Тема 1. Основные направления и школы менеджмента.
(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)
ПЛАН
1. Менеджмент, его предмет
2. Эволюция развития управленческой мысли
Менеджмент, его предмет
История возникновения и развития менеджмента насчитывает 7 тысячелетий и 5 управленческих революций, радикально менявших роль и значение управления в жизни общества. Управленческие революции: религиозно-коммерческая, светско-административная, производственно-строительная, капиталистическая, бюрократическая.
Попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления относятся к к.19-нач.20 вв. Они были ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как:
ü Массовое производство и массовый сбыт;
ü Ориентация на рынки значительной емкости;
ü Ориентация на крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций
Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научными принципами и нормами.
|
|
Менеджмент (как наука) зародился на рубеже XIX–XX вв. В этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Отправной точкой развития менеджмента считают 1866г., когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист».
Менеджмент – в переводе с англ. означает «управление». Слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» – рука и употребляется по отношению к людям, ресурсам, к коллективам и к организациям. Отсюда термин «менеджмент» буквально означает руководство людьми.
Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих поддержание режима деятельности, реализацию их целей и задач
Рассматривая управление как систему, в ней всегда выделяют две основные подсистемы:
1. управляющая подсистема (субъект), орган управления
2. управляемая подсистема (объект), объект управления
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации. Информация служит основой управления, эффективность осуществления которого находится в зависимости от качества информационной системы. Для выработки управляющих воздействий орган управления использует информацию о ходе бизнес-процесса (из управляемой системы) и информацию о внешней среде.
|
| ||||
|
|
Обратная связь (инфо о сост объекта управления)
Прямая связь (управляющие воздействия)
Современное понимание менеджмента многозначно:
• наука об управлении;
• практика управления;
• искусство управления;
• управленческий орган предприятия;
• элемент национальной культуры
Менеджмент как наука изучает принципы и закономерности управления социально - экономическими процессами; функции управления, методы управления, культуру управления, лидерство и т.д.
Объектом науки менеджмент выступает деловая организация и совместная деятельность людей в ней, а также финансовые, инвестиционные, производственные и другие процессы, обеспечивающие достижение поставленных целей
Предметом науки менеджмент являются межличностные и межсистемные отношения, возникающие в процессе управления организацией
В эволюции теории менеджмента выделяются два основных направления:
· организационно-техническое
· социально-поведенческое
Существовали и смешанные направления, отражавшие специфику менеджмента отдельных стран. Современный менеджмент характеризуется изменением содержания функции планирования, всесторонним исследованием факторов успешной деятельности предприятия, ориентацией управления в зависимости от результатов, развитой теорией и практикой маркетинга, разработкой эффективных технологий принятия решений.