Гигиеническая оценка школьного питания

Э.И. Ялаева, 5 курс, Э.Т. Ялаева, аспир.

Научный руководитель – д.м.н., проф. Т.Р. Зулькарнаев

Кафедра гигиены

Башкирский государственный медицинский университет

Полноценное питание – существенный фактор роста и развития организма. Эпидемиологические исследования, проводимые в последние годы специалистами НИИ питания и НЦ здоровья детей РАМН, выявили существенные нарушения в структуре питания. В связи с этим организация рационов питания во время пребывания учащихся в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний. (Попова А.Ю.; 2015).

Цель исследования: гигиеническая оценка школьного питания обучающихся средних и старших классов школы №141 г. Уфы.

Задачи исследования:

1. Провести выкопировку меню-раскладок за 2016-2017 учебный год.

2. Провести оценку пищевой ценности и разнообразия рациона питания.

3. Разработать рекомендации по рационализации школьного питания.

Материал и методы. Фактическое питание изучено по меню-раскладкам сплошным методом за 120 дней (со 2 сентября по 31 мая 2017 г.) у 263 обучающихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы №141г. Уфы, обслуживаемых комбинатом школьного питания МУП «Центр школьного и детского питания». Расчёт нутриентного состава рациона питания проводился с помощью сборника рецептур для предприятий общественного питания и таблиц химического состава пищевых продуктов В.А.Тутельяна, И.М.Скурихина и М.Н.Волгарева с учётом потерь нутриентов при холодной и термической кулинарной обработке продуктов, с применением компьютерной программы, разработанной на кафедре гигиены. Сравнение полученных данных проводилось с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (М.,2008). Разнообразие и пищевая ценность рациона питания оценивалась путем анализа средненедельного набора продуктов питания с применением методов математической статистики с использованием пакета прикладных программ «MicrosoftExcel-ХР», «БЭСТ-5».

Результаты и выводы. По результатам исследования установлено, что в рационе школьного питания отмечен значительный недостаток молока и молочных продуктов (на 123,3 г в день), рыбы (на 43,1 г), овощей (на 130 г), свежих фруктов (на 70 г), соков (на 43 г), а также избыток картофеля (на 33,2 г в день), круп и бобовых (на 20,4 г), хлеба пшеничного (на 39,8 г). Отмечен недостаток в рационе школьного питания калорийности (на 223,3 Ккал), белков (на 26,3 г), жиров (на 1,9 г), углеводов (на 27,6 г), витамина В1 (на 0,4 мг), витамина С (на 1,1 мг), витамина Е (на 7,56 мг), фосфора (на 435 мг), магния (на 128,3 мг). В анализируемом меню не выявлены случаи повторений одних и тех же блюд в течение дня, что свидетельствует о разнообразии питания.

Таким образом, отмечено, что рационы питания учащихся в школе не в полной мере соответствуют гигиеническим требованиям. Рекомендуется увеличить содержание в рационе питания молока и молочных продуктов фруктов, овощей, блюд из рыбы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: