Ассоцианистическая теория

Одним из феноменов (механизмов) памяти являются ассоциации, что означает связь, объединение. По И.П.Павлову, ассоциации – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Согласно теории ассоциаций, если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуются ассоциативная связь, и повторное появления какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов. В зависимости от условий, необходимых для их создания, ассоциации подразделяют на три типа: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту.

Ассоциация по смежности — это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, следующих друг за другом во времени (смежность во времени), или находящихся рядом друг с другом в пространстве (смежность в пространстве). Образы восприятия или какие- либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

Ассоциация по сходству имеет место в тех случаях, когда в мозгу отражаются связи между предметами, похожими между собой в определенном отношении. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

Ассоциация по контрасту возникает при отражении в мозгу человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой противоположными признаками (например, высокий — низкий, быстрый — медленный, веселый — грустный и т.п.). Например, представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

Особый вид ассоциаций — порожденные потребностями познавательной деятельности и жизни человека причинно-следственные ассоциации. Они отражают не только совпадение раздражителей во времени и пространстве, их сходство и отличия, но и причинные зависимости между ними. Причинно-следственные ассоциации являются основаниями для мыслительных и логических построений.

Особое условие для образования ассоциаций – многократное повторение одних и тех же процессов во времени.


Виды памяти

Критерий Виды памяти
  Образная память (запоминание образов конкретных предметов,
  явлений, их свойств, наглядно данных между ними связей и
  отношений).
  В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются
  объекты при их запоминании, образная память бывает:
  · зрительной,
  · слуховой,
В зависимости от того, что · тактильной (осязательной), · обонятельной,
запоминается и воссоздается (т.е. в зависимости от материала, который запоминается) · вкусовой
Словесно-логическая память (запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, которые отражают предметы и явления в их существенных связях и отношениях), т.е. запоминание слов в логической последовательности.
Двигательная память (запоминание и воспроизведение
  человеком своих движений). Проявляется она в разных видах
  игровой, трудовой, производственной деятельности, в действиях
  художника, балерины, машинистки и т.п. Она является основанием
  создания различных умений и навыков, освоения устного и
  письменного языка.
  Эмоциональная память (запоминание и воспроизведение
  человеком своих эмоций и чувств). Запоминаются не только сами
  по себе эмоции, а также предметы и явления, которые их
  вызывают. Например, переживания чувства ностальгии при
  воспоминаниях о стране, в которой человек вырос, но оставил ее.
  Кратковременная память (память, которая характеризуется
  быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и
По продолжительности удержания материала непродолжительным хранением).
Долговременная память (длительное сохранение информации и последующее использование ее в деятельности).
Оперативная память (память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, нужной для
  использования в текущей деятельности).
  Например, удержание в уме промежуточных результатов при
  выполнении сложных вычислительных действий. Выполнив свою
  функцию, информация может забываться.
В зависимости от наличия или отсутствия цели Непроизвольная (мы что-то запоминаем и воссоздаем, не ставя перед собой специальной цели что-то запомнить или воспроизвести)
Произвольная (когда есть цель что-то запомнить или припомнить)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: