1.Тема: ТО и ТР трансмиссии
2. Цель: Изучить технологический процесс диагностирования агрегатов трансмиссии (коробки передач, карданной передачи, ведущих мостов).
3. Задачи: Получить навыки в ТО и ТР трансмиссии.
4. Студент должен знать:
Отказы и неисправности агрегатов трансмиссии, их причины, методы и технологию их определения.
Должен уметь:
Диагностировать агрегаты трансмиссии, давать заключение об их исправности.
5. Методические указания для студентов при подготовке к занятию:
5.1. Литература: "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" Епифанов; Автомобили" Богатырев; "Устройство и эксплуатация транспортных средств" Роговцев и д.р.
5.2. Вопросы для повторения:
- устройство трансмиссии автомобиля;
- основные неисправности, способы устранения и объём работ по трансмиссии.
6. Контроль и коррекция знаний (умений) студентов:
6.1. Провести инструктаж по технике безопасности при выполнении лабора-торной работы.
6.2. Методические указания по выполнению работы.
|
|
6.2.1. Инструменты, оборудование и приборы:
- стенд с беговыми барабанами;
- прибор КИ - 4832;
- прибор ВПИ для проверки биения карданного вала;
- стетоскопы:
a) модель КП - 1154;
б) электронный.
6.2.2. Определение суммарного люфта трансмиссии.
Для этого применяются угловые люфтомеры модели КИ - 4832.
Определение суммарного люфта трансмиссии производится в следующей последовательности:
- установить автомобиль на стенд;
- установить люфтометр на вилку кардана, ближнюю к заднему мосту;
- затянуть стояночным тормозом до упора и измерить суммарный угловой люфт карданной передачи. Допустимый люфт не более 20; предельный люфт 50- 60;
- отпустить стояночный тормоз. Включая и выключая по требованию оператора поочерёдно все передачи в коробке, измерить люфты на каждой передаче, вычитая из определяемых люфтов суммарный люфт карданной передачи;
Допустимые значения люфтов в градусах для всех грузовых автомобиля составляют:
на 1 передаче - 2,50;
на 2 передаче - 3,50;
на 3 передаче – 40;
на 4 передаче – 60;
на 5 передаче – 60;
на передаче заднего хода 2,50. Предельные значения люфтов на каждой из передач в 2 раза выше допустимых;
- затормозить задний мост автомобиля колёсными тормозными механизмами;
- определить люфтометром люфт главной передачи; (допустимый люфт не более 350 для автомобилей ГАЗ и 450 для грузовых автомобилей ЗИЛ. Предельный люфт 600 – 650).
6.2.3. Определить биения карданного вала.
Для определения биения карданного вала применяют приспособление конструкции Владимирского политехнического института (ВПИ).
Для замера биения трубы кардана необходимо:
|
|
- установить автомобиль на стенд;
- укрепить приспособление для проверки биения карданного вала на лонжероне основного карданного вала;
- включить 1 передачу и поддержать минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя;
- определить по индикатору приспособления биение трубы карданного вала и записать показания. Снять приспособление;
- установить приспособление на лонжероне рамы к середине промежуточного вала и определить его биение. Записать показания и снять приспособление.
При необходимости проверить биение обоих карданных валов по шлицам, аналогично выше рассмотренным операциям.
Допустимое биение труб карданных валов составляет для грузовых автомобилей ГАЗ - 1, 2 мм, ЗИЛ - 130 - 0,8 мм.
6.2.4. Определение технического состояния КПП и ГП с помощью стетоскопов.
Для визуальной (субъективной) оценки технического состояния КПП и ГП по уровню вибрации применяются стетоскопы, которые дают ориентировочные представления о степени изношенности зубчатых зацеплений, близкой к предельной.
Стетоскоп своим стержнем 2 упирается в проверяемые элементы, а наушник (телефон) 1 прикладывается к уху. Стуки и резкий шум при переключении передач и работе агрегатов не допускаются.
Более сложные конструкции виброметров и шумомеров основаны
на использовании пьезокристалических датчиков, обладающих по сравнению с другими типами датчиков малой массой, повышенной чувствительностью, и позволяют измерять ускорение вибраций в широком диапазоне частот - от 5 до
20 000 Гц.
6.3. Контрольные вопросы:
- определение суммарного люфта трансмиссии;
- определение биения карданного вала;
- определение технического состояния КПП и ГП с помощью стетоскопов.
7. Отчёт.
Лабораторная работа № 19.
Диагностирование агрегатов трансмиссии.
Автомобиль (марка):
Двигатель (марка):
1. Общее диагностирование трансмиссии:
1.1. Определение свободного хода педали сцепление и сравнение его с допустимым значением:
1.2. Определение состояния коробки передач:
- легкость переключения передач
-
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.3. Определение состояния крепления:
- коробки передач:
- фланцев карданной передачи:
- крестовин карданной передачи:
- промежуточной опоры карданного вала:
1.4. Определение состояния главной передачи:
- подтекание масла:
- состояние подшипника ведущего вала ГП:
2. Определение суммарного люфта трансмиссии: 2.1. При помощи люфтомера КИ-4832:
2.1.1. Коробка передач:
Значения люфтов в градусах при замере | ||||
1-ая передача | 2-ая передача | 3-я 4-ая передача передача | 5-ая передача | |
2.1.1.1. Сравнение с допустимым значением люфтов. Вывод:
2.1.2. Главная передача:
- Фактический люфт:
- Сравнение с допустимым значением люфта. Вывод:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
3.1. Замер биения:
3.2. Сравнение с допустимым. Вывод:
4. Определение тех. состояния КПП и ГП по уровню вибрации три
помощи стетоскопа):
5. Заключение:
Работу провел студент:
Работу принял руководитель: