Тема 1.1. « Предмет, методология и особенности изучения экономической науки». (МОДУЛЬ 1)

Основные вопросы: Предмет, цели и функции экономики. Методология экономической теории. Рынок: сущность, виды и функции. Условия возникновения рынка. Понятие регулируемой экономики.

Понятие экономических законов и категорий. Фатализм и волюнтаризм как две формы проявления крайностей в экономике. Сущность, условия и виды конкуренции в экономической теории. Защита конкурентной среды. Экономические неопределённости и риски рыночной системы хозяйствования. Несовершенство рынка.

Этапы формирования современной рыночной системы.

Лекционный материал:

Современная экономика – это особая и специфическая сфера жизни современного общества, которая имеет свои законы и нерешённые проблемы, это мир, полный загадок и противоречий, а подчас и парадоксов. Поэтому и наука, изучающая рыночную экономику, одним людям кажется слишком сложной, другим, напротив – слишком простой. Уже из этого следует, что человек, решивший профессионально заниматься экономикой, должен уметь уйти от упрощённых схем хозяйственной жизни.

Экономика (от греч. o'ikos – дом, хозяйство и nomos - правило, закон; в совокупности - правило ведения хозяйства) – 1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.[1]

Рынок – 1) Место купли-продажи товаров и услуг, заключение торговых сделок; 2) Экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемых товаров выделяют: рынок сырья, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы.

По масштабам охвата территории различают мировой, зональный, региональный, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние рынки.

По уровню конкуренции рынки делятся на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические и монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневой, чёрный) рынки. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынок, где происходит продажа и перепродажа ценных бумаг.

Рыночная экономика, равно как и экономика всех прошлых эпох, вырастает из производства и воспроизводства, которые образуют её исходный материал и информационную сущность.

В историческом смысле производство (воспроизводство) материальных благ и услуг есть первый акт, который и дал начало современной экономики. В генетическом смысле производство (воспроизводство) было, есть и будет той материальной силой, которая придаёт экономической системе устойчивый характер и позволяет обществу процветать и развиваться на пути эволюции всей человеческой цивилизации.

Современная экономика рыночного типа – продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической (хозяйственной) жизни современного человека, как на уровне общества (государства), так и на уровне первичного хозяйственного звена. При этом она исходит из условий рыночно-материальных отношений всех задействованных хозяйственных и политических механизмов.

Современная рыночная экономика является смешанной, оптимально регулируемой и социально ориентированной.

Исторический опыт убедительно доказывает, что рыночная экономика, взятая в её «чистом» виде порождает целый «букет» (вид) негативных последствий и, поэтому вмешательство государства необходимо.

Регулировать (от лат. regula - правило, regulare – подчинять правилу) – 1) подчинять определённому порядку, правилу, упорядочивать; 2) устанавливать правильное, необходимое для работы взаимодействие частей единого механизма, аппарата и т.п. 3) воздействовать на экономические (хозяйственные) процессы для получения нужных показателей, достижение нужной степени удовлетворения потребностей человека.

Регулирование экономики – управляющее, корректирующее воздействие на экономику со стороны органов управления (государственных и иных структур) с целью поддержания протекающих в ней процессов на определённом уровне или предотвращение, подавление неблагоприятных воздействий или явлений. В централизованной экономике (экономической системе) регулирование осуществляется с помощью преимущественно директивных, распределительных, административных методов, в рыночной – путём использования в основном рыночных регуляторов, настройки рыночных механизмов управления.

Регулирование экономики, программирование экономических процессов, действий экономических субъектов может осуществляться посредствам стимулирования рыночного саморегулирования и рыночной самоорганизации всех субъектов экономической системы сформировавшейся в конкретном государстве (в конкретной стране или на конкретной территории).

И особо следует отметить, что исключительно сложным и противоречивым явлением в экономике предстаёт сама экономическая система современной России, где закономерность часто оказывается случайностью, а случайность – закономерностью, ну а экономические парадоксы – не столь уж редкое явление.

Не стоит забывать о том, что всякое (любое) общество (государство), существует в конкретном месте и в конкретном времени наблюдаемых (происходящих) явлений и процессов.

И последнее, современная экономика любой страны немыслима без интернационализации хозяйственной жизни в самых различных её проявлениях. Проблемы мирового хозяйства оказывают существенное влияние и на отдельно взятую национальную экономику, равно как и отдельно взятая экономика конкретного государства, в конце концов, оказывает влияние на всю мировую экономическую систему хозяйствования (мировую экономику), особенно мезоэкономика (экономика регионов).

Разнообразие интересов формирующихся и развивающихся в процессе жизнедеятельности людей обусловливает наличие и динамику соответствующего этим интересам комплекса потребностей. С этой точки зрения наша жизнь состоит из потребностей. Человечеству для своего существования и развития жизненно необходимо непрерывно повторять и возобновлять процессы, связанные с производством материальных и нематериальных благ.

Возможности удовлетворения разнообразных потребностей в любом обществе определяется, прежде всего, ресурсами, наличие которых в экономике ограничено. Следует обратить внимание на то, что в специальной экономической литературе применяются довольно близкие на первый взгляд термины economy и economics.

Термин economy включает в себя всё, что относится к экономической жизни страны (предприятия, транспорт, дороги, магазины, люди производящие и потребляющие товары, а также сами эти товары и услуги).

Термин economics означает общественную науку, которая занимается изучением «экономики» (economy): как обеспечивается удовлетворение потребностей общества и людей при ограниченности ресурсов, их распределение и как следует адекватно вести управление хозяйственной жизнью страны, отрасли, предприятия. Таким образом, «экономика» является важнейшей дисциплиной, имеющей практическое значение.

Предмет науки – это круг явлений, который она изучает в окружающем мире. Экономика базируется на двух главных аксиомах:

Ø Потребности общества неутолимы и безграничны;

Ø Экономические ресурсы редки и ограничены.

Предметом экономических наук являются изучение производственных отношений, закономерностей общественной организации и труд, анализ функционирования экономических законов, проблем управления общественным производством в форме государства.

Производительные силы, вся система надстройки и надстроечных учреждений, государственный аппарат (государственные институты) непосредственно не относятся к предмету экономических наук.

В функции и задачи экономических наук входят:

§ познание объективных закономерностей экономического строя общества в форме государства или государственного образования;

§ статистическая обработка и теоретическая систематизация явлений и процессов хозяйственной жизни общества;

§ выработка практических рекомендаций в области воспроизводства жизненных благ человеческой цивилизации.

Поэтому главной и естественной задачей экономической науки является исследование проблем эффективности использования в рамках определённого организационного механизма ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей. Экономическая наука – это составная часть и фундамент системы общественных наук, теоретическая форма выражения материальных интересов различных классов и социальных групп, совокупность наук об организации государства и человеческого общества.

Термин «экономика» в современных условиях используется в следующих значениях:

1. народное хозяйство данной страны (конкретного государства) или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика ЕС и т.д.);

2. исторически определённая совокупность экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определённую экономическую систему общества (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и др.);

3. научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, её законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономика, экономикс и т.п.), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления, производства и т.д.).

Экономическая теория использует знания, выработанные смежными и естественными науками, к которым следует отнести:

· политические науки, поскольку экономисты вплотную сталкиваются с различными аспектами организации общества и политикой правительства;

· психологию, ибо экономистам важно знать мотивировку поведения и принимаемых решений индивидуумами и группами в различных ситуациях;

· бухгалтерию, несущую информацию о деятельности фирм с помощью различных финансовых показателей;

· юриспруденцию, так как решения, принимаемые отдельными лицами, группами или даже правительством по поводу различных видов деятельности, в одних случаях ограничиваются законами, в других – поощряются ими;

· историю, поскольку текущие события обременены прошлым, т.е. испытывают давление ранее принятых решений;

· инженерные науки, потому что распределение ресурсов между альтернативными целями требует технической информации о возможных способах их использования;

· математику, помогающую анализировать сложные экономические проблемы и создать экономико-математические модели;

· статистику, несущую информацию о количественных параметрах изучаемого объекта и помогающую тестировать статистическими данными различные гипотезы;

Тот факт, что экономическая теория ориентируется на сопутствующие науки, означает, что в известных пределах они имеют общее пространственное взаимодействие. Поэтому иногда трудно провести чёткую границу между тем, что изучает экономикс, а что является предметом исследования смежных наук.

Экономическая теория включает множество отдельных дисциплин, таких как «Теория отраслевых рынков», «Эконометрика», «Мировая экономика», «Экономика государственного сектора», «Экономическое развитие», «Экономика труда», «Институциональная экономика», «История экономической мысли», «История экономики» и др.

Экономисты обычно пытаются ответить на два вида вопросов – позитивные и нормативные. Позитивная экономическая наука пытается понять поведение и функционирование различных экономических механизмов и систем, воздерживаясь от оценок, хорошо или плохо то или иное явление. Она пытается точно описать (и, если можно, измерить) то, что существует и как оно действует. Нормативная экономическая наука анализирует результаты экономического поведения, даёт ценностные определения «как должно быть» и рекомендации «как надо делать» (см. схему).

Э К О Н О М И К А

Н О Р М А Т И В Н А Я Оценочное суждение людей о том, какой должна быть экономика, рекомендации на основе экономической теории  
П О З И Т И В Н А Я Научное представление об экономическом поведении на основе фактов. Экономика как она есть сейчас и здесь.

 

Структура экономической теории состоит из:

I. Общие основы экономической теории;

II. Микроэкономика;

III. Мезоэкономика (Региональная экономика);

IV. Макроэкономика;

V. Интерэкономика (Мировая экономика, Мегоэкономика).

Экономическая жизнь общества (государства) сложна и противоречива, она представляет собой многогранную и многоуровневую структуру различных учебных дисциплин. В эту систему можно включить, по меньшей мере, ещё три блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию:

Ø Историко-экономические науки (история экономики и история экономических учений);

Ø Специальные или функциональные экономические науки (финансы и кредит, ценообразование, бухгалтерский учёт, банковское дело, страховое дело, маркетинг, менеджмент, экономика труда, экономика природопользования и т.д.);

Ø Конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйства (экономика отраслей, т.е. промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства, туризма и т.п.) или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятия, региона, отдельных стран и территорий и т.п.).

Приступая к изучению экономических наук следует выяснить, прежде всего, какую роль выполняет экономическая наука в реальной жизни, каковы её функции и место среди других социальных (общественных) ценностей. Здесь можно выделить пять основных функций, которые выполняет экономическая наука в жизни человеческого общества:

1. Научно-познавательная функция. Человек, изучающий экономическую науку, познаёт важнейшую сторону жизни человеческого общества – процесс производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, без которых существование человеческой цивилизации (общества) невозможно;

2. Критическая функция. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из которых более, другие менее эффективны. Соответственно в науке по одному и тому же вопросу существуют самые различные взгляды, неодинаковые подходы и решения. В этих условиях экономическая наука должна дать объективные критические или позитивные оценки, как формам экономической жизни, так и теоретическим концепциям;

3. Практическая (прагматическая) функция. Практичность экономической науки выражается в том, что каждый руководитель государства, фирмы, любого другого хозяйствующего субъекта в своих конкретных делах сознательно или не осознавая того руководствуется её принципами. Разумеется, практические аспекты экономической науки нельзя понимать примитивно. Эта наука не может научить, как вести домашнее хозяйство, садоводство, земледелие, туристический бизнес, как добывать нефть или газ, как управлять фирмой или персоналом. Для этих целей требуется знание других наук – менеджмента, горного и нефтегазопромыслового дела, туризма и т.д. Экономическая наука – это предпосылка успешного развития экономики, как на микро-, так и на макроуровнях, но не более того. Это скорее правильное направление движения к конкретной цели.

4. Прогностическая функция. Глубокое знание всех сторон экономической жизни общества даёт отдельному человеку, фирме и общества в целом возможность предвидеть события, возможность научного прогноза будущих экономических явлений, как на микро -, так и на макроуровнях. В экономической жизни то или иное совершённое действие часто влечёт за собой непредвиденные и непредсказуемые последствия. Однако экономическая наука позволяет достаточно чётко представить логику происходящих событий и предугадать последствия действий и решений.

5. Методологическая функция. В специализированной литературе можно встретить справедливые утверждения, что экономическая теория является не только учением, но и методом, своеобразным интеллектуальным инструментом, техникой мышления разумного субъекта. Именно экономическая наука помогает нам оценить и понимать окружающую нас хозяйственную жизнь, пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений и событий; наконец, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий, а предвидение способствует разумному действию. Оно даёт ключ к решению многих проблем (предпринимательству, финансам, учёту, аудиту и т.д.). Ключ, но не рецепт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: