Революционная альтернатива общественного движения XIX века

 

Уже в начале XIX века стало очевидным, что социально-экономические отношения и государственный строй России нуждаются в кардинальных изменениях. Очевидной становилась и неспособность власти их осуществлять. Знакомство с жизнью Европы в ходе Заграничного похода 1813-1814 гг. показало в ее сравнении, что она была не в пользу России.

По инициативе гвардейских офицеров А.И. и Н.М. Муравьевых, С.И. и М.И. Муравьевых-Апостолов, С.П. Трубецкого и И.Д. Якушкина в 1816г. была создана конспиративная организация- Союз спасения. Ее члены предполагали захватить власть вооруженным переворотом и цареубийством, чтобы принять конституцию и ликвидировать крепостное право. В 1818г. организация распалась и возник Союз благоденствия. Цели остались прежними, однако их достижение предполагалось добиваться путем широкой пропаганды своих взглядов.

В 1821г. в Петербурге возникло Северное общество, а на Украине- Южное. Н.М. Муравьев, лидер Северного общества, разработал «Конституцию», согласно которой в России предполагалось ввести конституционную монархию, высшим законодательным органом сделать Народное вече, отменить крепостное право.

Программный документ южан - «Русская правда» П.И. Пестеля - был радикальнее: Россия должна стать республикой. Отменялось крепостное право.

Методом борьбы они избрали заговор и вооруженный переворот. 14 декабря 1825г. они вывели часть гвардейцев на Сенатскую площадь Петербурга, чтобы сорвать присягу Николаю I. Выступление было подавлено, а пятеро декабристов - П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский и К.Ф. Рылеев- казнены.

Однако остановить духовные искания было невозможно, и уже в конце 1830-х гг. наряду с либералами появляются революционные демократы, предлагавшие свой взгляд на будущее России.

Представители революционно-демократического течения - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского (петрашевцы),- разделяя многие взгляды западников, вступают с ними в разногласия.

Кружек петрашевцев возник в Петербурге в 1845г., его члены пропагандировали идеи западных социалистов-утопистов, стояли за ликвидацию монархии, крепостного права, за демократические свободы. В 1849г. кружок был разгромлен, часть членов получила смертные приговоры, в последний момент замененные каторгой.

Родоначальником «русского социализма» называют А. Герцена, писателя, философа, революционера. Поражение революции 1848-1849 гг. в Европе привело его к мысли об особом пути России. Если Европа достигнет прогресса через капитализм, то Россия через социализм. Издаваемые им в Лондоне альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол», обличавшие русское самодержавие, стали первой бесцензурной русской прессой.

К крупнейшим теоретикам «русского социализма» относится Н.Г. Чернышевский. Он считал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины, поскольку в ней содержаться такие элементы социалистических отношений, как уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование пастбищами, лугами, лесами, крестьянское самоуправление, равенство всех членов. Идеи Герцена и Чернышевского легли в основу народнической идеологии.

В течение 1860-х гг. разночинцы неоднократно пытались создать свою сильную организацию. В 1862-1864гг. появилась группа «Земля и воля», во второй половине 1860-х – кружки под руководством Н.А. Ишутина, затем С.Г. Нечаева. В идейном плане интеллигенция ориентировалась на нигилизм. Он во многом подготовил почву для идеологии революционного народничества. В 1870-1880-х гг. это направление заняло ведущее место в российском революционном движении. Его теоретиками были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Их идеи сводились к следующему: капитализм в России насаждается сверху» и не имеет в стране социальных корней, будущее- за общинным социализмом.

Для достижения целей народники предлагали разные пути:

· М.Бакунин считал, что нужно как можно быстрее начать крестьянскую революцию;

· П. Лавров, возглавивший пропагандистское направление, тоже ратовал за крестьянскую революцию, но его ведущей силой считал революционеров-народников;

· П. Ткачев считал, что народ и интеллигенцию разделяет пропасть, крестьяне никогда не поймут революционеров, поэтому остается путь заговора.

 С 1873 г. народники начали «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. В 1876г. возникает народническая организация «Земля и воля» (Плеханов, Михайлов, Морозов, Фигнер).

В 1879 г. организация распалась на «Черный передел» (Плеханов, Дейч, Засулич, Аксельрод), выступавшие за агитационно-пропагандистские методы борьбы, и «Народную волю» (Желябов, Перовская, Морозов). В качестве важнейшего средства борьбы они выбрали террор, и прежде всего- убийство царя.

Первого марта 1881г. на Александра II было совершено очередное, шестое покушение. Народнические организации были практически разгромлены.

Кризис революционного народничества привел к появлению либерального народничества. Ярким его представителем стал Н.К. Михайловский, видевший смысл своей жизни в служении народу.

В 1880-е гг. народническая идеология, хотя и утратила прежнюю идейную цельность, все же сохранила господствующее положение в русской общественной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: