Условия и виды конкуренции

(формы рыночных структур):

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основных предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие или наличие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур). Различают несколько видов конкуренции или, так называемых форм рыночных структур:

1) Совершенная (чистая конкуренция) возникает при следующих условиях:

§ существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

§ доля каждой фирмы в общем объёме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

§ вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен и доброволен;

§ нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники и технологии производства и т.д.

2) Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка.

При несовершенной конкуренции существуют жёсткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции выпускаемой привилегированными производителями, которые доминируют и диктуют свою цену на продукцию.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в хозяйственной практике и является как бы смесью двух отмеченных выше видов, - это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких и средних фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на него и выход с него обычно не связан с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых различными фирмами, которые делают свои товары в чём-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположностью конкуренции служит монополия (от греческого monos один и p ōleō продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в данную отрасль других фирм практически не преодолимы.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсония ( от греч. monos – один и opsōnia – закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателя. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определённой продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик – государство, поставщик – единственная специализированная фирма или предприятие ВПК), - модель двусторонней монополии. Особый тип модели - модель с учетом профсоюзов (самостоятельная работа студента).

Чистая монополия и чистая монопсония – сравнительно редкое явление.

Гораздо чаще в ряде отраслей в стране с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. oligos – немногий и p ōleō продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (алюминий, сталь), так и однородной (автомобили). Вступление новых фирм в отрасль как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

ЗАЩИТА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ (ЗКС):

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции как рыночной категории в обществе.

Для формирования конкурентных рынков необходима соответствующая институциональная среда, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных товаропроизводителей.

Проблема преодоления в России монополизма досталась от Советского Союза, она чрезвычайно острая и неоднозначная для российского рынка.

В практике рыночных отношений следует различать добросовестную конкуренцию, при которой соблюдаются правовые и этические нормы конкретной общественно-экономической формации, нормы взаимоотношений с партнёрами и имеет место уважение к потребителям.

Под недобросовестной конкуренцией понимается технический и промышленный шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы, сговор с коррумпированными структурами государства (отдельными чиновниками и представителями контролирующих и силовых структур) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: