С точки зрения теории организации любая организационная структура характеризуется рядом специфических черт:
• разделением функций между сотрудниками, закрепленным в инструкциях и правилах;
• должностной иерархией, отражающей порядок подчиненности;
• лояльностью каждого работника по отношению к своей команде;
• системой позитивных и негативных санкций.
Эффективность руководства и авторитет руководителя в организации определяется в первую очередь тем, насколько успешно удается руководителю построить правильные отношения со своими подчиненными. Многим из нас, отмечал Ст. Ковалевский в книге «Руководитель и подчиненный», не раз приходилось задумываться над тем, чем объяснить непонятное на первый взгляд явление, когда среди руководителей аналогичных учреждений, работающих практически в одинаковых условиях, пользующихся сходными методами и обладающими одинаковыми знаниями и опытом, один может похвастаться успехами, достигнутыми благодаря стараниям подчиненного ему коллективу, тогда как у другого результаты средние, а коллектив его не проявляет особого рвения. По мнению ученого, ключ к этой загадке в разнице этических уровней руководителей, во многом определяющих взаимоотношения и направленность работы коллектива, его нравственно-психологический климат.
|
|
Отношение руководителя к подчиненным оказывает непосредственное влияние на характер делового общения в коллективе, в значительной степени определяет его нравственно-психологический климат. Успех руководства, как показывает опыт, во многом зависит от того, какие этические нормы и принципы использует руководитель по отношению к подчиненным, на основе чего им отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Напротив, без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными.
Современные исследователи говорят о существовании 4-х основных видов межличностных отношений в системе «руководитель – подчиненный»:приказание, внушение, участие, делегирование. В основу их выделения положена известная в управлении закономерность, по которой степень руководства определяется уровнем профессионализма сотрудников: по мере роста профессионализма сотрудника руководитель меньше им управляет, больше его поддерживает, вселяет в него уверенность в своих силах (см. табл. 1).
Таблица 1. Виды межличностных отношений в системе «руководитель – подчиненный»
Приказание | Внушение | Участие | Делегирование |
Оптимально принизком уровне профессионализма сотрудника, когда он не готов к выполнению задачи и не берет на себя ответственность | Используется на уровне зрелости сотрудника от низкого до среднего, когда он еще не способен, но готов взять на себя ответственность Необходимы руководство и поддержка | Лучшее на уровне зрелости от среднего до высокого, когда сотрудник готов к выполнению задачи, но не готов к ответственности.Больше нужна поддержка, не руководство, совместное обсуждение проблем | Используют при высоком уровне профессиональной зрелости сотрудника. Передача полномочий сотруднику минимум управления и малая степень поддержки, расчет на свои силы и ответственность сотрудника |
|
|
Ст. Ковалевский кроме решений руководителя о принципах своей деятельности в качестве приоритетных выделил решения руководителя о действиях подчиненных. Их основу, по мнению ученого, составляют: фаза поручения заданий, мотивация и контроль.
Наибольшую сложность для руководителя представляет проблема выбора правильной формы выдачи поручений и особенно проблема достижения добровольности исполнения распоряжений.
При выборе формы распоряжения учитываются два основных фактора:
1) ситуация, наличие времени для «маневра»;
2) личность подчиненного, его квалификация и добросовестность. Учет этих факторов позволяет выбрать этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.