить границы этой науки. Кро­ме того, возникает вопрос об особенностях нового вида знания — социоло­гического, появление которою неотделимо от этой науки.

Очевидно, что специфика социологического знания определяется не только тем, что оно объективно, проверяемо, достоверно отражает логику развития общественных процессов и явлений, причинно-следственные свя­зи между ними. Речь должна идти о том, что социология дает знание об об­ществе как целостной социальной системе, элементы структуры которой взаимосвязаны, о тенденциях его функционирования и изменения. При этом социальное знание, представленное в виде законов об обществе, рас­сматривается как часть более широкого знания о мире в целом, а социоло­гия в системе наук занимает свое достойное место, которое определяется ее способностью не только описывать, но и объяснять и предсказывать поведе­ние изучаемых ею социальных объектов.

Понимание специфики социологического знания и предмета социологии как науки, определенность и четкость этой трактовки позволяют выявить на­чальные, исходные рубежи как ее самой, так и истории социологии. Именно по этому вопросу достаточно долго продолжаются дебаты среди ученых.


Сейчас читают про: