Условия возникновения рынка

Первое условие – разделение труда, которое ведёт к специализации и обмену между членами общества.

Второе условие – самостоятельность экономических агентов или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов экономических отношений общества.

Третье условие – товарный обмен предполагающий стремление членов общества к взаимовыгодному сотрудничеству. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого товара. Подобное стремление находит своё выражение в экономической самостоятельности, ограниченности и обособленности интересов сторон.

Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начинает опираться также на коллективную (общинную) собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерное общество, государственное предприятие, смешанное или совместное предприятие) хозяйственного управления.

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и четвёртое условие – свобода предпринимательства.

Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой экономической системе (традиционной, административной, смешанной).

Институты – это законы, нормы, организационные структуры. Именно они создают ту среду, в которой функционирует рынок, и, определяют систему (механизм) сдержек и противовесов, активно противодействующую произволу и деформации рыночной стихии и системе рыночных отношений всех субъектов хозяйственной составляющей общества.

Но общий подход един – чем меньше «скован» товаропроизводитель, тем больше для экономики простора в рыночных отношениях. Обществу нужны не запреты рыночной экономики, а их рационализация, оптимизация и эффективность управления, нужен регулируемый рынок.

Рынок как единый механизм («большой рынок») состоит из отдельных («малых рынков») – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг, информации и информационных технологий, нанотехнологий и т.д. «Малые рынки» чаще всего бывают двух видов:

Ø рынок ресурсов;

Ø рынок продукции (товаров, услуг).

Экономические агенты (субъекты рынка) возникают изначально на «большом рынке» как собственники экономических ресурсов(труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний).

ФУНКЦИИ РЫНКА:

1. Ценообразующая;

2. Информационная;

3. Регулирующая;

4. Посредническая;

Санирующая.

В современной экономической (рыночной) теории выделяют следующие виды отношений в обществе (государстве):

§ совершенная (свободная) конкуренция;

§ чистая монополия;

§ монополистическая конкуренция;

§ несовершенная конкуренция (олигополия);

§ монопсония.

I. Ценообразующая функция рынка возникает в результате взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производства (усреднённые издержки общества или в государстве).

В отличии от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом в процессе рыночного обмена цена устанавливается путём сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

II. Цена, складывающаяся на каждом рынке, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющаяся цена на продукты, товары и ресурсы даёт объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ поставляемых на рынок. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие – об избытке благ по сравнению с платёжеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальный объём точечной информации, выдающий обобщённые данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчёты, результаты и действия.

III. Регулирующая функция рынка связывает своим воздействием рынок и все сферы хозяйственной деятельности людей и прежде всего на производстве. Постоянные колебания цены не только информируют о состоянии дел, но и регулируют всю хозяйственную деятельность. Растёт цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к сокращению производства. Информация предоставляемая рынком заставляет производителя снижать затраты, улучшать качество выпускаемой продукции и менять технологию изготовления товара.

Образно говоря на рынке, действует регулирующая «невидимая рука», о которой ещё писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причём в этом случае невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».[2]

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах производства, инфляции, кризисах имеющих циклическую природу и процесса безработицы присущих современному обществу.

IV. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им, найти друг друга, наиболее выгодным способом, выбрать вариант купли-продажи приемлемый именно для них.

В условиях развития рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций также стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем (потребителем).

V. Рыночный механизм – это достаточно жёсткая, в известной мере жестокая система. Она постоянно проводит санирование, «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструменты конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. При этом, даёт «зелёный свет» более предприимчивым и активным предпринимательским структурам общества. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства (национальной экономики) в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В бескомпромиссной конкурентной борьбе нередко гибнут средние и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И всё же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился окончательно и безвозвратно.

Формирование рыночных цен – это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели и интересы в обществе.

Как взаимно увязываются эти противоположные стремления субъектов экономики (экономических агентов) в рыночной экономической системе?

Эту постоянную работу выполняет в обществе механизм цен и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою экономическую функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь в условиях конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности.

По самому общему определению, конкуренция – это соперничество между участниками рынка. В то же время существуют различные трактовки теоретических положений в зависимости от позиций, занимаемых теми или иными экономистами-теоретиками.

По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе – нововведения. «Созидающее разрушение» всего прошлого, отжившего в технике и технологии. Сама же конкуренция вовсе не идеал, ибо технический прогресс нередко обеспечивает монополия, которая может быть как государственной, так и негосударственной.

Рассматривая процесс конкуренции, один из сторонников неолиберального направления в экономической теории Ф. Хайек делает упор на роль информации и информационных технологий, которые осуществляется через движение цен, связывая производителей и потребителей.

Современная экономическая теория указывает, что достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся субъектов. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества, либо по меньшей цене, чем у конкурентов.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определённого порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ (экономических благ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: