Руководитель и подчиненный: этика приказов и поручений

С точки зрения теории организации любая организационная структура характеризуется рядом специфических черт:

• разделением функций между сотрудниками, закрепленным в инструкциях и правилах;

• должностной иерархией, отражающей порядок подчиненности;

• лояльностью каждого работника по отношению к своей команде;

• системой позитивных и негативных санкций.

Эффективность руководства и авторитет руководителя в организации определяется в первую очередь тем, насколько успешно удается руководителю построить правильные отношения со своими подчиненными. Многим из нас, отмечал Ст. Ковалевский в книге «Руководитель и подчиненный», не раз приходилось задумываться над тем, чем объяснить непонятное на первый взгляд явление, когда среди руководителей аналогичных учреждений, работающих практически в одинаковых условиях, пользующихся сходными методами и обладающими одинаковыми знаниями и опытом, один может похвастаться успехами, достигнутыми благодаря стараниям подчиненного ему коллективу, тогда как у другого результаты средние, а коллектив его не проявляет особого рвения. По мнению ученого, ключ к этой загадке в разнице этических уровней руководителей, во многом определяющих взаимоотношения и направленность работы коллектива, его нравственно-психологический климат.

Отношение руководителя к подчиненным оказывает непосредственное влияние на характер делового общения в коллективе, в значительной степени определяет его нравственно-психологический климат. Успех руководства, как показывает опыт, во многом зависит от того, какие этические нормы и принципы использует руководитель по отношению к подчиненным, на основе чего им отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Напротив, без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными.

Современные исследователи говорят о существовании 4-х основных видов межличностных отношений в системе «руководитель – подчиненный»:приказание, внушение, участие, делегирование. В основу их выделения положена известная в управлении закономерность, по которой степень руководства определяется уровнем профессионализма сотрудников: по мере роста профессионализма сотрудника руководитель меньше им управляет, больше его поддерживает, вселяет в него уверенность в своих силах (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Виды межличностных отношений в системе «руководитель – подчиненный»

Приказание Внушение Участие Делегирование
Оптимально принизком уровне профессионализма сотрудника, когда он не готов к выполнению задачи и не берет на себя ответственность   Используется на уровне зрелости сотрудника от низкого до среднего, когда он еще не способен, но готов взять на себя ответственность Необходимы руководство и поддержка Лучшее на уровне зрелости от среднего до высокого, когда сотрудник готов к выполнению задачи, но не готов к ответственности.Больше нужна поддержка, не руководство, совместное обсуждение проблем Используют при высоком уровне профессиональной зрелости сотрудника. Передача полномочий сотруднику минимум управления и малая степень поддержки, расчет на свои силы и ответственность сотрудника

 

Ст. Ковалевский кроме решений руководителя о принципах своей деятельности в качестве приоритетных выделил решения руководителя о действиях подчиненных. Их основу, по мнению ученого, составляют: фаза поручения заданий, мотивация и контроль.

Наибольшую сложность для руководителя представляет проблема выбора правильной формы выдачи поручений и особенно проблема достижения добровольности исполнения распоряжений.

При выборе формы распоряжения учитываются два основных фактора:

1) ситуация, наличие времени для «маневра»;

2) личность подчиненного, его квалификация и добросовестность. Учет этих факторов позволяет выбрать этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: