Граница. Таежный роман (2000)

РЕФЕРАТ

По теме: «Основные черты русских сериалов на телевидении в 2000-х годах»

 

 

Работу выполнили: студентки 4курса,

факультета анимации и мультимедиа,

специальности «Графика»,

Варфоломеева Э.И., Золотухина А.Е.

 

проверил: преподаватель дисциплины

«История телевидения»

Утилова Н.И.

 

Москва 2016г

Содержание

1. Вступление……………………………………………….….3

2. Историческая справка……………………………………....4

3. Первый канал………………………………………………14

4. СТС…………………………………………………………20

5. НТВ…………………………………………………………25

6. РТР………………………………………………………….31

7. ТНТ…………………………………………………………35

8. РенТВ…………………………………………………….…37

9. Заключение…………………………………………….…...40

10.Список литературы и ссылки сайтов……………………..41

Вступление

После распада СССР школа советского кино оказалась в разваленном состоянии. В 90-х российские сериалы заменялись зарубежными продуктами. Только в начале 2000-х годов российская теле-индустрия начала возвращать показ отечественных сериалов. В первой половине нулевых, у руководства телеканалов появились возможности для создания оригинальных сериалов, рассчитанные на русского зрителя. Однако во второй половине, руководство каналов пришло к выводу, что закупка и адаптация зарубежного контента более выгодно, чем создание оригинальных сериалов.

 

Таким образом, российское ТВ знакомится с форматом «западного» ситкома, особенностями которого был закадровый смех, фиксированная камера и локация, при этом производство этих сериалов было очень дешевым. Другим жанром, завладевшим телевидением, стали отечественные «мыльные оперы», которые также отличились низким качеством съемок, актерской игры и сценарием. Тем не менее, такие сериалы нашли свою целевую аудиторию в лице домохозяек, встав наравне с латиноамериканским контентом.

 

Криминальные драмы, характерные для 90-х, стали менее мрачными и жестокими. В них появился юмор.

 

Одновременно с этим выходит много историческим драм и литературных экранизаций.

 

Начинается волна интереса и переосмысления событий советской эпохи и ВОВ, которая продолжается и по сей день.

 

Динамику развития сериальной индустрии в РФ можно проследить на примере 6-ти самых популярных каналов: 1 канал, Россия, НТВ, СТС, ТНТ, РенТВ. Проанализировав контент данных каналов можно выделить отличительные черты русских сериалов 2000-х годов:

 

- четкое разделение добра и зла

- плоские характеры персонажей

- предсказуемые диалоги и сюжет
- повторяющиеся архетипы персонажей, такие как: бедная девушка, мужчина-миллионер, военный, милиционер, аферистка, домработница и сельские жители
- незапоминающийся саундтрек

- большое количество ситкомов.

 

Есть, конечно, исключения среди сериалов. Есть фильмы с интересным и продуманным сценарием, с качественным художественным и музыкальным оформлением. Но таких кинолент очень мало.

 

 

Историческая справка

В конце 90-х стало ясно, что для сохранения целостности страны необходимо уравнять в правах все субъекты Федерации, добиться реализации конституционного положения о верховенстве федеральных законов «на всей территории Российской Федерации» и приведения региональных конституций в соответствие с Основным Законом Российского государства и всеми принимаемыми федеральными законами. То, что надо было сделать незамедлительно, – так это покончить с последствиями порочной практики установления особых договорных отношений федеральных органов с субъектами Федерации, приостановить расползание «конфедеративного вируса», угрожающего распадом России на несколько региональных полугосударств, способным привести к появлению на ее территории новообразования, не более жизнеспособного, чем СНГ…»

Наиболее трезвомыслящая часть российской элиты прекрасно понимала, что распад страны ставит под угрозу существования не только саму страну, но и ее элиту. Поэтому в будущие президенты и был выбран силовик, который должен был предотвратить оба эти краха. То есть сохранить целостность России, а заодно и сохранить за «сливками общества» с таким трудом завоеванные ими в 90-е власть и капитал. Однако у этого плана были и свои противники. Во-первых, отдельные региональные лидеры, кто успел привыкнуть к вольностям ельцинских времен и не желал прихода к власти сильного лидера, во-вторых – те западные стратеги, кто мечтал о дальнейшем ослаблении России. Поэтому этими силами были предприняты все возможные шаги, чтобы не допустить Путина к власти.

Сразу после того, как Путин стал официальным преемником Ельцина и фактически главным претендентом на пост будущего президента страны, «накат» на него со стороны оппозиционных СМИ только усилился (среди последних оказалось и НТВ, поскольку Гусинскому и людям, стоявшим у него за спиной, выбор Ельцина не понравился). В то же время приближенные к нему информационные структуры бросились его защищать. Короче, война в массмедиа продолжилась. В самый ее разгар оппозиционеры понесли весьма ощутимую потерю: в стан врага – на РТР – перешел генеральный директор НТВ Олег Добродеев.

Этот человек считался не просто отменным менеджером, он был мозгом своего телеканала. Как писала в «Новой газете» Е. Афанасьева: «Это только для непосвященных зрителей НТВ представало с лицом Киселева или Митковой. Профессионалы всегда знали, что из множества лиц, собранных в телекомпании самим же Добродеевым, его лицо – главное и именно оно составляет ту суть, которая отличает НТВ от других каналов. И коллеги, и конкуренты всегда называют его «обыкновенным гением», «богом информации». Его первенство в этой сфере не подвергается сомнениям…»

 

В мае 2000 года на «голубых экранах» состоялись премьеры сразу двух крупномасштабных российских сериалов, причем на одном канале – на НТВ. Так запущен сериал «Бандитский Петербург» по одноименной книге Андрея Константинова. Постановщиком фильма был известный питерский кинорежиссер Владимир Бортко («Блондинка за углом», «Собачье сердце» и др.). В главных ролях снимались: Кирилл Лавров (вор в законе Барон), Лев Борисов (вор в законе Антибиотик), Александр Домогаров (журналист Серегин), Дмитрий Певцов (следователь прокуратуры Челищев), а также Алексей Серебряков, Ольга Дроздова, Евгения Крюкова и др.

С 20 мая начали показывать сериал «Каменская» по книгам Александры Марининой. Как мы помним, бюджет каждой серии (а их тогда сняли 16 – восемь фильмов по две серии) составлял 105 тысяч долларов, что по тем временам считалось немыслимо дорого («Бандитский Петербург» обошелся чуть ли не в два раза дешевле). Режиссером фильма был Юрий Мороз, а в главных ролях были задействованы: Елена Яковлева (Каменская; отметим, что на эту роль пробовались около 40 актрис), Сергей Гармаш, Сергей Никоненко, Александр Балуев, Дмитрий Нагиев, Валерий Приемыхов, Вия Артмане, Дмитрий Харатьян и др.

И еще о телесериалах. 22 апреля газета «Сегодня» опубликовала рейтинг 10 самых популярных вечерних сериалов, которые демонстрировались на российском ТВ в период с сентября 99-го по апрель 2000-го. Места в этом списке распределились следующим образом:

1. «Убойная сила» (ОРТ; 20,9 %).

2. «Улицы разбитых фонарей – 2» (НТВ; 19,3 %).

3. «Улицы разбитых фонарей» (НТВ; 17,7 %).

4. «Агент национальной безопасности» (НТВ; 15,9 %).

5. «День рождения Буржуя» (НТВ; 13,8 %).

6. «Д.Д.Д. (Досье детектива Дубровского)» (НТВ; 12,9 %).

7. «Возвращение Титаника» (НТВ; 10,4 %).

8. «Во имя любви» (ОРТ; 9,2 %).

9. «Огненная пустыня» (РТР; 9,1 %).

10. «Скорая помощь» (НТВ; 8,7 %).

Как видим, беспорным лидером по показу сериалов было НТВ (7 штук). Кроме этого, львиная доля сериалов, вошедших в десятку, были отечественного розлива – то есть российские. И это было неслучайно, о чем речь уже шла выше (толчок этому конвейеру по выпуску отечественного «мыла», как мы помним, был дан дефолтом-98). Как писала в «Новой газете» Е. Афанасьева (номер от 1 июня 2000-го): «Правильнее всего будет определить этот сезон как сезон сериалов. Дело, начатое «Ментами» в прошлом году (вообще-то первая часть «Улиц разбитых фонарей» была показана сначала на ТНТ в начале 98-го, а затем в октябре того же года на ОРТ. – Ф. Р.), поднято на щит сразу несколькими каналами. Осознав, что родные отечественные сериалы – это не только те курицы, которые несут золотые рейтинговые яйца, но и главное оружие в деле контрпрограммирования, каналы наперебой бросились не просто ставить сериалы в сетку, а продюсировать, снимать и дезавуировать ими информационные бомбы конкурентов. И уже мало кто тратит усилий на один отдельно взятый, даже «убойный» сериал. Теперь каналы все больше разрабатывают собственную сериальную стратегию, а контрпрограммные игры стали любимым занятием их руководства.

Первым, засучив рукава, за дело взялось НТВ. Правда, поначалу рукава оказались не собственные, а другой структуры – «Медиа-Моста». Телесеть ТНТ не стала почивать на лаврах невиданного успеха «Улиц разбитых фонарей», немедленно поставив на поток «Новые приключения ментов», «Агента национальной безопасности», «Охоту на Золушку», «Тайны следствия». Другие структуры холдинга – «НТВ-кино», «НТВ-профит» и «Кино-Мост» не отстали и укрепили сериальную линейку НТВ, отбирающую зрительскую аудиторию у программы «Время» целым потоком – «Днем рождения Буржуя», «Досье детектива Дубровского», «Бандитским Петербургом» и «Каменской». Всего за год «мостовские» структуры намерены произвести, а следовательно, и показать по НТВ 210 «часов премьерной продукции», проще говоря, 210 новых серий, а через два года этот показатель удвоить.

Если в большинстве «мостовских» сериалов стреляют, избивают, убивают и объясняют это тем, что зритель сегодня хочет смотреть только детективы, то на РТР уверены, что зрителю сегодня нужны в первую очередь мелодрамы. Свою «Русскую серию» РТР создало явно в расчете на то, чтобы забрать под свое безраздельное влияние большую часть женского населения страны, уставшую от мексиканско-бразильских страстей и российского мордобоя. Сделав ставку на незатейливость, узнаваемость сюжета и популярных актеров, РТР при всех огрехах малобюджетности получило фантастические рейтинги…

Прочие каналы вели свою сериальную работу не столь последовательно, как НТВ или РТР. ОРТ сделало ставку на небывалые рейтинги «Убойной силы» и на возвращение в вечерний прайм-тайм бразильского «мыла».

Несмотря на победу «Идиота», подобных высокоинтеллектуальных сериалов (да еще основанных на классической литературе) на российском ТВ тогда было мало, а львиную долю составляли примитивные криминальные «стрелялки-догонялки» либо слезливые мелодрамы. Радовало лишь одно: количество российских сериалов значительно выросло в сравнении с недавним прошлым и обещало вскоре не только сравняться с зарубежными, но и обогнать их. Правда, на бюджеты сериалов серьезно повлиял переход платежей с доллара на евро – они стали дороже. Если еще два года назад одна серия обходилась в среднем в 50 тысяч долларов, то теперь из-за сумасшедшей конкуренции каналов – уже 200 тысяч.

Чтобы читателю было понятно, какое количество эфирного времени занимали ежедневно сериалы на российском ТВ, приведу в качестве примера один день – вторник 16 сентября 2003 года. Первый сериал начинался в 7.30 утра («Друзья» на СТС), а последний – в 3.55 ночи («Затерянный мир» на «России»). Всего в тот день было показано 56 сериалов. Лидером по их показу был канал СТС, который показал в тот день 13 серий 11 сериалов. В аутсайдерах числились «Культура» и ТВ-3, за которыми было всего по одному сериалу. Общая картина выглядела следующим образом.

СТС (11 сериалов) – «Друзья» (повтор вчерашней серии), «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Саванна», «Блоссом», «Дорогая, я уменьшил детей», «Друзья» (новая серия), «Новая семейка Аддамс», «Зачарованные», «Секс в большом городе», «Энтерпрайз», «Шина – королева джунглей», «Журнал мод».

«Россия» (8 сериалов) – «Лучший город земли», «Бригада», «Ундина», «Комиссар Рекс», «Каменская-2», «Марш Турецкого. Новое назначение», «Ангелы Чарли», «Затерянный мир».

REN-TV (6 сериалов) – «ОБЖ» (вчерашняя серия), «Главные роли», «Истинная любовь», «Русские амазонки» (вчерашняя серия), «ОБЖ» (новая серия), «Русские амазонки» (новая серия), «Сага о Форсайтах», «Истинная любовь».

Первый канал (5 сериалов) – «Земля любви, земля надежды» (вчерашняя серия), «Две судьбы» (вчерашняя серия), «Возвращение Коломбо», «Берег мечты», «Земля любви, земля надежды» (новая серия), «Убойная сила», «Две судьбы» (новая серия).

ДТВ (5 сериалов) – «Женаты… С детьми» (вчерашняя серия), «Влюбленные в танго», «Крутой Уокер» (вчерашняя серия), «Тонкая голубая линия», «Женаты… С детьми» (новая серия), «Поворот ключа», «Крутой Уокер» (новая серия).

М-1 (5 сериалов) – «Музыка ее души», «Полицейские истории: жизнь без страховки» (вчерашняя серия), «Зал ожидания», «Спасатели Малибу», «Полицейские истории: жизнь без страховки» (новая история), «Кэнди клаб».

«Столица» (4 сериала) – «Любовники пустыни», «Кольцо дракона», «Неотложная помощь», «Инспектор Деррик».

ТНТ (4 сериала) – «Новая жертва», «Наша секретная жизнь – 2», «Первая волна», «Комиссар Шимански».

НТВ (3 сериала) – «Черный ворон» (вчерашняя серия), «Супершпионки», «Улицы разбитых фонарей – 4», «Черный ворон» (новая серия).

ТВЦ (3 сериала) – «Мисс Марпл», «Цыганская любовь», «Приключения Шерлока Холмса».

«Культура» (1 сериал) – «Самая плохая ведьма в Колледже волшебников».

ТВ-3 (1 сериал) – «Анатомия катастроф».

И еще о сериалах. 31 октября 2003 года лидер по показу сериалов – канал СТС – начал показ многосерийного фильма «Бедная Настя» – первого сериала в России, снятого по американским технологиям. Его создателей (режиссерами фильма выступили сразу 6 человек, а сценаристами – 13!) обучали голливудские специалисты из «Коламбия пикчерз», среди которых была и известная сценаристка Лиза Сейдман, работавшая над сериалами «Даллас» и «Она написала убийство». Бюджет фильма составил астрономическую для российского ТВ сумму – 11 миллионов 400 тысяч долларов! Рассказывает продюсер сериала Александр Акопов: «Мы используем уникальное для России оборудование. Это камеры нового цифрового формата, которые обеспечивают идеальное изображение. Высокое качество звука достигается, в частности, с помощью специальных микрофонов-журавлей, которые можно подводить к любой точке съемочной площадки. Всего на съемки сериала было доставлено 42 тонны оборудования со всего мира…»

Отметим также, что в кастинге на главные и второстепенные роли в сериале участвовало 7200 человек. В итоге были утверждены следующие актеры: Ольга Остроумова, Александр Филиппенко, Александр Калягин, Светлана Тома, Альберт Филозов, Виктор Вержбицкий. В роли Насти снялась Елена Корикова.

Появление подобных сериалов говорило о том, что российское телекино уверенно становится на ноги и готово конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Отмечая эту тенденцию, журналистка «Московского комсомольца» С. Одоевцева писала (номер от 20 ноября): «К телекино стали относиться серьезно и с уважением… Теперь, к примеру, на канале «Россия», начиная с «Каменской», все фильмы снимаются профессиональной камерой на кинопленку. Все «по-взрослому»: ставится свет, отражающие щиты и «дым», каждая сцена репетируется по 8—10 дублей, за день «на-гора» выходит 3–4 минуты экранного времени. Хиты Первого канала «Граница. Таежный роман» Митты и особенно «По ту сторону волков» Хотиненко – на последнем работал сам Павел Лебешев – поражают высококлассной, именно киношной школой. Режиссеры на телефильмах доходят и до настоящих открытий. Сорежиссеры сериала «Баязет» про русско-турецкую войну Андрей Черных и Николай Стамбула придумали, как «клонировать» массовку. Одного и того же человека снимают несколько раз с разных ракурсов и в разной одежде. Потом все это «сводится» на компьютере. И если, допустим, Сергею Бондарчуку для «Войны и мира» понадобилось 18 тысяч массовки, «Баязет» легко обошелся 50 статистами (при этом не стоит забывать, что эпопея Бондарчука стала классикой мирового кинематографа, завоевав «Оскар», а «Баязет» – всего лишь хорошим, и не более, телефильмом. – Ф. Р.).

Телесериалы сейчас снимать так же престижно, как и большое кино, – утверждает продюсер кинопроизводства телеканала «Россия» режиссер Валерий Тодоровский. – Это огромный шаг вперед. Допустим, два года назад снимать телекино в среде кинематографистов было едва ли не стыдно. Прогресс превзошел все ожидания.

За пять лет существования новой индустрии телекино, естественно, существенно изменились и бюджеты, и зарплаты. Те же «Менты», из которых, как из гоголевской «Шинели», вышли все наши сериалы, начинали с бюджета в 7 тысяч долларов за пакет из 12 серий. В 2000 году одна серия усредненного телекино тянула уже на 50—100 тысяч долларов. Сегодня же серия телефильма может стоить и 200–250 тысяч долларов («Бригада», «Идиот»), и даже 300–350 (по слухам, столько стоит серия в российско-американской «Бедной Насте»). Телепроекты не просто ранжируются по смете, качеству или тому, могут ли они потянуть на имиджевый проект. Один сериал сразу снимается как «дневной», другой – предпраймтаймовый, третий – как идущий в прайм-тайм. «Дневные» – самые дешевые. Их обычно снимают на натуре где-то в России, не тратясь на декорации, и приглашают одну-две звезды. Имиджевые проекты – самые дорогие и амбициозные. К примеру, «Идиот» со своими натуральными антикварными костюмами, «мебелями» и сервизами был бы и вовсе неподъемным из-за участия фантастического актерского ансамбля, если б не Достоевский. По слухам, и режиссер, и актеры так были увлечены самой работой над бессмертным произведением, что запросили где-то половину от своих обычных гонораров.

Доходы звезд – самая темная сторона истории. По западному принципу наши актеры обзавелись своими агентами и юристами и при этом свято блюдут букву договора о неразглашении. Но в среднем начинающий актер получает не больше 300–500 долларов за эпизод. Известный – от 1 до 5, а то и до 7 тысяч. «Зарплаты» мегазвезд колеблются в пределах от 10–15 до 25–30 тысяч…

В конкуренции кино с телевидением, которую с апокалипсическими настроениями комментировала советская интеллигенция, в России победило ТВ. Но оно и не думало уничтожать конкурента. Кино нужно телевидению для гнусных и не очень рейтинговых побед и, как следствие, дальнейшего обогащения. «Идиота» и «Бригаду» закупила крупнейшая европейская компания для показа по ТВ в Италии, Австрии, Румынии и т. п. Наши теперь снимают не только в нетопленой Белоруссии, но и в Праге, и во Франции, даже в экзотической Сирии…

Несмотря на то что сериальная индустрия в России набрала огромные обороты и практически перекрыла по количеству зарубежную продукцию, однако имиджевых проектов среди них по-прежнему мало. А основной поток составляют дешевые сериалы, где все сделано практически «на коленке».

Между тем телебоссы и власть были кровно заинтересованы в том, чтобы отечественное телекино стремительно развивалось. Ведь если ситуация сложилась таким образом, что прежний теледурман (зарубежные сериалы) перестал приносить желаемый эффект, то нужно было срочно изобрести новый эликсир, с помощью которого телебоссы продолжали бы качать прибыль в свой карман, а власть – держать народ в узде послушания. Как верно напишет журналистка газеты «Завтра» А. Серафимова: «Цель у государства, финансирующего сериалы, предоставляющего им лучшее время на своих каналах, заражающего через телеэкраны граждан трудноизлечимой болезнью – не только получение материальной выгоды от прокручивания лент. Как это у нас в последнее время и бывает – вкладывает средства государство (то есть мы с вами), а прибыль получают сугубо отдельные и отделенные от народа-налогоплательщика эффективные собственники. Государство, как и в случае с подрастающим поколением, ставит целью увести граждан от их проблем, переключить их участливое внимание со своих болей и бед на отстраненные вымышленные несчастья, выпустить пар переживаний, принудить потратить душевные силы, которые очень пригодились бы в противостоянии с пагубными действиями в отношении их государства…»

Между тем в сентябре 2004 года открылся новый телевизионный сезон. Правда, начало его было омрачено жуткой трагедией: 1 сентября группа чеченских террористов захватила среднюю школу в городе Беслане и в течение нескольких дней удерживала там заложников – 1127 человек, в основном женщин и детей, – требуя от властей вывода российских войск из Чечни. В итоге этого противостояния власти все-таки решились на штурм здания. В ходе его практически все террористы были уничтожены (за исключением одного), однако погибло и много заложников, в основном детей (погибло 334 человека, из них 186 – дети). Все российские СМИ внимательно следили за этой трагедией, и телевидение не было исключением: новостные программы на всех каналах начинались с сообщений из Беслана. Отметим, что в отличие от печатных изданий, где спектр оценок был разный (вплоть до обвинений властей в массовой гибели заложников), на ТВ ни одной критической стрелы по адресу Кремля выпущено не было (два года назад, во время захвата ДК на Дубровке, подобная критика с «голубых экранов» еще звучала).

Случайно или нет, но начало того телесезона было отмечено необычным явлением: среди сериальных фаворитов значились 10 картин, среди которых только одна была мелодрамой («Клон»), а все остальные – криминальные и военные боевики, а также детективы. Видимо, сама тогдашняя обстановка в стране диктовала такой криминально-военный набор. Полный список сериалов выглядел следующим образом:

1. «Диверсант» – Первый канал; рейтинг – 21,1 %.

2. «Штрафбат» – «Россия»; 12,1 %.

3. «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» – Первый канал; 11,9 %.

4. «Улицы разбитых фонарей» – Первый канал; 11,6 %.

5. «Красная площадь» – «Россия»; 10,6 %.

6. «Улицы разбитых фонарей – 6» – НТВ; 9,9 %.

7. «Клон» – Первый канал; 9,4 %.

8. «Участок» – Первый канал; 8,9 %.

9. «Антикиллер-2» – Первый канал; 8,1 %.

10. «Каменская-3. Когда боги смеются» – «Россия»; 7,6 %.

Как видим, безоговорочным лидером среди каналов здесь был Первый – целых 6 сериалов. Однако этот канал лидировал и в другой «номинации»: самая зубодробительная критика. Она в основном была обрушена печатными СМИ на два его проекта: «Диверсант» и «Штрафбат». Оба фильма были посвящены событиям Великой Отечественной войны и приурочивались их создателями к юбилею – 60-летию Победы в мае 2005 года. Однако подарок получился с «запашком»: уж больно много исторической неправды, а то и откровенной лжи содержалось в данных многосерийных произведениях. Возьмем хотя бы фильм «Диверсант». Вот как о нем высказался на страницах «Литературной газеты» (номер от 15 сентября) фронтовик-разведчик, Герой Советского Союза, писатель Владимир Карпов: «Смотрю данный сериал с отвращением. Все показываемое в этом фильме настолько безграмотно, примитивно, что просто немеешь, не находишь каких-то слов. Абсолютно ничего не соответствует действительности. Это касается не только каждой серии, но буквально каждого эпизода. Могу подчеркнуть – ни один эпизод не несет в себе и доли достоверности. К сожалению, подобные фильмы делают люди, не имеющие никакого представления о происходившем и, более того, не имеющие ни малейшего желания консультироваться с еще живыми участниками войны.

Между тем на безответные вопросы автора статьи ответы все-таки есть, причем они лежат на поверхности. Все упиралось в обыкновенный антисоветизм, который давно стал одним из коньков российского телевидения. Сначала на этой ниве стали пастись кинодокументалисты, наловчившиеся клепать «правдивые» фильмы о советской истории, затем к этому делу подключились и деятели художественного кинематографа.

При капитализме эти сценаристы резко сменили свои политические ориентиры и с таким же энтузиазмом, с каким раньше они славили советскую власть, теперь занялись разоблачением ее недостатков, а то и пороков.

Когда-то мы проходили через очернение и идиотизацию царского прошлого. В последние пятнадцать лет в роли «исторической жертвы» – советский период. Идет постоянная подмена. Вместо слуги государства С. Цвигуна невнятная жертва интриги С. Вигун. Вместо державы – репрессивный агонизирующий монстр. Узнаваемый трафарет агитпропа. И какая разница, «большевизм» или «либерализм» начертано на плакатах…»

Президент ВГТРК Олег Добродеев отметил, что немаловажную роль в регулировании ТВ играют сами зрители. Он вспомнил о предложении Госдумы сократить долю зарубежных фильмов на ТВ до 30 %. Как заметил Добродеев, телезрители сами сделали выбор в пользу отечественной продукции, и теперь американского кино в эфире центральных телеканалов осталось всего 5—10 %.

Втянули в разговор и Владимира Кулистикова (НТВ), который видит важность Хартии в том, что она принята при содействии двух сообществ – парламентского и медийного, которые должны следить за открытостью источников информации и за качественным информированием граждан.

В начале второго часа подобных разговоров собравшиеся подошли к главному – подписанию Хартии. Слабые протесты Попцова (ТВЦ), который указал на смысловые ошибки в документе, были приняты к сведению, но не помешали участникам поставить свои автографы.

Все участники хором назвали произошедшее «важным шагом в развитии отношений закона и СМИ», однако ни один из них не вспомнил о том, что подобный документ, в котором также говорилось об ограничении насилия и жестокости, был подписан еще в 1999 году. Гендиректор Первого канала Константин Эрнст не видит в этом противоречия. «Мы работаем в индустрии, активно меняющейся и довольно четко в течение короткого промежутка времени обозначающей разные тенденции», – объяснил он…»

Возвращаясь к словам главы ВГТРК О. Добродеева о том, что каналы все больше эфирного времени отдают отечественной продукции, отметим, что с началом нового телесезона (в сентябре) эти слова получили свое новое подтверждение. Так, увеличилось количество российских сериалов продолжительностью более 100 серий. Первым таким опытом был сериал «Бедная Настя», премьера которого, как мы помним, состоялась на СТС в октябре 2003-го. Фильм насчитывал аж 120 серий. Столь длинное кино пришлось по душе телезрителям, что и подвигло СТС, а также и другие каналы на продолжение этого опыта. В итоге уже в следующем году на «России» тоже появилось свое долгоиграющее «мыло»: сериалы «Кармелита» (170 серий) и «Исцеление любовью», которые позволили каналу обогнать своего главного конкурента – Первый канал – по рейтингам. Тот в ответ выстрелил своим сериалом: в сентябре 2005-го запустил в эфир более чем 100-серийный фильм «Адъютанты любви», повествующий о становлении русской разведки. Увы, но этому сериалу была уготована иная судьба, чем указанным выше – его рейтинги оказались не столь высокими. Впрочем, бывали истории и похуже. Например, в 2004 году канал СТС вынужден был вообще снять с эфира провальный сериал – «Грехи отцов».

Однако были у СТС и другие примеры, более успешные. Например, еще в августе 2004-го канал запустил в эфир сериал «Моя прекрасная няня», который стал одним из самых успешных проектов на поприще ситкомов (комедий положений). А в начале сентября 2005-го СТС разродился еще одним проектом – мелодрамой «Не родись красивой», который имел успех не меньший, чем «Няня». Отметим, что оба сериала были лицензионными, то есть клонами зарубежных сериалов, что, как мы помним, является привычной практикой для российского ТВ.

В сущности, в лицензиях не было бы ничего страшного, если бы их было не так много. Однако за 15 лет существования российского ТВ они попросту стали основным «блюдом», по сути, вытеснив отечественный продукт.

Сколько можно растить эту пыль в стране, где вузы выпускают огромное количество творческих людей, которые маются и не могут найти себе применения. А у кого из тех, кто работает, ни спросишь, что они делают, слышишь: «Да так, дерьмо какое-то: снимаю, ставлю или веду». Они готовы просуществовать на этом месяц или год – и достаточно. Но что это за дело, если не видишь конечной важной перспективы?..

Между тем в 2005 году 100-серийные российские сериалы, конечно же, составляли малую долю сериальной продукции каналов. В основном же это были 10—15-серийные фильмы. Так, в октябре на Первом канале прошли премьеры сразу двух таких проектов: «Охота на изюбря» и «Есенин». В первом речь шла о современных реалиях (о войнах олигархов друг с другом), во втором – понятно о ком. Первый фильм был экранизацией одноименной книги Юлии Латыниной (издана в 1998 году), второй был поставлен по роману Виталия Безрукова (отца Сергея Безрукова, который сыграл в сериале главную роль – Сергея Есенина), а к сценарию приложил руку уже хорошо нам известный Владимир Валуцкий (автор «Диверсанта»).

Как ни странно, но вокруг обеих лент разгорелись скандалы. Однако если скандал с «Изюбрем» больше напоминал бурю в стакане воды, то с «Есениным» вышло куда круче – его бурно обсуждали на протяжении нескольких месяцев (!) практически все печатные СМИ. Камнем преткновения стала опять же литературная основа сериала, из которой явствовало, что великий русский поэт большую часть своей жизни пил и гулял, а также входил в клинч с большевистским режимом, из-за чего его потом и убили по приказу Троцкого.

К 2006 году количество кинофильмов, которые показывают российские каналы, стабилизировалось и составило примерно 5000 названий в год. Другими словами, зрители в небольших городах могут выбирать из 15 кинофильмов в день, а жители крупных городов имеют выбор из 30 картин ежедневно. В мире нет другой такой страны, где эфирные вещатели могли бы позволить себе роскошь показывать такое огромное количество фильмов – это остается привилегией специализированных платных кабельных каналов. Все еще низкий уровень развития кабельного телевидения в России в целом является дополнительным фактором, который толкает каналы к использованию простой модели заполнения своего эфирного времени кинофильмами, это стратегия, которая приносит положительный результат с точки зрения привлечения аудитории, но не дающая ничего с точки зрения развития самого телевидения…

Отметим, что в январе 2006-го «Россия» была объявлена лидером среди телеканалов по итогам ушедшего телевизионного года. Причем произошло это впервые за долгое время – до этого в лидерах всегда ходил Первый. Эти результаты объявил Gellup Media, подсчитав годовую долю аудитории. Так вот, по итогам 2005 года доля «России» составила 24,14 % против 24,13 % некогда Первого. Третье место было за НТВ – 12,02 %. Далее расположились: дециметровый СТС – 8,4 %, у ТНТ было 5,83 %, у REN-TV – 4,73 %.

Размышляя о причинах этого успеха «России», журналист Д. Дронов писал в «Московском комсомольце»: «Своего рода «допингом», но только вполне законным, для «России» стал сериал «Мастер и Маргарита», который показывали на канале под Новый год. Но, даже несмотря на шумный и безоговорочный успех этого проекта, принесшего каналу немалые рейтинги и звание создателя культурного события года, триумф десяти, пусть и очень качественных, серий не в состоянии вытянуть весь телевизионный год.

Между тем премьера «В круге первом» на какое-то время вновь всколыхнула российские СМИ на новую волну антисоветизма: в газетах начали публиковаться статьи о сталинских репрессиях, по ТВ шли документальные фильмы об этом же. Не о том, как жили и трудились миллионы советских людей (а их в стране насчитывалось почти 250 миллионов), как строились города и возводились новые заводы, как развивались литература и искусство, образование (кстати, одно из лучших в мире!) и здравоохранение, а только один – ГУЛАГ, ГУЛАГ, ГУЛАГ…

Между тем в апреле 2007-го на канале «Россия» был показан еще один знаменательный сериал – «Сонька Золотая Ручка». Нет, он не содержал в себе никакой антисоветчины, однако четко ложился в тот мейнстрим, который стал доминирующим в капиталистической России. Название ему – криминализация сознания. Отметим, что и здесь ничего нового открыто не было – все уже было до нас. Еще в ХIХ веке американские криминалисты изобрели термин «драматизация зла» – это когда общество романтизирует преступников, возводя им памятники, создавая музеи и сочиняя их во многом надуманные, романтизированные биографии.

Нынешнее обращение Виктора Мережко к личности знаменитой воровки тоже не случайно. В советские годы оно было бы невозможно, поскольку та власть преступников не романтизировала.

В нынешнем искусстве все стало иначе. Сегодня большинство экранных злодеев практически не уступают положительным героям ни в уме, ни в обаянии и, в силу пропагандируемых масскультом идей, становятся объектом восхищения для миллионов молодых граждан. Поэтому утверждения многих специалистов о том, что нынешние массмедиа способствуют криминализации общества, имеют под собой реальные основания. Точно такая же картина долгие десятилетия наблюдается на Западе, о чем речь уже шла выше.

Конечно, «Сонька Золотая Ручка» это не «Бригада» и даже не «Парни из стали». Однако этот фильм взял за основу жизнедеятельность знаменитой воровки, которая чуть позже криминальным миром России была возведена в святые и в этом качестве пребывает и поныне. Фильм не разоблачает Соньку (хотя есть за что), а именно возвеличивает, делая ее своеобразным «маяком» (примером для подражания) для миллионов молодых людей. Впрочем, иначе и быть не могло, поскольку сам В. Мережко относится к своей героине с огромным уважением.

Между тем 10 июля у телецентра было неспокойно. Это коммунисты проводили свою очередную акцию протеста. К участникам митинга обратился Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, который заявил следующее: «Нынешнее российское телевидение – это не просто империя лжи. Это самая разрушительная машина, которая страшнее ядерной бомбы. Она пытается парализовать волю, запутать мозги и всячески переписать нашу историю. Хочу прямо сказать руководителю Первого канала господину Эрнсту: вы в прошлом году принимали большую делегацию депутатов и дали слово, что будете более-менее честно отражать события в стране. Но вы наврали, вы не выполнили ни одного обязательства, вы продолжаете воровать у граждан право на правду. Стыдно, что Первый канал государственного телевидения возглавляет враль, человек, не способный элементарно держать слово!

Последнее время вами развязан невиданный поход против советской истории и коммунизма. Не пощадили даже Красную площадь – цитадель великой державы-победительницы. Поэтому, разжигая антисоветизм и унижая историю, вы являетесь пособниками нацистов в Прибалтике, которые сносят памятники нашим солдатам и раскапывают могилы. Вы являетесь пособниками натовцев, которые строят новые базы в Польше и Чехии. Вы являетесь пособниками националистов на Украине, которые разделяют народы. Вы являетесь пособниками Саакашвили и его компании, которые разжигают пожар войны в Южной Осетии и Абхазии. Вы не заслуживаете доверия не только левых и народно-патриотических сил, но и всей страны…»

Увы, но большая часть огромной страны так и не узнала об этой акции и словах, прозвучавших там, поскольку ТВ не сообщило об этом митинге ничего. В тот день по российскому ТВ косяком шли аполитичные ток-шоу, концерты и бесконечные сериалы. Кстати, о последних. В «Комсомольской правде» (номер от 9 июля) журналист П. Садков писал о сериалах следующее: «Ну вот. Теперь «Ненависть». Чуть раньше – «Батюшка», «Морской патруль», «Бухта страха», «Принцесса цирка», «Колдовская любовь», «Родные люди», «След»…

Все эти слова – они не слова. Они – названия сериалов. Причем самых свежих – этого сезона. Про любовь, про убийства, снова про любовь. А иногда и вовсе ни про что…

Количество относительно недорогих многосерийных фильмов, похоже, приближается к рекордному. Вы не поверите – все съемочные площадки в России, Белоруссии и Украине заняты, и их график расписан на год вперед. Уедет одна съемочная группа – тут же приедет новая.

Точной статистики, конечно, нет, но латиноамериканцев мы, похоже, давно уже «сделали» по количеству производимого мыльного ширпотреба. Каждый день идет десяток сериалов! Причем повторяют эти фильмы крайне редко, так что идут сплошные премьеры…»

Уточним слова автора: всего за неделю три главных канала – Первый, «Россия» и НТВ – показывают в сумме 119 сериалов. В среднем же каждый из каналов показывает по 8 сериалов в день. Из них криминальных или около криминальных на Первом канале и НТВ идет по 5 штук ежедневно, на «России» – 2. Подавляющая часть всего этого сериального потока – откровенная муть, которая предназначена для одноразового показа (больше никто о нем не вспомнит, в том числе и зритель). Сценарии примитивные, актеры играют, как бог на душу положит, операторы и режиссеры – такие же дилетанты. Вот лишь один пример.

У советского ТВ все было иначе: оно было государственным, и, хотя влияние разных политических групп (вроде либералов и державников) на него также ощущалось, однако, в общем и целом оно выражало единую линию руководства страны. Придя к власти, Путин также попытался создать из ТВ некую объединяющую силу (настроил его на один канал – кремлевский), однако то, что у каналов были разные хозяева, накладывало свой отпечаток на вещание – оно часто заявляло прямо противоположные цели. Впрочем, иного и быть не могло, поскольку буржуинами обычно двигает одно – желание больше заработать. Это желание перечеркивает все потуги идеологов режима, пытающихся создать нечто похожее на советское единение, так как игра на низменных инстинктах толпы (а именно она приносит максимальную прибыль) в принципе не может создать из людей сплоченную нацию.

Первый канал

Большая часть сериалов показывается в вечернее время. Некоторые сериалы очень популярны среди зрителей, а некоторые не очень. Сериалы рассчитаны на разную категорию зрителей. Есть сериалы для всей семьи – такие как «Граница. Таежный роман», «Участок». Есть сериалы для домохозяек – «Две судьбы», «Обручальное кольцо». А есть сериалы, рассчитанные на взрослое поколение – «Убойная сила», «Хиромант».
При анализе и просмотре фильмов можно проследить динамику качества производства сериалов. В первой половине 2000-х фильмы были более душевные, с хорошей постановкой кадра, интересными диалогами, прекрасной игрой актеров. Фильмы интересно смотреть и по сей день.

В сериалах первой половины 2000-х годов был серьёзный подход к музыкальному оформлению. Можно выделить группу «Любэ». Творчество музыкального коллектива близко к национально-патриотическому направлению с элементами фольклора, военной тематики, авторской песни и лирических произведений. Музыкальное сопровождение песен представляет собой некий симбиоз популярной, народной и рок-музыки, в некоторых случаях с развёрнутыми хоровыми партиями.

Что касается спецэффектов, то если они были не самого высокого качества.

Главными героями сериалов были милиционеры, военные, люди из деревни.

 

Совершенно другую оценку можно дать сериалам второй половине 2000-ого года. Музыкальное оформление, монтаж, игра актеров резко упали по качеству. Сценарии фильмов стали примитивными. Появляется тенденция копирования зарубежных сериалов.

 

В сериалах 2000-х годов, в целом, преобладают элементы криминала и детектива, как это было распространено в 90-х, хотя параллельно распространяется мелодрама. Становится заметно влияние бразильских и мексиканских сериалов, которые так же транслировались в большом количестве в 90-х годах.
На канале запускаются исторические и литературные сериалы такие, как «Есенин», «Преступление и наказание», «Диверсант», которые получили отрицательную оценку, как зрителей, так и критиков.

 

Граница. Таежный роман (2000).

Сюжет. Дальний Восток. 70-ые годы. Маленький гарнизон на границе с Китаем. Здесь, как и всюду, живут мужчины и женщины. У каждого — своя история, своя судьба, своя любовь. Общее одно — все они попали сюда однажды по долгу службы и остались надолго. Сериал о жизни, о взаимоотношениях между людьми. Здесь и бытовые сложности, и любовные линии, и служба - здесь всё.

 

Жанр – драма.

Отзывы. Фильм, интересный, захватывающий, помогающий восполнить недостаток любых эмоций в жизни. Хотя с точки зрения правдоподобия или, хотя бы просто здравого смысла, фильм является таежной сказкой. Меня больше всего поразили темы, затронутые в фильме:

- безысходность, безнадежность, отчаяние
- дружба и любовь
- патриотизм, любовь к Родине.
В «Границе» все герои — живые, настоящие, за них переживаешь, с ними проживаешь все восемь серий, все их истории.
Для 2001 года достаточно сильное русское кино именно о взаимоотношениях между людьми. Параллелей и характеров безумное множество, и все они в своих интересах и стремлениях тесно пересекаются в одном приграничном городке. Говорить о батальных военных сцен не стану, ибо попросту не о чем. Несмотря на активные боевые действия, кадров им уделялось не то чтобы много. Бутафорские взрывы в конце не в счёт.

Каждая серия, как целый фильм.

Убойная сила (2000).

Сюжет. В отличие от других сериалов, состоящих из структурированных эпизодов с ограниченным в их рамках сюжетом, у сюжета мыльной оперы почти нет начала и нет конца. История, начатая в определённом эпизоде, никогда в нём не завершается. Чтобы ход рассказа не останавливался, в мыльной опере постоянно происходит несколько параллельных действий, протяжённость которых варьирует от нескольких эпизодов до нескольких месяцев.

Чтобы заинтересовать телезрителя посмотреть следующий эпизод, концовка часто характеризуется драматическим событием, последствия которого раскрываются только позже. Данный подход выгоден владельцам платных каналов, так как для того, чтобы увеличить шансы сохранения аудитории, удобно оставить к концу месяца сюжет незавершенным — тогда зрители, интересующиеся продолжением (окончанием), заплатят за следующий месяц просмотра канала. Из-за большой частоты показа мыльной оперы (обычно пять раз в неделю), она вынуждена сохранять медленный темп повествования. Таким образом, сюжет понятен телезрителю, который пропустил несколько эпизодов или вообще только начал смотреть сериал. Ещё одним признаком мыльной оперы является драматический и эмоциональный характер сюжета. Драматика вспыхивает и утихает в параллельных сюжетах не одновременно, а по очереди. Для выделения драматических моментов используются специальные приемы (крупный план, появление музыкального сопровождения и т. д.). Актёр мыльной оперы, играющий одного персонажа, может меняться до нескольких раз. Также возможно «воскрешение» погибшего персонажа в целях поднятия рейтинга сериала.

Жанр – боевик, комедия,криминал, детектив.

Отзывы. Сериал получил противоречивые оценки. С одной стороны критики отмечали профессиональную режиссёрскую и операторскую работу, выпуклость персонажей, юмор, нестандартность сценарных решений. Но нельзя было не заметить вторичность сериала как клона сериала «Улицы разбитых фонарей». Образ героев, «ментов» из соседнего районного отделения, несколько потускнел и потерял оригинальность.

Несмотря на очевидное заимствование, «Убойная сила» по замыслу создателей не является продолжением или ответвлением (спин-офф) «Улиц разбитых фонарей». Сериал имеет иной замысел. Истории носят приключенческий характер, детективные ситуации намного разнообразнее: герои внедряются в организованную преступную группировку, выходящую на верхушку власти. Некоторые серии имеют явно политический акцент (операция в Чечне). Шире география сериала. Намного громче имена приглашённых звёзд.

Эксплуатируя идеи своих предшественников, создатели придали главным героям несколько абсурдные черты, не соответствующие представлению о борцах с организованной преступностью и суперменов в погонах. Плахов и Рогов — это герои с полным комплектом недостатков, не особенно успешные в карьере и личной жизни.

Самое главное, в этом сериале превосходны диалоги. В первую очередь получаешь удовольствие не только от сюжетов и прекрасной актёрской игры, но и от диалогов, хоть каждую фразу цитируй.

Иногда считается, что «Убойная сила» — правдивый сериал, очень приближенный к реальной жизни. Я бы так не сказал.

 

Две судьбы (2002).

Сюжет. В центре картины две женские истории. Вначале 60-х деревенские подруги Вера и Лида молоды, красивы, впереди у них целая жизнь. За Верой серьезно ухаживает районный функционер Иван, Лида тоже не лишена мужского внимания. Кажется, что их судьбы расписаны вперед на многие годы. Все меняет приезд московского специалиста Степана. Увидев его впервые, Вера понимает, вот она — любовь. Лидка решает использовать шанс перебраться в Москву. Как это часто бывает, женская дружба рушится из-за мужчины.

Жанр – драма, мелодрама, комедия.

В сериале слишком много моментов, от которых становится не по себе. Смотришь и думаешь, в каком мире живут герои? В реальной жизни настолько ярых жутких людей единицы, наверное, а в этом сериале абсолютно все кровожадные. В сериале показано сплошное разочарование героев - если любишь - плевать на болтовню! Не мужики в сериале, а так себе воробышки.

Отзывы. Странно. Я очень удивилась единственному отзыву к сериалу «Две судьбы», да еще и отрицательному. Может быть, память мне и изменяет, но я помню, как этот сериал любили (в смысле, каждый вечер смотрели). Мои родители, мои тети и дяди, некоторые одноклассники, и я сама не редко отмечалась у телевизора в час показа. Он был чуть ли не первым, таким о простых советских людях глазами современности. Мне была по душе деревенская жизнь главных героинь-подружек, тараканы в их головах и прочие житейские премудрости. Но актерская игра была средненькой, при том, что играли там уже зрелые актеры. Может быть, от отсутствия опыта в фильмах об СССР, может быть просто от отсутствия актерского опыта. Так, сцены, которые априори по смыслу должны были быть эмоциональными, взрывными и быстрыми, происходили хуже, чем в мексиканских сериалах, инертность действий прямо вырубала. Иногда раздражала героиня Вера (Е. Семенова) своей неповоротливостью и бесконечной доверчивостью (хотя проблески упрямства и были, посему в характере не стыковка). Ее подружка Лида (Е. Вольская) была активнее в движениях, образе, но опять же сыграно было слабо. Но.
Но, тем не менее, сериал мы смотрели. Я больше скажу: его многие смотрели. Сейчас в любви, конечно, мало кто признается, и это оправдано: тогда в плане «вечером что-нибудь посмотреть» не особо разойтись можно было. Смотрели что было. Если его помнят, и то хорошо.
Помню, с интересом следила за сюжетной линией Нади (М. Куликова) и Кости (А. Чернышов), такие оба красивые были, не глупые сценарно, но, Боже мой, через какую тупейшую мясорубку прокрутили эту линию творцы сериала, помидорами закидать бы. Разумеется, прошлогодними. А ведь есть еще вторая, третья части… За память, и, всё-таки, некоторые приятные глазу декорации, отсылающие зрителя в советскую эпоху 5 из 10.

 

Участок (2003).

Сюжет. Фильм о сельском участковом милиционере Павле Кравцове, которому после ареста преступника, оказавшегося «человеком со связями», разгневанное начальство поставило ультиматум: или увольнение из правоохранительных органов, или — «в деревню, в глушь»… Во время разговора со случайно встреченными им на автобусной остановке женщинами, приехавшими из деревни Анисовки, Павел узнаёт, что в их деревне недавно погиб участковый. Эта встреча и определила выбор старшего лейтенанта Кравцова. Тем более, что дома его уже ничего не держало — любимая жена Людмила (актриса Ирина Безрукова), устав от того, что муж постоянно пропадает на работе, ушла от него. Так Кравцов, чьи принципиальность и честность стали препятствием для службы в столичной милиции, а преданность профессии разрушила семью, оказался в Анисовке. Появился Павел Сергеевич на новом месте службы не один, а с верным другом — собакой породы бладхаунд по кличке Цезарь. Приступить к выполнению своих обязанностей новому участковому приходится буквально на следующий день по прибытии — сосед Василий Суриков (Александр Мохов), мучимый похмельем, повздорил с супругой, не желавшей отдавать припрятанную с вечера бутылку. Но самое сложное, что предстоит Кравцову — это не усмирение местных буянов, не борьба с продажей «палёной» водки, не розыск обрезанных проводов, украденного кондиционера или пропавшей козы, а самые простые — неслужебные — отношения с обитателями Анисовки.

 

Жанр - детективно-комедийная мелодрама.

Отзывы. Операторская работа — выше всяких похвал, натурные съемки просто потрясающие. Порадовало, что фильм сделан не как сериальное мыло, а как художественный, причем качественный, фильм.

Сценарий фильма довольно необычен и интересен. Юмор в фильме добрый и смешной. Режиссер очень хорошо понял эту атмосферу, находящуюся в деревне. Настоящая деревня на самом деле такая.

У нас в последнее время деревня в кино и литературе обычно изображается в сером ключе — развал, пьянство, безнадёга. И выходит «Участок», в котором всё по-другому. Я не буду напрямую сравнивать с книгой, скажу лишь, что и сериал, и книга удались на славу. Слаповский, конечно, в этом плане умница. Вроде бы ничего особенного, всё просто и легко написано и снято, но с такой теплотой и умело подобранными историями, персонажами, что смотреть можно бесконечное количество раз, не надоест.
Сюжет незатейливый: в деревню Анисовка приезжает новый участковый (Безруков), которому в первый же день выпадает испытание — столкновение с местными нравами, так сказать, — с которым, надо заметить, он справляется с честью.
Каждый эпизод этого мини-сериала — это отдельная история, каждая по-своему замечательная. Все они душевные и интересные. Но, безусловно, есть сюжетные линии, проходящие и по всему сериалу. Например, взаимоотношения Кравцова со Ступиной, история с сомом и так далее.

Если говорить о жанре, то, конечно, это больше комедия. Лирическая, причём. Трогательная. Есть тут место и грусти (особенно в конце), и юмору (но не такому, что заставит громко ржать).

Художественное и музыкальное решение близко к сериалу «Граница. Таёжный роман».

 

Есенин (2005).

Сюжет. В сериале две сюжетные линии. Одна проходит в 80-е годы XX века. Следователь МУРа подполковник Александр Хлыстов (прототип — Эдуард Хлысталов) получает по почте посмертную фотографию Сергея Александровича Есенина. Дело он должен вести по закону — оформить, зарегистрировать послание. Однако подполковник поступает иначе — он начинает своё собственное расследование. Хлыстов находит материалы, связанные с жизнью Есенина, а также разыскивает непосредственных свидетелей, которые лично знали поэта. Чем дальше заходит следствие, тем больше доказательств в пользу убийства Есенина по заговору Советского Правительства. Хлыстов даже хочет настаивать на эксгумации, однако оказывается, что это невозможно: для укрепления памятника Есенину на его могиле фундамент был забетонирован. И вот, когда остаётся совсем чуть-чуть, чтобы доказать убийство Есенина, неожиданно гибнет главный свидетель. В этот же день погибает и сам Хлыстов в автокатастрофе. Следствие остаётся неоконченным.

Вторая сюжетная линия рассказывает о жизни Есенина от момента его службы в армии до похорон. В фильме показаны основные и наиболее яркие моменты жизни поэта: служба в армии, приезд в Петроград, становление как поэта, общение с высшими лицами России, путешествия по стране и миру, жизнь с Айседорой Дункан и т. п. Особо выделяются последние годы и дни поэта. В мельчайших подробностях показан последний день жизни Есенина. Во фрагменте похорон поэта рассказывается о дальнейшей судьбе тех, с кем непосредственно был связан Сергей Александрович.

Жанр – триллер, драма, криминал.

Отзывы. Показ фильма на Первом канале начали в самый канун отмененного праздника, выражаясь сегодняшним демократическим языком, «октябрьского переворота». И это, думается, совсем не случайное совпадение. Заказчики, да и создатели фильма решили ещё раз показать «истинное лицо» советской власти. Они не пожалели ядовитых красок, чтобы изобразить, какими же все-таки ужасными монстрами были ненавистные большевики. В ход идет полный набор приемов: тут и бессовестное враньё, и высасывание «фактов» из пальца… Посмотрите, кстати, на этих чекистов – все сплошь мерзавцы и зверьё. Каждый, начиная с Блюмкина, буквально спит и видит, как бы кого-нибудь расстрелять…

Вполне возможно, что для той части молодежи, которая ничего раньше о жизни Сергея Есенина, не читала и вообще только впервые узнала о нём из этого сериала, созданный Безруковым образ этакого простовато-наивного хохотуна и балагура, веселящего девиц пением похабных стихов под гармошку, покажется вполне симпатичным, и, как пишут газеты, он даже сумеет этим «приобщить её к поэзии, но меня все время не покидает ощущение какой-то легкой клоунады, как будто мне показывают не трагичнейшего поэта России, а научившегося писать стихи Шуру Балаганова.

Нет претензий к актёрской игре, к операторской работе, даже к столь длинному хронометражу — но есть один существенный минус. Сваленные в кучу эпизоды из жизни поэта очень часто ничего не имеют общего с исторической действительностью.

Я за реальное отображение действительности, но против лжи, которую преподносят под её видом. Надеюсь, что просмотр телесериала многих подтолкнёт к изучению фактов, тем более материалов на эту тему — море. Узнайте правду.

 

Хиромант (2005).

Сюжет. Студент Ярославского института, Сергей Рябинин, на похоронах своего отца, которого он прежде никогда не видел, встречает незнакомого человека, который представляется другом покойного. Незнакомец передает Сергею дневник отца и древнюю книгу по хиромантии. Получив такое странное наследство, Сергей пока не знает, что оно коренным образом изменит его жизнь и принесет много печали…

 

Жанр – драма, криминал, детектив.

 

Отзывы.
Главным минусом я считаю плагиат. Фильм почти полностью скопирован с американской «Мёртвой зоны» снятой по роману Стивена Кинга.

Сам сюжет, если вдуматься, не блещет динамичностью и изысками. В центре — взаимоотношения двух людей. Взаимоотношения отцов и детей. Тема, с одной стороны, вечная, а с другой… В общем, не ново.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: