Вопрос 1.Государственное и общественное регулирование бухгалтерского учета, анализа и аудита в России

Тема 4: Нормативное регулирование бухгалтерского учета, анализа и аудита в российской федерации и за рубежом

Вопрос 1.Государственное и общественное регулирование бухгалтерского учета, анализа и аудита в России.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402- ФЗ от 06.12.2011г. [18] нормативные акты в области бухгалтерского учёта подразделяются на 4 категории, представленные в таблице 1.

Сам закон о бухгалтерском учёте следует считать нулевым или базовым уровнем регулирования бухгалтерского учёта. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы при составлении отчетности. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.

Таблица 1 - Структура системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Уровни нормативного регулирования Перечень нормативных документов
1. Федеральные стандарты Представлен национальными учетными стандартами, в т.ч. ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации». План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению от 31.10.2000г, Приказ Минфина РФ N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
2. Отраслевые стандарты Стандарты, разработанные отраслевыми ведомствами и устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Например, Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94
3.Рекомендации в области бухгалтерского учёта   Методические рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организации; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.95г. №49 и др.
4.Стандарты экономического субъекта Рабочие документы по бухгалтерскому учету создаваемые в самой организации и формирующие учетную политику в методическом, технологическом и организационных аспектах

К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

На первом уровне - Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В настоящее время функцию федеральных стандартов в области финансового учета выполняют ПБУ; действующий План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция, по его применению утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». [21]

Эти документы полностью соответствуют определению понятия «федеральный стандарт», вводимому Законом 2011 года, и, таким образом, соответствие практики нормативного регулирования бухгалтерского учета в России новому Закону 2011 года отнюдь не требует отмены системы ПБУ и принятия нового комплекса федеральных стандартов.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (ПБУ 4/99) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. [4]

Данное положение регулирует в частности и бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации. Так в нем даны следующие указания. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (в ред. от 27.04.2012).[4] Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Начиная с 2000 г. организации формируют в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, установленному Минфином России в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) [4], утвержденных Приказами от 06.05.1999 г. № 32н и №33н.

Данные Положения устанавливают методологические основы формирования и отражения в бухгалтерском учете достоверной информации о полученном доходе от предпринимательской деятельности организации и о возникшем расходе.

ПБУ 9/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Дается классификация прочих доходов.[4]

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99. В настоящее время этот стандарт является единственным, для которого отсутствует аналог в международных стандартах финансовой отчетности. ПБУ 10/99 регулирует порядок признания и общие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов организации, относимых на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) и принимаемых к уменьшению валовой прибыли организации. Приводится перечень случаев выбытия активов, которые не отражаются в составе расходов организации (в частности, выбытие денежных средств и иного имущества в связи с приобретением внеоборотных активов, передаче имущества в уставные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ и т.п.).[4]

Ко второму уровню (отраслевые стандарты) относятся отраслевые стандарты, разработанные отраслевыми ведомствами и устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К этому уровню относят различные приказы Министерства сельского хозяйства о формах и порядке составления отчётности, министерства транспорта, промышленности.

Определяя цель принятия рекомендаций в области учета как документов, регулирующих учетную практику, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ устанавливает, что они «могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов». [18]

К третьему уровню (рекомендации в области бухгалтерского учёта) относят с точки зрения отчётности относят Методические указания по бухгалтерскому учету о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н; Приказ Росстата № 670 «Об утверждении порядка представления обязательного представления экземпляра БФО»; Приказ Минфина № 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчётности ООО»; Методические указания по формированию бухгалтерской отчётности при осуществлении реорганизации организации; Приказ Минфина № 112 «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности; Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49. и др.

Четвертый уровень (стандарты экономического субъекта) представлен стандартами экономического субъекта, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1-3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.

Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3-го уровней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: