ПАМЯТЬ – познавательный психический процесс – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его прошлого опыта.
Отражая объективную действительность при помощи органов чувств человек получает образы, которые он запоминает. Человек их сохраняет (помнит). При необходимости полученная информация воспроизводится.
Память – необходимое условие психического развития человека: новые продвижения в психике человека всегда базируются на предыдущих достижениях, зафиксированных в памяти.
Благодаря памяти сохраняется целостность «Я» человека, осознается единство его прошлого и настоящего.
Без запаса представлений памяти невозможным была бы умственная деятельность, создание образов воображения, ориентация в среде вообще. Человек, лишенный памяти, как доказал И.М. Сеченов, постоянно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть.
Основная функция памяти: накопление информации (жизненного опыта).
В памяти различают такие основные механизмы (процессы):
· запоминание,
· сохранение,
· воспроизведение,
· забывание.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
Физиологическое основание памяти – работа высшей нервной деятельности. Согласно учению И.П.Павлова, материальным носителем памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее возможность создавать новые временные нервные связи, условные рефлексы. Создание, укрепление и затухание временных нервных связей является физиологическим механизмом памяти. Запоминается и
сохраняется не столько образ, сколько «след», временные нервные связи, которые образовались в ответ на действие раздражителя.
Теории памяти