Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Часть 1

За верное выполнение заданий 2–6, 8–14, 16–23 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу.

 

 

ТЕСТ №6

Часть 1

     
 
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Хотя фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. (2) По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной лапой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, зато помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. (3) Он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, ˂…˃ моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат-орлом..
 
 

 

 

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.

1) Фрегат по своему строению и повадкам больше похож на сокола или орла, чем на морскую птицу, поэтому моряки называют его морским соколом или фрегат-орлом.

2) Хотя фрегата причисляют к пеликанам, он по своему строению и повадкам мало напоминает эту неуклюжую, похожую на домашнего гуся птицу.

3) Сходство фрегата с соколом и орлом позволило морякам называть его морским соколом или фрегат-орлом, хотя обычно его причисляют к пеликанам.

4) Нижние конечности фрегата оканчиваются острыми когтями, что

позволяет ему крепко вцепляться в добычу.

5) Фрегат не способен держаться на воде, поскольку его лапы не похожи на перепончатые конечности водоплавающих птиц.

 

Ответ:

   

 

 
 

 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. 1) однако 2) поэтому 3) это 4) потому что 5) хотя   Ответ: ___________________________.  
 

 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛАПА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЛА́ПА, -ы, жен. 1. Стопа ноги или вся нога у животных, имеющих подвижные конечные члены пальцы, а также (прост.) о руке (реже о ноге) человека. Медвежья л. Л. птицы, черепахи. 2. Ветвь хвойного дерева. Лапы ели. 3. Шип в конце бревна (спец.). Рубить в лапу. 4. Изогнутый и расплющенный конец нек-рых инструментов, приспособлений. Л. якоря. Ответ: ___________________________.    
 

 

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. закУпорить клАла вероисповЕдание перезвонИт мозАичный Ответ: _____________________.    
 

 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНОупотреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит. Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозелёные вершины в чистое небо. Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом. Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы. Важный момент, который необходимо учитывать при ВЫБОРЕ материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.   Ответ: ___________________________.    
 

 

В одном из выделенных ниже слов (сочетаний слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибкуи запишите выделенное слово правильно. пара ЦАПЕЛЬ требуются ТОКАРЯ БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ удар ЗАГЛОХШИЙ мотор ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ ВОСЬМЬЮ книгами Ответ: _____________________.    
 

 

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении сложноподчиненного предложения 1) Все выступающие твёрдо уверены в необходимости продолжить дискуссию после соответствующих экспериментов.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме»..
В) неправильное употребление имени числительного 3) Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущенный ропот.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом 5) Депутат сказал о том, что у меня все получается, и нет никаких препятствий в том, чтобы я и дальше был представителем народа.
  6) Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
  7) А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
  8) Разглядывая рукописи, мы увидели маленькие буквы в конце каждого листа.
  9) Комната, вместив в себя огромное количество мебели, не казалась тесной..

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

Ответ:

 

 
 

 

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 1) водор..сли 2) конс..рвировать 3) к..рьерист 4) пол..гаться 5) гор..зонтальный   Ответ: ____________________.  
 

 

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. 6) пр..готовил, пр..лёг 7) о..бросил, на..вязать 8) пр..молчал, р..зделил 9) ро..черк, бе..донный 10) пр..успел, пр..слонил Ответ: ___________________.  
 

 

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 1) влюбч..вый 2) надоедл..вый 3) присва..вать 4) недоум..вать 5) поворач..вать   Ответ: ___________________.    
 

 

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 1) колебл..мый 2) невид..мый 3) преследу..мый 4) переинач..нный 5) танцу..шь   Ответ: _________________.  
 
Укажите все цифры, на месте которых пишетсябуква И. Как н(1) старался, я н(2) мог н(3) подтвердить, н(4) опровергнуть эту информацию. Ответ: __________________.  
 
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)СКОРЕ в конце улицы ИЗ(ЗА) угла показался прохожий. ЧТО(БЫ) ни говорилось о политических соображениях, (НИ)КАКИЕ высокие слова тут не могут служить оправданием. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей моей болезни я чувствовал себя так, (КАК)БУДТО был прикован бесчисленными цепями к какой-то глухой стене. Уверенность эта возникла у меня (В)СЛЕДСТВИЕ бесконечных путешествий и самых разных работ, которые я уже успел перепробовать, (НЕ)СМОТРЯ на мои двадцать пять лет. Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, ПО(СКОЛЬКУ) наши планы изменились. Ответ: _________________.  
 
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Весе(1)ие воды приносят с верховьев следы пребывания человека: рва(2)ые сети, полома(3)ые вёсла и другие немудрё(4)ые принадлежности рыбачьего обихода. Ответ: ___________________________.  
 

 

Расставьте знаки препинания.Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. 1. На вокзале самый обыкновенный гражданин превращается либо в пассажира либо в грузополучателя. 2. По иркутскому рынку бродили слепцы и шарманщики и попрошайки. 3. Островки мать-и-мачехи и полыни попадались в разных местах и оживляли однообразие степи. 4. В двух или трёх местах росли татарская жимолость и бузина. 5. Писателем человек становится не только по зову сердца но и по зову своего времени. Ответ: ___________________________.  
 

 

Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Созданный А.А. Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта. Ответ: ___________________________.  
 

 

Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной. Ответ: ___________________________.  
 

 

Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом. Ответ: _____________________________.      
 

 

Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Этот сон приснился ей ещё до войны (1) и (2) хотя с той поры прошла четверть века (3) но она до сих пор помнила ощущение ужаса (4) когда начали рваться снаряды (5) и всё вокруг заволокло дымом. Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25

(1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. (2)Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. (3)Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. (4)Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. (5)Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (6)Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его воли. (7)Пытки стали ещё более жестокими, ещё более изощрёнными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. (8)Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу. (9)Они были твёрдо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.

(10)Как же бесил их этот безумный фанатик! (11)Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твёрдой, как гранит, решимости.

(12)Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок. (13)Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу.(14)Завели в кофейню, угостили его горячим шоколадом. (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья... (16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. (18)Его никто ни о чём не спрашивал. (19)А он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю?(20)Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании, ради этого перепачканного кремом ребёнка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… (21)Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. (22)Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?

(23)В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стёкла машины, звала его остаться… (24)И тогда он произнёс: «Ладно». (25)Сказал тихо. (26)Но его услышали. (27)Сказал только одно слово. (28)Но его поняли…

(29)Через месяц его выпустили…(30)Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. (31)Он пришёл в то же самое кафе… (32)Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки… (33)И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. (34)Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы.(35)Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью… (36)Но кофе всё равно был горький, как будто его сварили из полыни.

(По А. Авдееву*)

* Алексей Сергеевич Авдеев (родился в 1957 г.) – современный русский писатель. Основная проблематика его произведений – нравственный поиск современного человека.

 

 
 

 

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Действие отрывка происходит в Париже в годы Первой мировой войны. 2. Подпольщик, герой отрывка, предал своих товарищей. 3. В кафе, в которое пришел герой отрывка, подавали горький кофе. 4. Пытки, которые пережил герой отрывка, не сломили его волю. 5. Герой отрывка не захотел жертвовать собой ради других.   Ответ: __________________.  
 

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1. Предложение 11 объясняет содержание предложения 10. 2. Предложения 19-20 включают рассуждение. 3. В предложении 14 представлено описание. 4. В предложении 15 представлено повествование. 5. Содержание предложений 32 и 33 противопоставлено.   Ответ: _________________.  
 

 

Из предложений 15-17 выпишите фразеологизм. Ответ: _______________.  
 

 

Среди предложений 4-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ: _________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.  
 
 

 

«Используя такой троп, как А («жизнь стучала в стёкла машины, звала его остаться» в предложении 23), автор создаёт картину жизни, поразившую героя. Б (предложения 21, 22) передают смятение в душе узника. В («как гранит» в предложении 11, «словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана» в предложении 17) придают тексту выразительность. Напряжённость кульминационного момента текста подчёркивает приём – Г (предложения 25-26, 27-28)».

Список терминов:

 

1. Сравнение

2. Книжная лексика

3. Антитеза

4. Анафора

5. Олицетворение

6. Диалектизмы

7. Риторический(-ие) вопрос(-ы)

8. Эпитеты

9. Ирония

 

А Б В Г
       

 

Ответ:

 

 

Часть 2

      Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.         – На Дунае Ярославнин голос слышится, Кукушкою безвестной рано кукует: «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны На могучем его теле».   Ярославна рано плачет В Путивле на забрале, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки На своих лёгких крыльицах На воинов моего милого? Разве мало тебе было под облаками веять, Лелея корабли на синем море? Зачем, господин, моё веселье По ковылю ты развеял?»   Ярославна рано плачет В Путивле-городе на забрале, приговаривая: «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы Сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовы насады До стана Кобякова. Прилелей же, господин, моего милого ко мне, Чтобы не слала я к нему слёз на море рано».     Ярославна рано плачет В Путивле на забрале, приговаривая: «Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: Зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи На воинов моего лады? В поле безводном жаждою им луки скрутило, Горем им колчаны заткнуло?»   Прыснуло море в полуночи, Идут смерчи тучами. Игорю-князю Бог путь указывает Из земли Половецкой В землю Русскую, К отчему золотому столу.         («Слово о полку Игореве», пер. Д.С.Лихачева)      
Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.  

 

   
 

 

 

К какому жанру относится данный отрывок?   Ответ: ______________________.      
 

 

В основе сюжета поход русских князей, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. На какой народ пошел Игорь Святославович?   Ответ: ______________________.      
 

 

Какой известный русский писатель конца XVIII века, являющийся родоначальником сентиментализма, принимал участие в публикации «Слова о полку Игореве»?»   Ответ: ______________________.      
 

 

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА А) Баян 1) игнорирует неблагоприятные знамения Б) Святослав Всеволодович 2) древнерусский певец и сказитель В) Игорь Святославович 3) плачет по мужу 4) видит сон о «тереме златоверхом»   Ответ: ______________________.    
 

 

Как называется прием, используемые автором «Слова…» во 2, 3 и 4 строфах?   Ответ: ______________________.      
 

 

Как называется троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку (голос… кукушкою безвестной рано кукует)?   Ответ: ______________________.    
 

 

««Плач Ярославны» образно перекликается с известным стихотворением М.Ю. Лермонтова, названным по явлению природы, к которому обращается лирический герой. Укажите название этого стихотворения.   Ответ: ______________________.  
Для выполнения заданий 8 и 9 Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

           
 

 

Какую роль играют образы природы в данном фрагменте «Слова о полку Игореве»?            
 

 

В каких произведениях русской классики горячее участие близких помогает преодолевать трудности и в чем эти произведения созвучны приведенному фрагменту «Слова о полку Игореве»?      
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 

    Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.   Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи — Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.   Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.   Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.   (С.А.Есенин, 1924)    
Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр
 
 

 

Назовите поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся С.А.Есенин.   Ответ: ______________________.  
 
Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует гиперболу.   Ответ: ______________________.    
 
Красоте Шираза лирический герой противопоставляет неповторимую красоту «рязанских раздолий». Каким термином обозначается такое противопоставление?   Ответ: ______________________.    
 
Из приведённого ниже перечня выберите два названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвертой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.   1) аллитерация 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение   Ответ: ______________________.      
 
Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (без указания количества стоп).   Ответ: ______________________.  
Для выполнения заданий 15 и 16 Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

                             
 

 

Как в стихотворении С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ» отражена тоска лирического героя по родине?      
 

 

Кто из русских поэтов обращался к теме родины и какие мотивы их произведений схожи со стихотворением Есенина?     ЧАСТЬ 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
17.1

 

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя в поэме «Мертвые души»?  
17.2

 

Какую роль играет образ Кулигина? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)  
17.3

 

В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: