Охранительная и либеральная альтернативы в общественно-политическом движении XIX века

 

Общественное движение- это активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели, на переход от одной стадии развития в другую. В XIX веке в России появилось разнообразное по содержанию и методам действия общественное движение, сильно повлиявшее на дальнейший ход истории страны.

Появление и развитие общественных движений было обусловлено стремлением к прогрессу и растущим пониманием в обществе отставания России от Западной Европы. В России создавались теории либо консервации самодержавия, либо постепенного изменения самодержавно-крепостническо-го строя, либо его ликвидации. Соответственно, в российском общественном движении можно выделить три основных направления: консервативное (охранительное), либеральное и революционное (радикальное).

У истоков российского консерватизма стоит историк и писатель Н.М. Карамзин. Он считал единственно приемлемым путем общественного развития эволюционное движение в рамках тех общественных отношений и политического устройства, которые характерны для каждого народа.

Консервативное направление не получило самостоятельного и широкого развития, оно смыкалось с правительственной идеологией, представленной «теорией официальной народности». Автором ее был граф С.С. Уваров, министр просвещения в правление Николая I. Теория обосновывала идею самобытности России, покоилась на трех началах: православие, самодержавие, народность.

Эти идей были подхвачены журналистами Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.Н. Погодиным, С.П. Шевырёвым. В 1850-1890-х гг. идею неограниченного самодержавия поддерживали М.И. Катков- издатель «Московских ведомостей» и К.П. Победоносцев- обер-прокурор Святейшего синода. Во внешней политике они развивали идей панславинизма - единения славянских народов вокруг России.

В либеральном направлении различают три этапа развития:

· Конец XVIII- первая половина XIXвв.- «дворянский либерализм»;

· 1860-1880-е гг.- «земский либерализм»

· Конец XIX- начало XX вв.-«демократический либерализм».

На рубеже 1830-1840-х гг. в среде либералов возникли два идейных течения- западники и славянофилы. Их противоборство началось после публикации в 1836 г. в журнале «Телескоп» первого философического письма П.Я. Чаадаева. По приказанию Николая I Чаадаев был объявлен сумасшедшим, редактор журнала Надеждин отправлен в ссылку, а цензор Болдырев уволен и лишен пенсии.

Идеологами славянофилов были К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность страны, полагая, что ей нужно вернуться к временам Земских соборов, в допетровскую Русь. Русских людей, считали они, отличает особая богобоязненность и верность христианским заповедям, им присущ особый дух коллективизма, «общинность», готовность пострадать за «мир», чего нет на Западе, где культивируется индивидуализм. Этим они объясняли особый путь развития России. Их идеи сыграли большую роль в изучении истории народа, народной культуры.

Славянофилов и западников объединяло желание видеть Россию мощной и современной державой европейского типа, для чего необходимо ограничить монархию конституцией, ликвидировать крепостное право и провести другие реформы.

Западники полагали, что страна должна развиваться в русле европейской цивилизации. Резко критикуя славянофилов за противопоставление России и Запада, они объясняли российское своеобразие отсталостью страны. Их лозунгом было: «Признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к Западу!». Крестьянскую общину они считали анахронизмом и тормозом общественного развития. Их лидерами были К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, П.В. Анненков.

Сторонники либерального движения второй половины XIX века настаивали на принятии в России конституции, на продолжении реформ и признании демократических свобод.

Либералы первой и второй «волны» полагали, что модернизацию России следует проводить путем реформ, поэтому они были готовы сотрудничать с самодержавием. Организационно они не были оформлены.

К концу XIX века центром либеральной оппозиции по-прежнему оставались земские органы, а ее главным лозунгом была «позитивная работа на местах». Однако рост социальной активности низов стимулировал деятельность либералов и их стремление к консолидации сил. Устанавливаются и укрепляются связи между земствами, проходят полулегальные встречи земских лидеров, разрабатываются планы по ограничению самодержавия. В 1899 г. в Москве возник кружок «Беседа», в который вошли представители аристократии и земств (братья князья Долгоруковы, князья Трубецкие, князь Д.И. Шаховской, Н.А. Хомяков и др.). Они критиковали самодержавие и стремились объединить земское движение. Более умеренные земцы, группировавшиеся вокруг Московской губернской земской управы во главе с Д.Н. Шиповым, выступали за политические свободы и создание законосовещательного органа. В 1903г. они создали «Союз земцев- конституционалистов».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: