Одним из феноменов (механизмов) памяти являются ассоциации, что означает связь, объединение. По И.П.Павлову, ассоциации – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Согласно теории ассоциаций, если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуются ассоциативная связь, и повторное появления какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов. В зависимости от условий, необходимых для их создания, ассоциации подразделяют на три типа: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту.
Ассоциация по смежности — это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, следующих друг за другом во времени (смежность во времени), или находящихся рядом друг с другом в пространстве (смежность в пространстве). Образы восприятия или какие- либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
Ассоциация по сходству имеет место в тех случаях, когда в мозгу отражаются связи между предметами, похожими между собой в определенном отношении. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
Ассоциация по контрасту возникает при отражении в мозгу человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой противоположными признаками (например, высокий — низкий, быстрый — медленный, веселый — грустный и т.п.). Например, представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Особый вид ассоциаций — порожденные потребностями познавательной деятельности и жизни человека причинно-следственные ассоциации. Они отражают не только совпадение раздражителей во времени и пространстве, их сходство и отличия, но и причинные зависимости между ними. Причинно-следственные ассоциации являются основаниями для мыслительных и логических построений.
Особое условие для образования ассоциаций – многократное повторение одних и тех же процессов во времени.
Виды памяти
Критерий | Виды памяти |
Образная память (запоминание образов конкретных предметов, | |
явлений, их свойств, наглядно данных между ними связей и | |
отношений). | |
В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются | |
объекты при их запоминании, образная память бывает: | |
· зрительной, | |
· слуховой, | |
В зависимости от того, что | · тактильной (осязательной), · обонятельной, |
запоминается и воссоздается (т.е. в зависимости от материала, который запоминается) | · вкусовой |
Словесно-логическая память (запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, которые отражают предметы и явления в их существенных связях и отношениях), т.е. запоминание слов в логической последовательности. | |
Двигательная память (запоминание и воспроизведение | |
человеком своих движений). Проявляется она в разных видах | |
игровой, трудовой, производственной деятельности, в действиях | |
художника, балерины, машинистки и т.п. Она является основанием | |
создания различных умений и навыков, освоения устного и | |
письменного языка. | |
Эмоциональная память (запоминание и воспроизведение | |
человеком своих эмоций и чувств). Запоминаются не только сами | |
по себе эмоции, а также предметы и явления, которые их | |
вызывают. Например, переживания чувства ностальгии при | |
воспоминаниях о стране, в которой человек вырос, но оставил ее. | |
Кратковременная память (память, которая характеризуется | |
быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и | |
По продолжительности удержания материала | непродолжительным хранением). |
Долговременная память (длительное сохранение информации и последующее использование ее в деятельности). | |
Оперативная память (память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, нужной для | |
использования в текущей деятельности). | |
Например, удержание в уме промежуточных результатов при | |
выполнении сложных вычислительных действий. Выполнив свою | |
функцию, информация может забываться. | |
В зависимости от наличия или отсутствия цели | Непроизвольная (мы что-то запоминаем и воссоздаем, не ставя перед собой специальной цели что-то запомнить или воспроизвести) |
Произвольная (когда есть цель что-то запомнить или припомнить) |