1. Работа с материалами для наблюдения (с. 132). Для отве-та на третий вопрос учащиеся готовят по вариантам морфоло-гический анализ выделенных глаголов. Результат наблюдений: за счёт использования в рассказе о прошлом глаголов насто-ящего времени повествование воспринимается как происхо-дящее на наших глазах.
2. Содержательный анализ высказывания К. Паустовского (упр. 694) заканчивается анализом использованных глаголь-ных форм и ответом на вопрос, почему у автора в рассуждении преимущественно формы настоящего времени. Конкретный или любой писатель (и читатель) находится в центре внимания Паустовского? Можно ли сказать, что пишущий говорит о ти-пичной, постоянной, обычной ситуации?
Учащиеся делают вывод: формы настоящего времени мо-гут использоваться для сообщения о событии, происходящем: а) в момент речи; б) постоянно; в) в прошлом, но словно в на-шем присутствии.
3. Выполнение упр. 695 начинается с анализа первого пред-ложения: выделяются слова, переносящие рассказчика в про-шлое: частица вот, наречие снова, форма настоящего времени глагола вижу. Анализируя следующее предложение, учащие-ся делают вывод: если продолжать текст так, как он написан
|
|
в учебнике, не меняя формы глаголов, то нарушается грам-матическая связь между предложениями, т. е. текст разру-шается.
III. Закрепление изученного материала.
Учащиеся готовят устный рассказ по заданию упр. 696. Не-сколько человек выступает перед классом (можно по одному на каждое данное начало), класс анализирует выступления, выби-рает лучшего рассказчика.
IV. Подведение итогов урока. Самоанализ подготовленногорассказа.
V. Домашнее задание. Другой рассказ по заданию к упр. 696.