I. Личность и общество

1. Индивид и личность

Индивид – любой представитель человеческого рода

Мельчайщая неделимая частица, входящая в социальную группу.

Личность – структурированный комплекс, врожденных и приобретенных, благодаря включению в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся в отношениях с другими людьми.

Личностью является каждый, включая в общественные отношения человек.

Можно выделить 2 полюса:

· Индивидуальный: индивидуальная сущность является производной от его биологической сущности (эмоции, память, особенности мышлений, ощущений…).

· Находятся все личные запросы, желания, потребности, субъектом которых является человек. Именно наличие индивидуального полюса не позволяет человеку растворится во множестве социальных ролей, которые вольно или не вольно играет. Позволяет ему оставаться индивидуальностью. В некоторых культурах индивидуальный полюс – доминирует (пример: западная Европа).

· Социальный полюс: отражает присутствующее в ней коллективное начало. Качество и особенности присущие человеку ни как индивиду, а как члену той или иной общности (пример: групповые предрассудки, выработанные группой – стандарты, стиль жизни). Опираясь на свои социальные качества – человек может принадлежать к той или иной: профессиональной, национальной, религиозной или земляческой общности (пример: Иван входит в профсоюз заводских рабочих, имеет свой стиль жизни. Но тот же Иван в семье выступает со своей индивидуальной стороны – веселый парень, хороший отец, и это не противоречит его социальной роли. Соц. Статус студента не исключает его поведение как бездельника. Соц. Статус слесаря не исключает возможность, что он будет интересоваться политикой).

Структура личности (по Платону):

1. Социальный уровень – убеждения, мировоззрение, смыслы которые он разделяет.

2. Социально-биологический уровень – умения, знания, навыки и привычки.

3. Био-социальный уровень – особенности мышления, памяти, ощущений, внимания, эмоций, чувств.

4. Биологический уровень – способность протекания нервных процессов, половые и возрастные особенности.

 

II. Социализация

Социализация – сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальный качеств, черт, освоение общественного опыта, морали, этики, норм поведения, реализация собственной сущности посредством выполнения определенных ролей практической деятельности.

Социализация начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь, поскольку каждая новая социальная роль требует овладения определенными навыками, новые жизненные обстоятельства ставят перед человеком новые мировоззренческие вопросы. Человек развивается, происходит изменение отношения его к общественной жизни. Длится до смерти человека.

Целью социализация является формирование у личности социального полиса идентичного социальным полюсам других членов данной группы. При этом социализация не делает людей одинаковыми, благодаря индивидуальному полюсу личности.

Нормативная личность – образец представителя данного общества (эталон). Таких людей либо нет, либо очень мало.

Модальная личность – самые обыкновенные люди, которые в той или иной мере стремятся к этому образцу.

Существует несколько механизмов социализации:

1. Информационно-образовательный механизм – осуществляется по средствам образования и пропаганды.

2. Стимуляционный механизм – связан с поощрением или наказанием. (пример: за соответствие принятым групповым стандартам).

3. Регулятивно-контролирующий механизм – создание эталона, которому хотят все подражать.

4. Организационно-регулирующий механизм – определенные права и обязанности, которые необходимо усвоить, чтобы нормально функционировать в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: