Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

№ задания части 1 Количество баллов № задания части 2 Характеристика задания Количество баллов
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
  От 0-5   Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Развёрнутый ответ в объёме 5–10 предложений  
      Развёрнутый ответ в объёме 5–10 предложений  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
      Краткий ответ (слово/словосочетание, цифра)  
  От 0-2   Развёрнутый ответ в объёме 5–10 предложений  
      Развёрнутый ответ в объёме 5–10 предложений  
    Часть 3 Сочинение (не менее 200 слов)  
    ИТОГО(максимально возможное за 2 и 3 часть)   42 балла
         
         
         
         
         
  От 0-4      
ИТОГО (максимально возможное за 1 часть)   32 балла      
Максимально возможное количество баллов за часть 1,2 и 3 74 балла

Критерии оценки части 2

А) За каждый верный ответ при выполнении задания с кратким ответом (задания 1-7;10-14) начисляется 1 первичный бал. Всего 11 заданий, т.е. можно заработать 12 баллов

Б) Развернутый ответ 5-10 предложений (задания 8-9;15-16) оцениваются по двум критериям:

1) Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов. (3 балла)

2) Следование нормам речи. (1 балл).

Максимальный балл: 4.

ЧАСТЬ 3 (СОЧИНЕНИЕ) оценивается по 5 критериям:

1) Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений. (3 балла)

2) Уровень владения теоретико-литературными понятиями. (2 балла)

3) Обоснованность привлечения текста произведения. (3 балла)

4) Композиционная цельность и логичность изложения. (3 балла)

5) Следования нормам речи. (3 балла)

Максимальный балл: 14.

5) Следования нормам речи. (3 балла)

Максимальный балл: 14.

Итого: 42 балла.


ШКАЛА ОЦЕНОК

«5» - 64-74 балла

«4»- 49-64 баллов

«3» - 34-49 баллов

«2» - 33 и менее баллов

Тест №1

Экзамен
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ и ЛИТЕРАТУРЕ

 

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес. (2) Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях составляли его радость, любимую духовную пищу; он любил читать и газеты, но читал в них одни только объявления о том, что продаются столько-то десятин пашни и луга с усадьбой, рекой, садом, мельницей, с проточными прудами. (3) <...> рисовались у него в голове дорожки в саду, цветы, фрукты, скворешни, караси в прудах и, знаете, всякая эта штука. (4) Эти воображаемые картины были различны, смотря по объявлениям, которые попадались ему, но почему-то в каждой из них непременно был крыжовник.
  Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.  
 
  1) Брат Николай мечтал о том, как он будет есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес.  
  2) Брат Николай любил читать газеты и сельскохозяйственные книжки, рисуя в своей голове дорожки в саду, цветы, фрукты, скворешни, карасей в прудах.  
  3) Брат Николай был просто одержим идеей приобретения усадьбы, обязательно с крыжовником.  
  4) Брат Николай любил читать газеты и сельскохозяйственные книжки. Особенно его интересовали объявления о продаже усадьбы с рекой, садом, мельницей и проточными прудами.  
  5) Брат Николай, служа в канцелярии, мечтал только о привольном житье в собственной усадьбе, в которой непременно будет крыжовник.

 

Ответ: _________________________.  

 

  Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Впишите это слово.   Хотя А Тем не менее Однако И
 
Ответ: _________________________.  
   
  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТИНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. КАРТИНА, -ы, жен.
 
  1) Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги и т.п. Писать картину.  
  2) То, что можно видеть, представлять себе в конкретных образах. Картины прошлого.  
  3) Общее состояние, положение чего-л. Клиническая картина заболевания.  
  4) Часть акта в драматическом произведении, требующая самостоятельной декорации. Вторая картина первого акта.
     

 

Ответ: ___________________________.

 

  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНОвыделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.   понУрив обнялИсь бАнты тУфля подАла  
 

 

Ответ: ___________________________.  
  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.  
 
  Для меня теперь нет более ТЯЖЕЛОГО зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай.
  Уходить из города, от борьбы, от ЖИТЕЙСКОГО шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь.  
  Ни одной усадьбы, ни одного ПОЭТИЧЕСКОГО угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника.  
  Брат Николай купил сто двенадцать десятин с БАРСКИМ домом.
  Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни БЛАГОДАРНЫЙ молебен.

 

Ответ: ___________________________.  
  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.   ЛЯГТЕ пораньше САМОЕ НАГЛОЕ самомнение с грязных САПОГОВ в ОБЕИХ комнатах с ПЯТЬЮСТАМИ десятинами
 

 

Ответ: ___________________________.  
  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  
 
 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ   1) В рассказе А.П.Чехова «Крыжовнике» содержится весьма поучительная история.   2) Все, кто рано или поздно прочитает этот рассказ, поймет его глубокий смысл.   3) В основу произведения легли события, происходящие с братом рассказчика. 4) Знакомясь с этим малопривлекательным персонажем, нам не хочется узнавать его черты в себе.   4) В рассказе «Человек в футляре» нарисован подобный тип рака-отшельника, только в более карикатурном виде.   5) Читатель удивляется, что какое нестандартное видение счастья было у А.П.Чехова. 6) Согласно мнению большинства критиков, сложившегося еще при жизни писателя, он писал о людях «с гениальным изяществом». 7) Прозе А.П.Чехова присуща не только строгая лаконичность, а также яркая образность. 8) Не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что «Чехов – это Пушкин в прозе». 9) Многие из тех, кто часто использует рожденные им изречения, даже не догадываются, что это чеховское.  

 

 
 
 
 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  Ответ:  
А Б В Г Д
         

 

 

 
  Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.   насл..ждение напом..нал к..залась вет..ринарный обр..зование
 
     

 

Ответ: ___________________________.      
  Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр..красна, пр..ступил (к рассказу) и..чезал, ра..пятие пр..должал, нез..менимы в..дохнули, бе..покоится от..скали, вз..мать
 
     

 

Ответ: ___________________________.      
  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. дожд..вые ла..ть монаш..ство Софь..но предвид..ть
 
     

 

Ответ: ___________________________.    
  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. стел..т (слуги) угнета..т (мысли) мысл..щий подставля..т (они) помо..тся (гости)
 

 

Ответ: ___________________________.  

 

  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.   На нем была белая, давно (НЕ)МЫТАЯ рубаха с веревочным пояском. И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил (НЕ)ПРОСТО, а с важностью. Пока молоды, сильны, бодры, (НЕ)УСТАВАЙТЕ делать добро! Жил он скупо: (НЕ)ДОЕДАЛ, одевался бог знает как и всё копил и клал в банк. Но ведь три аршина нужны трупу, а (НЕ)ЧЕЛОВЕКУ.  
 
 
 
 
 

 

Ответ: ___________________________.    
  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.   Иван Иваныч протяжно вздохнул и закурил трубку, ЧТО(БЫ) начать рассказывать, но КАК(РАЗ) в это время пошел дождь. Надо (С)НАЧАЛА пойти помыться. Если стать на один из холмов, то оттуда видно ТАКОЕ(ЖЕ) громадное поле. Он боялся, КАК(БЫ) гости не стали без него рассказывать ЧТО(НИБУДЬ) интересное, и не уходил. Приехал я в «Гималайское ТО(Ж)» после полудня. Иду к дому, а (НА)ВСТРЕЧУ мне рыжая собака, похожая на свинью. Сколько ни высматривай имение, но ВСЁ(ЖЕ) в конце концов купишь совсем не (ТО)ЖЕ самое, о чем мечтал.
 
 
 
 
 
     

 

Ответ: ___________________________.      
  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.   Это был не купле(1)ый, а свой собстве(2)ый крыжовник, собра(3)ый в первый раз с тех пор, как были посаже(4)ы кусты.
 
 
     

 

Ответ: ___________________________.  
   

 

  Расставьте знаки препинания.Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.   1) Тут около телег стояли мокрые лошади и ходили накрытые мешками люди.   2) Он узнал Ивана Иваныча и Буркина и очень обрадовался. 3) Красивая Пелагея принесла простыни и мыло и Алехин с гостями пошел в купальню. 4) Он сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею и вода около него стала коричневой.   5) Теперь Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю и оба думали о величии и красоте этой страны.
 
 

 

Ответ: ___________________________.  
     
  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.   Собаки (1) уже мокрые (2) стояли (3) поджав хвосты (4) и смотрели на них с умилением.
 
     

 

Ответ: ___________________________.  
   

 

 

  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.   И (1) казалось (2) что его слушали не один только Буркин и Алехин, но (3) также (4) старые и молодые дамы и военные, спокойно и строго глядевшие из золотых рам. - Однако (5) пора спать, - сказал Буркин, поднимаясь.
 

 

Ответ: ___________________________.    

 

  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.   После долгой разлуки (1) я встретил счастливого человека (2) заветная мечта (3) которого (4) осуществилась (5) так очевидно.
 

 

Ответ: ___________________________.  
   

 

 

  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.   Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство неудобства во всем теле (1) ноги отяжелели от грязи (2) и (3) когда они поднимались к господским амбарам (4) то молчали (5) точно сердились друг на друга.
 

 

Ответ: ___________________________.  
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

1) Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. (2) Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. (3) Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

- (4) Как вкусно!

(5) И он с жадностью ел и все повторял:

- (6) Ах, как вкусно! (7) Ты попробуй!

(8) Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». (9) Я видел счастливого человека, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своей судьбой, самим собой. (10) К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию. (11) Особенно тяжело было ночью. (12) Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. (13) Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! (14) Какая это подавляющая сила! (15) Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… (16) Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. (17) Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. (18) Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито… (19) И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. (20) Это общий гипноз. (21) Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. (22) Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, - и все обстоит благополучно.

(По А.П.Чехову*)

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы.

 

 

  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.   1) Рассказчик видел в своем брате счастливого человека, у которого осуществилась заветная мечта и который достиг главной цели в жизни.   2) Всю ночь рассказчик и его брат не спали, так как рады были долгожданной встрече.   3) По мнению рассказчика, нет никакой необходимости в том, чтобы довольных, счастливых людей кто-то беспокоил чужими проблемами.   4) Рассказчик удивлялся тому, как, в сущности, много довольных и счастливых людей. 5) Рассказчик убежден, что все в нашем мире обстоит благополучно.  
 
 

 

Ответ: ___________________________.  
  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.   1) Суждение, высказанное в предложении 8, противопоставляется в тексте содержанию предложений 4-7.   2) В предложениях 2-3 содержится повествование с элементами описания.   3) Предложение 22 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 21.   4) В предложениях 18-20 представлено рассуждение.   5) Предложения 13-15 представляют собой описание.
 
 

 

Ответ: ___________________________.  

 

  Среди предложений 18-22 найдите такое, в котором есть фразеологизмы. Напишите номер этого предложения.   Ответ: ___________________________.
 
 

 

 

   
  Среди предложений 18-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью союза и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.
 
     

 

Ответ: ___________________________.  
     
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
  «Стремясь разобраться в смысле волнующего его понятия, А.П.Чехов прибегает к использованию такого тропа, как ____ (предложения 10, 13, 21). Подчеркнуть степень самовнушения Николая Иваныча автору помогает следующий прием - ____ (предложение 8). Возмущение писателя тем, что многие люди живут беззаботно, не замечая рядом с собой страдающих, передается с помощью синтаксических средств: ____ (предложения 13, 14) и _____ (предложение 21)».   Список терминов:   1) цитирование 2) сравнительный оборот 3) градация 4) восклицательное предложение 5) метонимия 6) ряды однородных членов 7) эпитеты 8) олицетворение 9) антитеза
 

 

 

  Ответ:  
А Б В Г
       

 

 

 

 

 

 

Часть 2

  Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.
    Ребенок не дождался предостережений матери: он уж давно на дворе. Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом. Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею, чтоб посмотреть оттуда на речку: но галерея ветха, чуть-чуть держится, и по ней дозволяется ходить только "людям", а господа не ходят. Он не внимал запрещениям матери и уже направился было к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его. Он бросился от нее к сеновалу, с намерением взобраться туда по крутой лестнице, и едва она поспевала дойти до сеновала, как уж надо было спешить разрушать его замыслы влезть на голубятню, проникнуть на скотный двор и, чего боже сохрани! -- в овраг. - Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно! - говорила нянька. И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи, и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно. Не все резв, однакож, ребенок: он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним. Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце еще не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Только вдали поле с рожью точно горит огнем да речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. - Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а уже будет и там светло? -- спрашивал ребенок. - Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо как завидит издали, так и просветлеет. Задумывается ребенок и все смотрит вокруг: видит он, как Антип поехал за водой, а по земле, рядом с ним, шел другой Антип, вдесятеро больше настоящего, и бочка казалась с дом величиной, а тень лошади покрыла собой весь луг, тень шагнула только два раза по лугу и вдруг двинулась за гору, а Антип еще и со двора не успел съехать. Ребенок тоже шагнул раза два, еще шаг - и он уйдет за гору. Ему хотелось бы к горе, посмотреть, куда делась лошадь. Он к воротам, но из окна послышался голос матери: - Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку - будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдет! - У! Баловень! - тихо ворчит нянька, утаскивая его на крыльцо. Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей. (И.А.Гончаров, «Обломов»)  
   
 
Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.  

 

 

 

 

К какому роду литературы относится произведение И.А. Гончарова?   Ответ: ______________________.
 

 

Данный фрагмент взят из единственной озаглавленной главы произведения. Укажите название главы.   Ответ: ______________________.
 

 

Сон, так же как внутренний монолог, образы, возникающие в сознании героя, некоторые детали портретной характеристики и прочее, является разновидностью приема, который позволяет автору изобразить душевную жизнь человека. Назовите этот прием.   Ответ: ______________________.    
 

 

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА А) Андрей Штольц 1) пытается разорить Обломовку Б) Илья Обломов 2) женится на Ольге Ильинской В) Захар 3) умирает от болезни сердца 4) становится нищим   Ответ: ______________________.
 

 

В данном отрывке присутствует описание природы. Каким термином такое описание обозначается в литературоведении?   Ответ: ______________________.  
 

 

Укажите жанр, к которому относится произведение И.А.Гончарова «Обломов».   Ответ: ______________________.
 

 

В последнем абзаце фрагмента автор использует прием, суть которого заключается в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Укажите название этой стилистической фигуры   Ответ: ______________________.
Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

   
 

 

Главу, в которой Илья Ильич Обломов видит сон о собственном детстве, многие исследователи считают одним из самых значимых фрагментов произведения. Какую роль играет данная глава?  
 

 

В каких произведениях русской классики автор изображает сон героя и в чем эти эпизоды можно сопоставить с данным фрагментом?
 
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 

  ЛЕНИНГРАД Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, До прожилок, до детских припухлых желёз.   Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей,   Узнавай же скорее декабрьский денёк, Где к зловещему дёгтю подмешан желток.   Петербург! Я ещё не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера.   Петербург! У меня ещё есть адреса́, По которым найду мертвецов голоса́.   Я на лестнице чёрной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок,   И всю ночь напролёт жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных. (О.Э.Мандельштам, декабрь 1930)
 
Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
 

 

Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся О.Э.Мандельштам.   Ответ: ______________________.  
 
Одним из основополагающих приемов, использованных автором при создании данного стихотворения, является употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Укажите название данного тропа.   Ответ: ______________________.  
 
Автор стихотворения обращается к Петербургу как к человеку. Как называется изображение неодушевленных предметов и явлений, при котором они наделяются свойствами живых существ, уподобляются живому существу.   Ответ: ______________________.
 
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.   1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) метафора   Ответ: ______________________.  
 
Укажите размер, которым написано стихотворение О.Э. Мандельштама «Ленинград» (без указания количества стоп).   Ответ: ______________________.  
Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

   
 

 

Каким чувством проникнуто обращение поэта к городу?      
 

 

Многие поэты в своем творчестве уделяли Петербургу особое внимание. В каких произведениях русских поэтов создан образ Петербурга и в чём его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении О.Э. Мандельштама?   ЧАСТЬ 3
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
17.1

 

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?  
17.2

 

В чём противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)  
17.3

 

Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)

ТЕСТ №2

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) В учебниках и книгах по начальной астрономии нередко изображают земную орбиту в перспективе, в форме довольно сильно растянутого эллипса. (2) Такой зрительный образ, неправильно понятый, запечатлевается у многих на всю жизнь: они остаются в убеждении, что орбита Земли – заметно растянутый эллипс. (3) … это вовсе не так: земная орбита отличается от круга настолько мало, что ее нельзя даже изобразить на бумаге иначе, как в форме круга. (4) При поперечнике орбиты на чертеже в целый метр отступление фигуры от круга было бы меньше толщины той линии, которой она изображена. (5) Такого эллипса не отличил бы от круга даже изощренный глаз художника. (Я. И. Перельман, «Занимательная астрономия»)
 
 
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Многие считают, что орбита Земли похожа на растянутый эллипсис, однако на самом деле она больше напоминает круг.

 
  2)Изощренный глаз художника позволяет довольно точно изобразить орбиту Земли.
  3)Орбита Земли – заметно растянутый эллипсис.
  4)В учебниках и книгах по начальной астрономии земную орбиту изображают в перспективе, в форме довольно сильно растянутого эллипса.
  5)Земная орбита, вопреки распространённому представлению, больше похожа на круг, чем на эллипсис.
 
 
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

Ответ: _________________________.  

 

  Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Впишите это слово. Как правило Однако Поэтому Потому что Ведь
 
   
  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФИГУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ФИГУРА,-ы, жен.
 
  1)в геометрии: часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, а также совокупность определенным образом расположенных точек, линий, поверхностей или тел.
  2)положение, принимаемое кем-чем-н. при исполнении чего-н. в движении (в танце, при полете в воздухе). фигуры высшего пилотажа.
  3)скульптурное или живописное изображение человека или животного. восковая ф. на пьедестале ф. всадника.
  4)телосложение, а также внешние очертания тела. стройная ф. в темноте мелькнула чья-то ф. облако похоже на фигуру верблюда.
     


Ответ: ___________________________.

 

  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНОвыделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. экспЕрт красИвее звонИт клалА  
 

 

Ответ: ___________________________.  
  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.  
 
 
 
Рыбак достал НАЖИВКУ и забросил удочку в воду.

  Любители легкой наживы часто УКЛОНЯЮТСЯ от честной трудовой жизни.
  Многие опекали талантливого юношу, ПРОЧИЛИ ему блестящее будущее.
  Впечатление от поездки осталось ДВОЯКОЕ и какое-то тревожное.
  За время съемок сюжет фильма ПРЕТЕРПЕЛ значительные изменения.

 

Ответ: ___________________________.  
  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.   Охотничьих УГОДИЙ САМОЕ СВИРЕПОЕ лицо вопреки ПРОГНОЗАМ к ДВУМСТАМ участникам ЖГЁТ спички
 

 

Ответ: ___________________________.  
  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  
 
 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ   1) Мы часто думали о капитане Татаринове, уехавшим на север.   2) Шекспир, Гоголь, Достоевский не только создавали типы человека, но и типы эпохи. 3) Журнал «Литературное наследие» опубликовало переписку писателя. 4) Морская пена разбивалась на змеевидные струи и исчезала, поглощённая мглою. 5) На картине «Заросшем пруде» В.Поленова изображен чудесный уголок сада 6) Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. 7) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. 8) Отдыхая в Петербурге, меня поразило великолепие дворцов. 9) «Малая родина» - это не только природа в деревне и история в городе, а также ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих.  

 

 
 
 
 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  Ответ:  
А Б В Г Д
         

 

 

 
  Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.   насл..ждение напом..нал к..залась вет..ринарный обр..зование
 
     

 

Ответ: ___________________________.        
  Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр..зирать (подлеца), пр..амбула и..щипанный, ра..грести пр..стиж, пр..хожая в..дохнули, бе..покоится вз..мать, пре..стория
 
     

 

Ответ: ___________________________.      
  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. вещ..евой подуш..чка увид..л заманч..вый пальт..цо
 
     

 

Ответ: ___________________________.    
  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. подл..вать влюбч..вый мысл..щий насмешл..вый врач..вать
 

 

Ответ: ___________________________.  

 

  Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, не месте которых пишется буква И. Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. Для того, чтобы оно стало понятным, совсем н(1) нужно н(2) скучных объяснений, н(3) сносок. В поисках слов н(4)льзя пренебрегать н(5)чем. Н(6)когда н(7) знаешь, где найдёшь настоящее слово.
 
 
 
 
 

 

Ответ: __________________________.      
  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (И)ТАК, вот каким образом произошло всё это. В департаменте не оказывалось ему (НИ)КАКОГО уважения. Враг этот (НЕ)КТО другой, как наш северный мороз, хотя, (В)ПРОЧЕМ, и говорят, что он очень здоров. Но, однако ж, он ТУТ(ЖЕ) остановился, и пошел опять (ПО)ПРЕЖНЕМУ очень тихо. (В)ДРУГ почувствовал значительное лицо, что его ухватил КТО(ТО) весьма крепко за воротник.  
 
 
 
 
 
     

 

Ответ: ___________________________.    
  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой травой.
 
 
     

 

Ответ: ___________________________.  
   

 

  Расставьте знаки препинания.Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений. 1) Вильгельм внезапно вспомнил голубые глаза царя и ему стало не по себе. 2) Но я не играл этой роли и пьесы такой я не знаю. 3) Дачники лениво прогуливаются по аллеям или сидят в тени деревьев. 4) Я незаметно ушёл и долго старался не думать об Анфисе и её мальчике. 5) Эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности и необъяснимой красоты.  
 
 

 

Ответ: ___________________________.  
  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. И он брал (1) посмотрев только (2) на бумагу (3) не глядя (4) кто ему подложил (5) и имел ли на это право.
 
     

 

Ответ: ___________________________.  
   

 

 

  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Мне казалось, что (1) может быть (2) он вернется, не сможет жить без театра и приедет... И театр (3) я уверена (4) без режиссера не может существовать, как дети без матери.
 

 

Ответ: ___________________________.    

 

  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Еще более изумило его (1) что портрет был открыт (2) весь (3) и простыни на нем не было.  
 

 

Ответ: ___________________________.  
   

 

 

  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Дом этот и поныне имел приятный старомодный вид (1) и (2) когда проходишь мимо (3) радостно вспомнить (4) что вот за этими жалюзи восемьдесят лет назад сидел (5) писал (6) любил (7) тосковал (8) наш Тургенев.
 

 

Ответ: ___________________________.    
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:

(2) «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоро­вее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное еще из дет­ства, из родительского дома. (3) Вам много говорят про вос­питание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть».

(4) Он призывает мальчиков помнить вот эту минуту, ко­гда они чувствова­ли себя хорошими. (5) Потому что это воспоминание всегда будет помогать им, как бы жизнь ни ожесточила, ни оз­лобила их. (6) Алеша Карамазов считает, что одно такое воспоминание может удержать человека от дурного.

(7) При этом Алеша ничего не требует, ничего не пропо­ведует, значит, и спорить в этом смысле с ним не о чем; высмеивать его уверенность – сколько угодно, занятие соблазнительное для некоторых умов и легкое, поскольку Алеша пользуется тут выражениями беззащитно-высокими, торжественными, умиленными, все так, но совершает он при всем при этом великое с точки зрения педагогики дело – он душевную, возвышенную минуту называет, очерчивает, выделяет, закрепляет в памяти, превращает для мальчиков в воспоминание. (8) И не просто в воспоминание о чем-то приятном, а в нравственно-сформулированное, определенное напоминание: вот каким ты был прекрасным...

(9)Нет, не может такое доброе воспоминание идти во вред, лучше бы иметь его, чем перебирать в своем прошлом лишь запреты, стыд, раскаянье. (10)То счастье и удовлетворение собой, о котором говорил Достоевский, оно обязывает душу. (11)Оно возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка во имя людей или отдельного чело­века, и это ощущение хочется повторить, оно придает силы, наполняет смыслом жизнь и именно обязывает душу.

(12)Для меня, человека, не сведущего в педагогике, это было открытием. (13)И я стал проверять его, прикладывая к своей жизни и к жизни близких людей.

(14)Мне приходили на ум и другие люди, которые умудрялись, несмотря на все удары жизни, оставаться человечными, стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их разочарования, обиды, несправедливости. (16)И все же они не поддавались злобе, цинизму, унынию. (17)Что помогало им, что поддерживало их дух? (18)Что обязывало их душу сохранять доброту, когда казалось это так невыгодно, когда все было против? (19) Я никогда до конца не мог разобраться в том, как это происходит. (20) И вот те­перь я стал думать, что, может, им помогало какое-то воспоминание, принесенное из детства? (21) Может, они посещали свое детство, и оно прибавляло им силы? (22) Может, там хранятся наши запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее?..

(По Д.А. Гранину)*

* Гранин Даниил Александрович (род. в 1919 г., наст. фамилия Герман) – современный русский писатель, прозаик.

 

  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.   1) Главным героем романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» является Алёша Карамазов. 2) Доброе воспоминание о детстве помогает взрослому человеку в трудные моменты жизни. 3) Воспитывать ребенка лучше всего помогают запреты, стыд, раскаяние. 4) Воспоминание о хорошем обязывает душу человека, наполняет жизнь смыслом. 5) Автор убежден, что бесполезно спорить с литературными героями.  
 
 

 

Ответ: ___________________________.  
  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.   1) Суждение, высказанное в предложении 4, поясняет содержание предложений 2-3. 2) В предложениях 4-6 содержится повествование с элементами описания. 3) Предложение 19 содержит ответ на вопросы из предложений 17-18. 4) В предложениях 14-16 представлено рассуждение. 5) Предложения 7-8 представляют собой повествование
 
 

 

Ответ: ___________________________.  

 

  Среди предложений 12-15 найдите такое, в котором есть слово разговорного стиля. Напишите номер этого предложения.   Ответ: ___________________________.
 
 

 

 

   
  Среди предложений 8-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.  
 
     

 

Ответ: ___________________________.  
     
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
  «Чтобы подчеркнуть значение фразы, сказанной Алешей Карамазовым, Д. Гранин использует такое синтаксическое средство, как _______ («называет, очерчивает, выделяет, закрепляет» из предложения 7). Эмоциональное воздействие на читателей автор усиливает с помощью _______ (предложения 17, 18, 20-22) и тропов______ («душевную, возвышенную минуту» из предложения 7) и _______ («удары жизни» из предложения 14, «запасы … любви» из предложения 22)». Список терминов:   1) ряды однородных членов 2) синтаксический параллелизм 3) антитеза 4) метафора 5) инверсия 6) сравнение 7) лексический повтор 8) эпитет 9) риторические вопросы
 

 

  Ответ:  
А Б В Г
       

 

 

 

 

 

ЧА

 

Часть 2

  Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.
  Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. Выломав из плетня сухую искривленную хворостинку, он с минуту молча водил ею по песку, вычерчивая какие-то замысловатые фигуры, а потом заговорил: - Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь! - И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: - Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не промочи! Еще когда мы в молчании курили, я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука... Еще тогда я подумал: "Или вдовец, или живет не в ладах с женой". Но вот он, проводив глазами сынишку, глухо покашлял, снова заговорил, и я весь превратился в слух. - Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет! Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем,

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow