Школы науки управления
Школа научного менеджмента (тейлоризм) (управления) (1885-1920)
(Ф. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет)
Основные положения школы научного управления (1885-1920):
1. Научный анализ
2. Отбор работников, их обучение
3. Обеспечение работников ресурсами
4. Материальное стимулирование
5. Отделение планирования от самой работы
Классическая (административная) школа управления (1920-1950)
(А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Д. Муни, Г. Форд, Э.Гаррингтон, П. Слоун)
Основные положения классической (административной) школы управления (1920-1950):
1. Взгляд на организацию с точки зрения ее перспективы
2. Развитие принципов управления
3. Описание функций управления
4. Систематизированный подход к управлению всей организацией
Школа человеческих отношений (1930-1950) (Human Relation)
(Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Фоллет)
Основные положения школы человеческих отношений (1930-1950):
1. Приемы управления межличностными отношениями
2. Человек – не машина, а социальное существо
3. Мотивы поступков людей – не экономические силы, а различные потребности (А. Маслоу)
4. Формальные полномочия эффективны
Школа науки о поведении (1950- по наст. время)
(Р. Блейк, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг)
Основные положения школы науки о поведении (1950- по наст. время):
1. Применение наук о человеческом поведении в управлении
2. Резерв достижения целей организации: труд, интеллект, мотивы поведения людей
3. Оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей
Количественная школа (1950- по наст. время)
(Р. Акофф, Н. Винер, Л. Берталанфи)
Основные положения количественной школы (1950- по наст. время):
Понимание управленческих проблем благодаря применению моделей
Применение количественных методов
Социальная организация» (1970- по наст. время)
(А.И. Пригожин, А.В. Тихонов)
Основные положения «социальной организации» (1970- по наст. время):
Организация приспосабливается к своей многообразной внутренней и внешней среде
Причины того, что происходит в организации, следует искать вне ее
Организационная культура (1980 – по наст. время)
(Дж. Зонненфельд, Э. Шейн)
Основные положения организационной культуры (1980 – по наст. время):
ОК складывается из устойчивых нормативов, представлений, принципов и верований
ОК – вспомогательный ресурс при проведении организационных изменений (но может быть и тормозом)
Носителями ОК выступают люди, но вырабатывается она менеджером (руководством)
Процессный подход
Управление есть непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций
Системный подход
Организация есть совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды
Пригодность различных методов управления определяется ситуацией
«Различные ситуации требуют различных типов знаний» (М. Фоллетт)






