Кеттелл реймонд бернард

Реймонд Кеттелл родился в 1905 г в Англии, в Стаффордшире. Там же он получил начальное образование. В 1924 г. Р. Кеттел получает степень бакалавра по специальности «химия» в Лондонском университете После окончания он работает в г. Экзетере в университетском колледже Юго-Запада лектором. В 1929 г. Кеттелл защищает докторскую диссертацию, но уже по психологии, написанную под руководством выдающегося английского психолога Ч. Спирмена.

С 1932 г. Реймонд Кеттелл берется руководить психиатрической клиникой города Лейсестера. В 1937 г. ему присваивают степень доктора наук Лондонского университета, после чего Кеттелл сотрудничает с Э Л. Торндайком в педагогическом колледже Колумбийского университета Затем он работает профессором психологии в Университете Кларка, а в 1941 г. — лектором в Гарвард-ском университете. В 1944 г. Кеттелл снова меняет место работы и переходит в Иллинойсский университет на пост профессора-исследователя в области психологии. Там он руководит лабораторией по исследованию личности и группового поведения.

В 1940-х гг. Кеттелл публикует множество книг и статей, освещающих психологические исследования различных областей. Он обсуждает традиционные вопросы экспериментальной психологии, социальной психологии и генетики. Однако основные его труды в дальнейшем относятся к области систематического исследования личности человека Можно выделить несколько наиболее значительных работ в этом направлении: «Описание и измерение личности» (1946), «Личность, систематическое, теоретическое и эмпирическое исследование» (1950), «Личностное и мотивационное структурное измерение» (1957) и «Научный анализ личности» (1966).

В определении Кеттелла личность представляет собой систему черт, которым он дает собственную классификацию. По его мнению, черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кеттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные).

С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определенном направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).

Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Оно имеет вид:

R = slTl + s2T2 + s3T3 +... + snTn,

где Т — определенная черта; s — ее оценка.

Это спецификационное уравнение дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании.

Особое внимание в своих работах Кеттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства.

Аттитюд — это, по определению Кеттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула атти-тюда выглядит примерно так: интерес определенной интенсивности в каком-то действии относительно определенного объекта.

Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью. В своих исследованиях Кеттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врожденным, а приобретенным. Согласно Кеттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Исследования Кеттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведенных исследованиях.

Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мотивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине — чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определенных действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов.

Чувству «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.

Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций). Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кеттелл отнес это явление к закону биосоциального насилия.

Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кеттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обуславливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обуславливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кеттелл назвал «слитным научением». При этом научении определенное поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные.

Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трех способов:

1) умышленное намерение создать определенный тип личности;

2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;

3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов.

Весьма важно описать и дифференцировать по определенным параметрам различные социальные группы или институты для дальнейшего исследования как отдельной личности, так и определенной социальной группы, а также взаимоотношений между ними. Кеттелл вывел 28 положений относительно отношений между индивидуальной личностью и так называемой групповой синтальнос-тью.

Следует также отметить, что Р. Кеттелл провел интересные психологические исследования в области: юмора (1947), музыкальных предпочтений (1954), лидерства (1954), интеллекта (1963), психопатологии (1966), креативности (1968), установки на реакции (1968).

Умер Кеттел 2 февраля 1998 г в возрасте 92 лет в своем доме на Гавайях. За свою долгую и невероятно продуктивную жизнь он опубликовал около 35 книг и 400 статей, в которых главным образом разрабатывал теорию личности

КЛЯЙН МЕЛАНИ

Мелани Кляйн родилась 30 марта в 1882 г. Детство Мелани было чрезвычайно тяжелым: в 44 года ее отец, врач по профессии, женился на 25-летней девушке. Из-за того что отец Мелани не мог содержать семью, его молодой жене пришлось открыть небольшую лавку. Когда Мелани было пять лет, у нее умерла сестра, а в 20-летнем возрасте умер брат, страдавший болезнью сердца.

Еще в 15 лет Мелани твердо решила посвятить свою жизнь медицине. В 17 лет она встретила химика Артура Кляйна, а когда ей исполнился 21 год, вышла за него замуж и отказалась от изучения медицины, начав заниматься в Венском университете историей и историей искусств, правда, это обучение она так и не закончила. Перед началом Первой мировой войны семья Кляйн поселилась в Будапеште, где Мелани впервые узнала о психоанализе. В это время она познакомилась со знаменитым венгерским психоаналитиком Шандором Ференци и прошла у него курс обучающего психоанализа, во время прохождения которого она заинтересовалась ребенком родственников, у которого выявились эмоциональные расстройства. 19 июля 1919 г. Мелани Кляйн прочитала свой первый доклад на Международном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в Будапеште. Осенью же 1919 г. она стала полноправным членом Международного психоаналитического общества.

Знакомство с Фрейдом произошло на Международном психоаналитическом конгрессе в Гааге в 1920 г. Огромное впечатление Кляйн произвела на Карла Абрахама, который пригласил ее переехать в Берлин и начать там психоаналитическую практику.

После развода с первым мужем в 1923 г. Мелани вместе с детьми переселилась в Берлин, где стала первым детским психоаналитиком в только что открывшемся Берлинском психоаналитическом институте.

Одной из заслуг Мелани Кляйн стало создание ею психоаналитической игровой техники, смысл которой заключался в следующем: свои игрушки ребенок использует прежде всего для того, чтобы символически, в игре, проявить свои переживания, фантазии и страхи. Первоначально Мелани Кляйн в целях истолкования игры ребенка использовала фрейдовский метод толкования сновидений. Однако впоследствии она, наблюдая за игрой детей, небезуспешно перешла к использованию метода свободных ассоциаций.

Мелани Кляйн при лечении с самого начала старалась строить с детьми отношения, основанные на абсолютном доверии, свободные от всяких воспитательных воздействий. Именно в такой атмосфере и должен проводиться сеанс психоанализа, неважно, кто является пациентом — ребенок или взрослый.

На основании постепенно накапливаемого опыта Мелани стала в своей теоретической работе придавать огромное значение орально-садистским стремлениям и их роли в формировании деструктивных фантазий.

После смерти Абрахама в 1924 г. М. Кляйн была приглашена в Лондон для прочтения серии докладов по приглашению известного психоаналитика Эрнеста Джонса. В это время в Берлине обострились антисемитские настроения и участились критические выпады в адрес М. Кляйн и ее научной деятельности со стороны членов Берлинской группы. Впоследствии Кляйн переехала в Лондон и вступила в Британское психоаналитическое общество.

В 1930 г. М. Кляйн приступила к работе со взрослыми невротиками. При этом она неоднократно отмечала, насколько сильно помогает ей имеющийся опыт лечения детей, страдающих эмоциональными расстройствами.

С самого начала работы с детьми была замечена огромная противоречивость метода психоанализа, которого придерживалась Анна Фрейд. Кляйн полагала, что детский психоанализ по своему стилю не должен отличаться от стиля работы со взрослыми.

Одним из достижений Мелани Кляйн является открытие очень ранних форм функционирования сферы «Я», проективных и интроективных механизмов и их роли в развитии психического мира ребенка, а также открытие очень ранней предварительной фазы Эдипова комплекса.

Создание концепции депрессивной позиции является еще одним большим вкладом в науку, сделанным Мелани Кляйн. По ее нению, эта депрессивная позиция появляется после принятия ребенком в свой психический мир матери как целостного объекта.

Кляйн также открыла и определила страхи и механизмы особой фазы, которая была ею определена как параноидально-шизоидная позиция; именно в рамках данной фазы, по убеждению Кляйн, и находится тот пункт фиксации, который порождает психоз.

К концу жизни Кляйн особенно выделяла значение оральной зависти и ее влияние на фазы раннего развития ребенка.

Обобщение наблюдений, создание произвольных концепций о раннем психическом развитии — все это очень скоро привело ее к конфликтам с психоаналитиками-ортодоксами. Склонность Кляйн к интерпретациям, которые использовались ею для регулирования уровня тревоги пациентов, привела к вынужденному отказу от некоторых догматов, выдвигаемых аналитиками классического направления. Некоторые психоаналитики, принадлежащие к ветви классического психоанализа, даже стали считать Кляйн и ее взгляды опасными для психоаналитического учения.

В это время эмиграция в Лондон немецких и австрийских психоаналитиков, бежавших от фашистского режима, достигла своего пика. Работа Британского психоаналитического общества сконцентрировалась на эго-психологии и вытекающей из нее техники. Именно в это время многие британские психоаналитики под влиянием своих более консервативных немецких и австрийских коллег отвернулись от идей Кляйн. Даже Эдвард Гловер, вначале полностью разделявший идеи Кляйн и пригласивший ее в Лондон, стал строгим критиком.

Несмотря на расхождение во взглядах, вызванное ее работами, сама Кляйн считала себя последовательной продолжательницей дела Фрейда. Она была глубоко уверена, что все написанные ею работы, теоретические и технические инновации представляют собой лишь дальнейшее развитие и расширение идей основателя психоанализа.

В своих работах Мелани Кляйн особенно подчеркивала важность переноса. Формирование переноса на психоаналитических сеансах, по ее мнению, было технически намного более значимым, чем реконструкция прошлого. При изучении возникновения переноса Мелани Кляйн особенно выделяла процессы проекции и интроекции.

Классическому подходу к проведению психоанализа свойственно идти от поверхности в глубину, от генитальной сферы к догенитальной. М. Кляйн же изначально концентрируется на уровне, на котором особенно сильно проявляется страх пациента и на котором, собственно, и строится система взаимодействия врач — пациент. В процессе переноса происходит проекция внутреннего мира пациента на аналитика, в результате чего активизируются не только настоящие, но и прошлые переживания.

«Всплывающие» на сеансах психоанализа негативные и позитивные переживания рассматриваются в их соотношении с событиями, происшедшими в жизни пациента. Феномен зависти, будучи рассмотренным в качестве одного из наиболее разрушительных факторов аналитического процесса, предоставил огромные возможности для эффективной работы с негативными терапевтическими реакциями и другими формами сопротивления, оказываемого пациентом. Современные технические достижения позволили оказывать эффективную и своевременную помощь психотикам.

В Британском психоаналитическом обществе сформировалась оппозиционная представителям классического психоанализа группа «кляйнианцев». Однако бурные споры так и не стали поводом для окончательного раскола общества. А после Второй мировой войны эти две группировки проявляли по отношению друг к другу терпимость, которая со временем переросла в сотрудничество.

После окончания Второй мировой войны Мелани Кляйн работала в качестве обучающего аналитика и супервизора, не принимая активного участия в работе Британского психоаналитического общества. В 1951 г. ею была выпущена работа «Зависть и благодарность», а в 1961 г., уже после ее смерти, появилась книга «Описание анализа ребенка».

Вплоть до самой смерти Мелани Кляйн продолжала психоаналитические исследования (работа о трилогии Эсхила «Орестея»). В 1960 г. Кляйн перенесла операцию и умерла в этом же году от эмболии легочной артерии.

КРЕЧМЕР ЭРНСТ

Эрнст Кречмер родился 8 октября 1888 г. в Вюстенроте близ Хайльбронна (Германия). В 1906 г. он начал изучать философию, всемирную историю и историю искусств в университете города Тюбинген, но вскоре меняет специализацию и учится медицине в Мюнхене, посещая в том числе занятия по психиатрии, которые вел Э. Крепелин. Кречмер также стажируется в госпитале «Eppendorf» в Гамбурге и в Тюбингене у Р. Гауппа, под патронажем последнего он защищает в 1914 г. докторскую диссертацию на тему «Развитие бреда и маниакально-депрессивный симптомокомплекс».

С началом Первой мировой войны Кречмер — на военной службе при неврологическом отделении военного госпиталя. В 1918 г. он становится приват-доцентом в университете Тюбингена; публикует работу «Сенсетивный бред отношения», которую высоко оценил Карл Ясперс. В 1926 г. его приглашают профессором психиатрии и неврологии в Марбургском университете. В 1946—1959 гг. он занимает должность директора Неврологической клиники в университете Тюбингена.

Умер Эрнст Кречмер 9 февраля 1964 г. в Тюбингене, до последних дней жизни руководя созданной им лабораторией конституциональной и трудовой психологии.

Основная направленность работ Кречмера может быть определена, как всестороннее изучение физической морфологии, т.е. особенностей строения тела человека. Предшественниками данного автора, начавшими изучение физической морфологии с рассмотрения отдельных участков человеческого тела в их связи с особенностями психики, были Траваглино, Фершуер, Фридеман, Керпер, Ледерер и др.

В частности, сам Кречмер упоминает в своей главной работе «Строение тела и характер» о том, что по отдельности была рассмотрена связь психический явлений и состояний с расовыми особенностями людей, со строением рук, а также с возрастными отличиями.

Мысль, которая заставила Кречмера взяться за столь глобальное рассмотрение связи телесности и психики, была следующая: существует ли возможность «различать при исследовании форм строения тела только... толстых и худых», выделяя в качестве промежуточного класса между ними людей со средним, т.е. атлетическим телосложением. При подобном делении после проведения многочисленных исследований и сравнений оказывается, что все три группы индивидов, подходящих под основные категории «толстоты» или «худобы», существенным образом различаются между собой по биологическим показателям, например, по особенностям нервно-психических реакций, эндокринной системы, состоянию скелета и даже форме головы. Например, люди, склонные к ожирению, всегда имеют проблемы с обменом веществ, имеющие среднее телосложение обладают более грубыми костями скелета, а астеничные индивиды чаще всего наделены яйцеобразной формой лица.

Рассмотрев множество сравнительных таблиц, Кречмер пришел к выводу, что всю массу исследованных индивидов можно разделить на два типа: шизотимный и циклотимный. При этом обе группы выступают своего рода отклонениями от нормы, каковой является так называемый пикник, т.е. человек со средним телосложением. С наличием у человека склонности к той или иной группе психолог связывает также и своего рода причинно обусловленную физиологией психическую картину, однозначно связывая циклотимный тип телосложения с предрасположенностью к циклическим психическим заболеваниям, а шизотимный тип — с шизоиднывми формами проявления патологии психики.

Наличие предрасположенности к тому или иному телосложению (и соответственно — к тому или иному психическому заболеванию) Кречмер усматривает уже в наследственности, т.е. в физическом и психическом состоянии старших поколений семьи. Здесь необходимо сказать несколько слов о том, почему именно возможность психических заболеваний и наличие их симптомов настолько сильно и живо интересовали психологов и психиатров XIX в.

Когда в эпоху капитализма промышленное производство достигло достаточно высокого уровня развития, перед наукой встала проблема изучения физического и психического состояния не только рабочих, но и тех, кого сейчас принято именовать средним классом. Психика зажиточных буржуа, предоставленных самим себе по причине обеспеченного досуга и отсутствия необходимости работать, чтобы прокормить себя и семью, оказалась более чем плодотворной почвой для развития в ее недрах многочисленных неврозов и психозов Явление это настолько широко распространилось, что вызвало необходимость развития психиатрии и все большего увеличения числа врачей, могущих оказать посильную помощь страдающим нервными недугами.

Однако вернемся к учению Кречмера. В своей главной книге психолог пришел к выводу, что вполне возможно предполагать наличие ряда заболеваний у индивидов с определенным строением тела. Так, для шизотимных субъектов он считал наиболее вероятными шизофрению, периодическую паранойю и парафрению. Для циклотимного же типа телосложения более характерны классический вариант слабоумия и маниакально-депрессивный психоз, а также склонность к депрессиям.

Очень интересным наблюдением является идея о том, что представители пролетариата и крестьянства, т.е. люди, весь день которых занят физическим трудом, в подавляющем своем большинстве астеники, т.е. худы, имеют вытянутые лица, ярко выраженную агрессивность и быстрый ум. В то же время ожиревшие субъекты чаще добродушны, их реакции замедленны, лицо круглой формы, они чаще лысеют Действительно, уже в древние времена наблюдательные люди заметили связь между характером и физиологией человека. Вот какие примеры приводит сам Кречмер: человек, склонный к интриге, часто сутулится и покашливает, старуха с дурным глазом имеет лицо, похожее на птичье, пошляк и пропойца чаще всего толст и краснонос, женщина из простого народа низкоросла, кругла, с широкими бедрами, а аристократка высока, худа и узко-костна. Таким образом, если даже многовековые наблюдения людей друг за другом показывают существование подобной связи между телом и характером, то научные данные не могут этого не подтвердить. Ведь вполне вероятно, что образы, которые отложились в памяти народа, могут стать объективными свидетельствами действительных явлений и закономерностей.

Для того чтобы подкрепить свои выводы результатами исследований психиатров, Кречмер заимствовал у Крепелина деление всех психических заболеваний на две основные группы циркулярные, или маниакально-депрессивные, и шизоидные. На их основу Кречмер наложил свое собственное деление физиологических особенностей на циклотимные и шизотимные, в результате чего получилась довольно стройная система, подтверждавшаяся данными исследований реальных психически больных. Психолог считал, что типы строения тела не только соответствуют обоим психиатрическим типам, но и имеют более тесную связь с психологическими типами, которые принято считать нормальными, также связанными с наследственностью.

Кречмер выстроил в своей книге «Строение тела и характер» поистине грандиозную схему телесной конституции человека по следующим параметрам:

1. Лицо и череп.

2. Строение тела.

3. Поверхность тела.

4. Железы и внутренности.

5. Размеры.

6. Время наступления душевного расстройства.

7. Резюме физического статуса.

8. Тип личности.

9. Наследственность.

Ученый предположил, что использование созданной классификации позволит оперативно получать более точные данные относительно подтверждаемое™ соответствия физиологических и психологических особенностей, а также намного упростить и облегчить составление каталогов по каждой из представленных болезней.

На основе собранных в ходе клинических исследований с применением помещенной выше таблицы Кречмер собрал огромный архив данных, на основе которых им были сделаны следующие выводы: за последние несколько лет (современная ему эпоха) в Германии чаще всего выделялись представители четырех типов, определения которых были заимствованы у французских коллег-психиатров (церебральный, респираторный, мускульный и дигес-тивный типы). Два последних типа в значительной степени приближаются к тому, что было определено ученым как атлетический и пикнический типы конституции. Однако многие положения французских ученых относительно первых двух типов подвергались критике, в частности, за отражение в них идеи о расовом превосходстве (так, например, по отношению ко второму типу бытовало мнение, что народности и отдельные индивиды с сильно развитой нижней челюстью более близки к нашим доисторическим предкам — гориллам, что говорит о слабом умственном развитии, склонности к аморализму и преступному поведению). Точно так же трактовался третий тип, считавшийся однозначно показателем просвещенности и цивилизованности, высокой духовности в связи с особо крупными размерами головы.

В противовес подобным однобоким выводам Кречмер выступил с идеей, которая изменила всю сущность подхода к физической морфологии: тип, представленный в классификации, охватывает всего человека в целом, его тело и психику, даже его социальные связи, поэтому однозначные утверждения возможны лишь тогда, когда вскрыты все закономерные взаимоотношения между типом телосложения и сложными психическими явлениями и особенностями данного конкретного организма. При этом предложенные типы не являются идеальными и имеют возможность постоянно совершенствоваться, оставаясь базовой программой для исследователя.

ЛАКАН ЖАК

Жак Лакан родился в 1901 г. Он получил философское образование в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда. Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве.

Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в 1932 г. докторскую диссертацию, посвященную проблемам паранойи. При написании этой работы он использовал технику психоанализа собственной личности и особо концентрировался на возникающем при этом механизме сопротивления. Между тем Зигмунд Фрейд не проявил к его диссертации никакого интереса и мягко дал понять, что его труды не представляют никакого теоретического интереса.

В это время Жак Лакан посещал семинары Кожева, где у него возникла идея о постановке проблемы генезиса «Я» путем философских размышлений. Он начал разрабатывать свою первую теорию воображения и осознания, которая сопоставляла доктрины Гегеля и Фрейда.

Очень большое значение для дальнейшего развития взглядов Лакана имело его знакомство с трудами Анри Валлона. Валлон придерживался идеи Дарвина, согласно которой превращение индивида в субъект происходит по законам природной диалектики. В плане этой трансформации, в том случае, когда перед ребенком встает проблема решения собственных конфликтов, опыт зеркала предстает как один из обрядов пути, который протекает примерно между шестым и восьмым месяцами жизни. Он позволяет ребенку осознать себя самого и научиться идентифицировать себя в пространстве. Этот опыт состоит в первую очередь в освоении и осмыслении перехода от зрительного восприятия к воображаемому, а затем — от воображаемого к символическому.

Заимствование идеи «стадии зеркала» из работ Анри Валлона оказалось для Лакана решающим. Он очень подробно рассмотрел эту теорию, так что имя Анри Валлона оказалось практически вычеркнутым из истории науки, а создателем теории «стадии зеркала» и открывателем самого термина считается именно Лакан.

Надо сказать, что лакановское истолкование теории «стадии зеркала» это нечто большее, нежели просто развитие взглядов Анри Валлона. У Лакана стадия зеркала уже не имеет ничего общего ни с реальными стадиями, как и с реальным зеркалом, ни даже с каким-либо конкретным опытом. Она представляет собой скорее своего рода психологический процесс, а точнее — онтологический, в котором проявляется субъект в его самоидентификации посредством установления системы подобий. Эти подобия он начинает осознавать подобно тому, как ребенок начинает узнавать самого себя, глядя в зеркало.

Несколько позже он более подробно определил этот процесс. По его мнению, это особенное восприятие объясняет возникновение идеи единства человеческого тела. Это единство обязательно должно быть установлено и утверждено в сознании, поскольку человеку, по мнению Лакана, свойственно постоянно испытывать страх перед угрозой возможного распада на фрагменты. Эта гнетущая мысль возникает в сознании примерно к концу шестого месяца жизни ребенка.

В то время как Лакан создавал свои первые теории, процесс распространения психоаналитических концепций в Европе усложнялся. Он характеризовался серьезным расколом, возникшим между венским и английским обществами психоанализа. Участниками этого конфликта были, с одной стороны, единомышленники Анны Фрейд, продолжавшей в Вене развивать теории отца, а с другой — английские психологи, разделявшие теории Мелани Кляйн. Значительной вехой в развитии этого спора стал конгресс в Мариенбаде, начавшийся 31 июля 1936 г.

Этот конгресс был для Жака Лакана первым серьезным испытанием и сыграл в его жизни огромную роль. Во время симпозиума, посвященного терапевтическим результатам психоанализа, конфликт между двумя партиями достиг, наверное, своего апогея. И вот в такой ситуации 3 августа во время второго заседания конгресса на трибуну поднялся Лакан. Через десять минут Эрнест Джонс, который был тогда председателем Лондонского общества и вел заседание, попросил его прервать выступление.

Лакан собирался сделать официальный доклад о том, к каким теоретическим обобщениям ему удалось прийти в процессе разработки теории «стадии зеркала». Уезжая на следующий день с конгресса, он не оставил для публикации текста своего выступления, но в 1938 г. поместил основные мысли в статье, посвященной проблемам семьи и опубликованный во французской энциклопедии, в томе «Психология». Также во многом благодаря подробным заметкам, сделанным во время конгресса, содержание этого знаменитого доклада широко известно.

Доклад был поделен на много частей: субъект и «Я», тело и осознание его, выражение человеческой формы, либидо, образ тела, образ двойника и удвоенный образ, либидо и рабство, влечение к смерти, разрушение жизненных объектов, нарциссизм и его связь с символикой человеческого сознания, образ Эдипа, близнецы. Основное внимание уделялось проблеме интерпретации понятия адаптации. Лакан проводил в докладе мысль о том, что человек не приспосабливает себя к действительности, но пытается ее приспособить к себе. Новое «Я», создаваемое в ходе приспособления к реальности, — это на самом деле двойник, с которым индивид может идентифицировать себя самого.

Уехав из Мариенбада, он отправился прямо в Берлин, чтобы присутствовать на открытии Олимпийских игр. Он был настолько убежден в собственной идее о постоянном страхе личности быть разорванной на части, которую он сформулировал в своей стадии «зеркала», что попытался применить ее к немецкой действительности. Именно в эти дни, проведенные в Берлине, у него возникла собственная теория фашизма. Как он полагал, нацисты в глубине души испытывали страх перед толпой и именно поэтому так последовательно стремились организовать и подчинить ее. И Лакан считал, что именно этим страхом объяснялось и стремление самого Гитлера непременно установить четкую иерархию уже внутри самой нацистской организации.

В том же 1936 г. Лакан начал работать над своим произведением «По ту сторону принципа реальности», где излагал в сжатой форме все идеи, заимствованные у Валлона, Фрейда и на семинарах Кожева. Таким образом, Мариенбадский конгресс оказал на Лакана огромное влияние, спровоцировав всплеск его творческой силы и энергии.

Несмотря на признание огромного вклада Фрейда в психоанализ, Лакан относился к его творчеству не как к догме, а, скорее, как к тому, на базе чего может быть создано новое учение. Вместо знаменитой триады «Оно —- Я — Сверх-Я» Лакан в работах 1955— 1957 гг. вывел свою: «реальное — воображаемое — символическое». Реальное — это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного представления и от словесного описания. Реальное психики непостижимо настолько, что, характеризуя его, Лакан постоянно употреблял кантовский термин «вещь в себе». Воображаемое — это то, что роднит нашу психику с психикой животных, поведение которых регулируется гештальтами. Человек в своем онтогенезе тоже непременно попадает под власть образов. Это происходит на так называемой стадии зеркала, или воображаемого, в возрасте от 6 до 18 месяцев, когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале и откликаться на свое имя. Символический уровень у Лакана ни в коем случае не является набором символов, а представляет собой лишь определенную необходимость, появляющуюся в человеческой жизни в связи с системой означающих.

Огромное внимание в творчестве Жака Лакана уделялось речи. Еще до своего рождения человек попадает под влияние речевого поля других людей, которые каким-либо образом выражают свое отношение к его появлению на свет и чего-то уже ждут от него. Эта речь других людей — по лакановской терминологии речь Другого — и формирует символическое субъекта.

Для маленького ребенка знакомство с миром и с речью Другого начинается с невозможности поддержания адекватного внутриутробному единства с телом матери из-за неизбежных «упущений» самой заботливой матери. Мать время от времени покидает ребенка. Этому есть множество причин, ребенку неясных, продиктованных правилами культурного мира, не позволяющих современной женщине носить ребенка на своем теле. Разлуки с матерью представляются ребенку бессмысленным мучительством, капризами до того времени, пока он, во-первых, не овладеет речью и, во-вторых, не узнает об анотомической разнице полов.

Лакан объяснял это следующим образом открытие анатомической разницы полов и факта кастрации матери дает наконец объяснение, чего же ради мать покидала ребенка Овладение человеком речью (а более по-лакановски — овладение речью человеком) позволяет понять, что же именно говорила мать, оставляя ребенка: она называла имя отца. Итак, во всех межличностных контактах, для которых отношения между матерью и ребенком становятся первой моделью, имя отца является первым словом, возвещающим закон и символический порядок мира нашей патриархальной культуры. Имя отца разрывает телесную связь ребенка со своей матерью и устанавливает символический принцип членства в человеческих сообществах.

Жак Лакан умер в 1981 г. Его творческое наследие огромно, и с течением времени интерес к нему только возрастает. Лакана называют французским Фрейдом, подчеркивая, какое важное место занимают его работы в истории психоанализа. Творчество Лакана неудобно для прочтения во многом из-за того, что психолог не ставил перед собой цели донести свои идеи до широких масс. Но, несмотря на то что в России его работы начали появляться сравнительно недавно, они уже завоевали огромную популярность среди специалистов и людей, интересующихся психологией и психоанализом.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

Люсьен Леви-Брюль родился 10 апреля 1857 г. в Париже. После окончания гимназии он поступил в Сорбонну, где получил философское образование, после чего работал учителем в средних школах городов Потье, Амьена и Парижа. После получения в 1884 г. докторской степени он продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, а также в Высшей нормальной школе и в Сорбонне.

Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы, в том числе проблема морали. В 1899 г у него вышла книга «История современной философии во Франции», в 1903 г — «Философия Огюста Конта», а в 1905 г — «Этика и наука о нравах». Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений Со временем Л Леви-Брюль интересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития. Он изучал мифы и легенды этих народов, их верования и обычаи.

В одной из первых своих работ Леви-Брюль высказал мысль о том, что анимистические компоненты сознания человека, находящегося на низкой ступени развития, аналогичны мыслительным процессам ребенка Кроме этого, он называл и еще одно сходство дикарь и ребенок, по его мнению, склонны одинаково одухотворять явления природы, наделяя их человеческими свойствами.

В работе «Умственные функции в низших обществах», изданной в 1910 г, Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления. По его мнению, существует несколько разных типов мышления. Они различаются настолько, что психику первобытного человека или человека, стоящего на очень низкой ступени общественно-исторического развития, невозможно понять, если исходить из данных, полученных на основании изучения психологии взрослых или детей из современного общества, или на основании изучения психологии невротика. Таким образом, Леви-Брюль полемизировал с теорией психологического эволюционизма Спенсера, с теориями анимизма Вундта и Боаса, а кроме того, с психоанализом Фрейда.

Ученый утверждал, что мышление первобытного человека относится к дологической (или пралогической) фазе Пралогическое мышление — одно из основных понятий в теории Леви-Брюля, он раскрывал его суть в различных своих работах. По мнению психолога, это ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено Прежде всего отсутствуют законы противоречия, главную роль играют ассоциации Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, являются плодом не размышления и рассуждения, но преимущественно — чутья, интуиции, предположений.

Мысленное расчленение предметов и явлений и мысленное их объединение осуществляются по совершенно иным принципам, чем это делается человеком из цивилизованного мира Существование причинно-следственных связей осознанно, но сущность их выступает в мистифицированной форме. В этом случае все природные и социальные ситуации воспринимаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил.

Пралогическое сознание мыслит не понятиями, а образами, а потому оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия) Этот закон наделяет все предметы и явления свойством единосущности, т е они объединяются не по качественным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.

В большинстве своих работ Леви-Брюль исследует, как действует и как проявляется пралогическое мышление в разных сферах жизни и сознания отсталых народов или низших обществ: в языке, в системах счисления, в лечении больных, в погребении умерших, в обряде посвящения и некоторых других. Особое внимание он уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу, постепенное расчленение туманных предпонятий, индивидуализация представлений о таинственных силах, развитие понятий.

Леви-Брюль не считает пралогическое мышление просто одним из ранних этапов сознания, существовавшим у древних народов. Пралогическое и логическое — не сменяющие друг друт, а сосуществующие типы мышления. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но при этом коллективные представления всегда будут сохраняться, выражая интенсивно переживаемую сопричастность. Они выражаются в основном в религии, морали, обрядах и т.д., т.е. в так называемых коллективных представлениях.

Будучи последователем Дюркгейма, Леви-Брюль заимствовал у него понятие «коллективные представления». По Дюркгейму, коллективные представления являются компонентами системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте. Это понятие использовалось Дюркгеймом и его последователями для объяснения социального происхождения человеческой психики, которая имеет дуалистический характер: социальное в структуре сознания противопоставляется индивидуальному. По мнению Л. Леви-Брюля, сознание первобытного человека не отличается в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, но воспринимает мир через призму «коллективных представлений».

Л. Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенной формой сознания, существующей преимущественно в первобытных обществах. Этим обществам свойственны, во-первых, строгая социализация, а во-вторых, тип мышления по принципу партиципации. Сопричастие, партиципация, таким образом, становится ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений. Основанные на них формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью (партиципацией) и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности.

В 1925 г. Леви-Брюль вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Он активно участвовал в работе института, читал лекции по психологии, проводил семинары и конгрессы.

В 1930 г. Леви-Брюль выпустил книгу «Первобытное мышление». В это время он уже отказался от теории пралогического мышления, но продолжал разрабатывать проблему партиципации. Последнюю он считал фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей — современному. Что касается социальной партиципации, то ее Л. Леви-Брюль рассматривал как одно из проявлений, частный случай этого фундаментального качества.

В своей работе он анализировал реальность, выраженную мифологическим языком. Он утверждал, что если восприятие существ и природных объектов носит «мистический характер», то представление о них получает мифологический характер, т.е. содержит «мистический элемент», который заключает в себе нечто большее, чем реальное, «позитивное» содержание события. Значит, то, что воспринимается в таком представлении, есть чувство родства с «мистической» реальностью. Таков, по мнению Л. Леви-Брюля, ключ к адекватному пониманию мифологии.

В «Записных книжках», изданных после его смерти, он уже несколько отошел от концепции «коллективных представлений». Люсьен Леви-Брюль умер 13 марта 1939 г. Современные психологи считают, что Леви-Брюль несколько преувеличил значение пралогического мышления. В то же время элементы этого мышления психопатологи находят у больных, страдающих различного рода расстройствами психики. Разработав теорию коллективных представлений, он поставил проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и общественной жизни.

ЛЕВИН КУРТ

Известный психолог и социолог Курт Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г. Его семья принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм. С 1926 г. и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, в котором прежде проходил обучение и защитил докторскую диссертацию по психологии (1914). В 1933 г, когда партия Гитлера оказалась у власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в университете Стэнфорда. В последующие девять лет Левин преподает в университете Иова. С 1944 г и до своей смерти 12 февраля 1947 г ученый руководит центром по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Уже со времен своей университетской юности Левин испытывал серьезный интерес к одному из новых и прогрессивных на тот период времени направлений в психологии, а именно к гештальтпсихологии. После того как ученый отслужил в армии и вернулся в тогда еще родной Берлинский университет, он сблизился с кружком гештальтистов, пытавшихся внести новую струю в классическую психологию Молодые рыцари науки собирались обогатить психологию самыми современными достижениями прочих наук и ассимилировать их таким образом, чтобы получить как можно больший эффект. В частности, большое внимание они уделяли современным достижениям естественных наук, а именно неклассической физики. В то время достижения этой науки расширили горизонты всех людей, привыкших мыслить категориями средневековой метафизики, зашоренной однозначностью и догматичностью.

Основным источником вдохновения для гештальтистов были идеи физика Бриджмена (в частности большой интерес вызывала идея о промежуточных переменных). К этим идеям добавились в 1920-е гг выводы философской школы неопозитивизма (так называемый логический позитивизм), в основе которых лежало признание языка физики единственно научным и стремление свести к нему все прочие языки гуманитарных, естественных и точных наук. Исходя из подобных предпосылок, психология могла рассматриваться гештальтистами исключительно как учение о психологических фактах (подобных фактам природным).

Однако с течением времени Левин, первоначально полностью поддерживавший идеи гештальтпсихологии, стал все более отходить от нее, внося в учение свои личные достижения Так, он заинтересовался физикой не как учением об операциональных процедурах и о перспективах сведения неопределенных психологических понятий к физическим терминам, а как основанием возможности таких интеллектуальных приемов, которые могли бы обеспечить триумф новой, обновленной психологии.

Первой важной работой Левина стала книга под названием «Сравнительная наука о науках». В ней он предпринял серьезное методологическое исследование, касающееся различий и приемов, с помощью которых два таких великих корифея науки, как Аристотель и Гегель, объясняют явления природы (имеются в виду произведения Аристотеля «Физика» и Гегеля «Философия природы») В своем исследовании ученый пришел к выводу, что симптомом прогресса в любой науке является переход от так называемых вещных понятии (т е понятий, которые ученые пытаются представить как некие существующие в природе, реальные вещи) к «реляционным» понятиям (т е таким, которые уже не претендуют на статус обязательно существующих и подразумевают возможность разночтений, отличных одно от другого истолкований) Следовательно, и в психологии неминуемо должен быть совершен подобный же переход, и наука должна наконец начать интерпретировать изучаемые явления не как однозначно определенные вещи, а как изменчивые отношения.

В 1917 г. Левин опубликовал свою самую знаменитую работу под названием «Психическая деятельность при задержке волевых процессов и основной закон ассоциации». Книга быстро приобрела известность во всем мире и принесла автору заслуженный успех. В названной книге ученый критиковал понятие о детерминирующих тенденциях, сложившееся в вюрцбургской школе психологии и применявшееся к трактовке волевого акта, объясняемого как способность субъекта преодолевать привычные ассоциации, т.е. предполагалось, что имеется двойная детерминация процессов сознания: с одной стороны, ассоциации детерминированы своими собственными законами, а с другой — целями субъекта этих ассоциаций.

Левин подверг критике подобное толкование и предложил вместо него собственное видение проблемы. Он считал, что ассоциация представляет собой всего лишь звено в сцеплении, в потоке психических явлений и поэтому сама по себе не может быть движущей силой всего механизма человеческой психики. Однако, с другой стороны, ученый не решился в своем труде подвергнуть сомнению вторую сторону детерминации психических явлений, т.е. обусловленность их деятельностью субъекта, т.к. в противном случае последний лишался бы воли.

Центром, вокруг которого выстраивался дискурс гештальтпси-хологии, стало выработанное к тому времени физикой понятие динамического поля, в котором каждая отдельно взятая точка находится во взаимодействии со всеми остальными, в связи с чем изменения напряжения в одном из участков поля порождают тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия во всей системе. Однако в отличие от прочих авторов, ориентирующихся на гештальтподход, Левин сосредоточил свое внимание не на перцептивных структурах, а на проблеме человеческих побуждений (мотивов деятельности), что и определило принципиальное своеобразие его трудов.

Проблема мотивации до Левина стояла в психологии как бы особняком, не привлекая к себе существенного внимания. Однако именно в ней обнаружился большой запас плодотворных идей, которые и выявил Левин в своих работах. Психолог полагал, что мотивами человеческого поведения являются различного рода объекты (которые представляют собой участки так называемого жизненного пространства в их отношении к индивиду, испытывающему в них потребность) или, по выражению Левина, «квазипотребность-намерение». Автор считает, что детерминирующие поведение человека тенденции исходят не от самого субъекта (его внутренних, мировоззренческих посылок), а от предметов окружающей среды, которые вызывают в человеке стремление их потреблять.

Вся система мотивов выстраивается у Левина в динамическое поле, представляющее собой не поле сознания, а поле поведения.

Это поведение оказывается своеобразно детерминированным всем психическим полем как системой, находящейся как бы под постоянным напряжением, возникающим при нарушении равновесия между индивидом и средой. Усиление напряжения порождает в психике человека различного рода изменения, происходящие не только вовне, но и изнутри субъекта. Цель изменений — навсегда избавиться от напряжения.

Исходя из данной идеи, Левин создал оригинальную психологическую методику, при помощи которой различались так называемые завершенные и незавершенные действия человека (о первых он мог уже не помнить, о вторых же воспоминания должны были сохраняться). В ходе проведенных с использованием данной методики экспериментов оказалось, что события, связанные с незавершенными действиями, запоминались человеком значительно лучше. Таким образом, Левин подтвердил свою догадку о наличии динамического напряжения в психологическом поле индивида.

Занявшись дальнейшей разработкой идеи, автор пришел к выводу, что мотивационное напряжение психического поля может быть создано не только самим индивидом (что Левин называет квазипотребностью), но и другими людьми (которые ставят перед субъектом разного рода задачи). Таким образом, за мотивацией признается статус психического явления, а также одного из наиболее интересных предметов психологической науки.

Подобные выводы открыли путь к новым методикам изучения мотивации, например на уровне целеполагания и стремлений личности. Наблюдения за динамикой психического поля дали возможность рассматривать уровень притязаний индивида, систему принятия решений и выбора средств для достижения целей, т.е. увидеть всю деятельность человека как некую структурированную целостность. Эти идеи Левин изложил в трудах «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936).

ЛИНДЕМАНН ЭРИХ

Эрих Линдеманн — немецко-американский психолог, родился 2 мая 1900 г. в Германии, там же получил образование. В 1927 г. переехал в США, где продолжил работу. С 1954 г. — профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы, с 1965 г. — Стэнфордского медицинского центра. Э. Линдеманн — специалист по проблемам социальной психиатрии. Основные его исследования касаются проблем психологии и психопатологии восприятия, психофармакологии, межличностной коммуникации (психологии общения), а также практики и теории психотерапии и психоанализа.

В 1940-е гг. Линдеманн серьезно занялся изучением психологии эмоций, его прежде всего интересовала связь, возникающая между ситуацией-раздражителем и характером ответной эмоциональной реакции на нее со стороны нервной системы человека. Из всего многообразия эмоций, на которые способен любой психически здоровый человек, в качестве объекта для своего наблюдения Линдеманн выбрал эмоциональное состояние горя.

Уже в 1944 г. он публикует одну из своих наиболее известных работ в этой области, которая называется «Симптомология острого горя и управление этим состоянием».

В данной работе Эрих Линдеманн утверждает, что состояние острого горя представляет собой синдром с определенной психологической и соматической симптоматикой (т.е. набором характерных признаков), возникающий сразу же после какого-либо кризиса, чрезвычайной ситуации. Это состояние Линдеманн назвал синдромом горя. Наступление данного состояния может быть отсроченным, т.е. не проявляться сразу или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде.

Он указывает на некоторые особенности протекания данного состояния, когда вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь особый аспект синдрома горя. Эти искаженные картины могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением при помощи специальных методов коррекционного воздействия.

Линдеманн во время работы в Медицинском центре в течение нескольких лет наблюдал за поведением своих пациентов, среди которых были невротики, утратившие родственника в период лечения, родственники пациентов, умерших в клинике, жертвы стихийных бедствий, потерявшие близких, а также родственники военнослужащих. На основании проведенных наблюдений и экспериментальных исследований ему удалось описать точные симптомы, присущие состоянию нормального горя.

Он выяснил также, что клиническая картина острого горя в большинстве случаев очень схожа у совершенно разных людей, она практически не зависит от тендерного и возрастного аспектов, от культурного уровня человека, его социального положения и т.д. Характерным является наличие как внешних (физических), так и внутренних (психических) проявлений, сопровождающих протекание данного состояния.

По данным Линдеманна, синдром горя на телесном (соматическом) уровне характеризуется наличием периодических приступов физического страдания, спазмами в горле, припадками удушья с учащенным дыханием, постоянной потребностью вздохнуть — это нарушение дыхания особенно заметно, когда больной говорит о своем горе, наблюдается чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и общие для всех больных жалобы на потерю силы и истощение. На субъективном уровне — уровне душевного страдания — синдром горя проявляется как напряжение или душевная боль.

Замечено, что очередной приступ наступает раньше обычного, если страдальцев кто-нибудь навещает, если им напоминают об умершем или выражают сочувствие. Наблюдается стремление любой ценой избавиться от синдрома, поэтому они отказываются от контактов, которые могут ускорить очередной приступ, и стараются избегать любых напоминаний о происшедшем.

Линдеманн отмечал также, что при глубоком эмоциональном переживании могут наблюдаться изменения и расстройства сознания. Он описывает характерный случай, когда пациенту казалось, что он видит погибшую дочь, которая зовет его из телефонной будки. Он был так захвачен этой сценой, что перестал замечать окружающее, особенно же на него подействовала та ясность и отчетливость. с которой он услышал свое имя. Многих пациентов очень тревожат подобные проявления их реакции горя: им кажется, что они начинают сходить с ума.

Еще один характерный признак — возникновение чувства вины. Линдеманн так описывает это в своей работе: «Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего того, что мог. Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей».

Исследователь отмечает, что у индивида, потерявшего близкого человека, часто может наблюдаться утрата теплоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддерживать с ним дружеские отношения.

Таким образом, в описанном Линдеманном синдроме горя можно четко выделить пять характерных признаков — физическое страдание, поглощенность образом умершего, чувство вины, враждебные реакции и утрата моделей поведения.

По мнению психолога, продолжительность реакции горя определяется тем, насколько успешно человек сможет самостоятельно выйти из состояния психологической зависимости от умершего и заново приспособиться к жизни, к окружающему, в котором необходимо строить новые отношения. Одно из самых больших препятствий, по утверждению Линдеманна, состоит в том, что многие люди пытаются избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, необходимого для этого переживания. Именно поэтому наблюдаются болезненные реакции горя, проявляющиеся в виде отсрочки реакции или в различного рода ее искажениях.

Наблюдения Эриха Линдеманна показывают, что в известных пределах тип и острота реакции горя могут быть предсказаны. Так, у людей, склонных к навязчивым состояниям или ранее страдавших от депрессии, последняя скорее всего будет отличаться большей остротой, например женщина, потерявшая мужа, станет болезненней воспринимать смерть одного из родственников.

Интересно еще одно наблюдение Линдеманна, связанное с наличием у человека способности предвосхищать реакции горя. Исследуя в первую очередь реакции на смерть близкого, он вскоре предположил, что реакции горя может быть также одним из видов реакций на разлуку. Он описывает, что был удивлен, когда обнаружил самые настоящие реакции горя у пациентов, перенесших не смерть близкого, а лишь разлуку с ним, связанную, например, с призывом сына, брата или отца в армию. Симптомы, возникающие при этом, до сих пор не рассматривались как определенный синдром. Э. Линдеманн назвал его синдромом предвосхищающего горя. Данные, полученные Эрихом Линдеманном, позволили совершить качественно новый скачок в области познания (изучения) высших нервных процессов. Его экспериментальные исследования и практические наблюдения внесли существенный вклад в развитие психологической науки в целом и психологии эмоций и психоанализа в частности.

ЛИРИ ТИМОТИ

Тимоти Лири родился 22 октября 1920 г. в Спрингфилде, в США. Повинуясь желанию матери, он поступил в Иезуитский колледж, готовясь стать священником. Однако учеба в колледже не принесла Т. Лири ничего, кроме нелюбви к религии, и в 1939 г. он покинул колледж. По настоянию отца свое образование он продолжил в Вест-Пойнтской военной академии. Надо сказать, что военная служба привлекала его не больше, чем церковная. Но именно в академии он познакомился с восточной философией, книги по этой теме он читал на гауптвахте. Через полтора года Т. Лири покинул и это учебное заведение.

В 1940 г. Т. Лири поступил в университет Алабамы, где изучал психологию. Окончив университет, он получил степень бакалавра и активно занялся научной деятельностью. В 1950 г. Лири защитил докторскую диссертацию.

В 1956 г. вышла его работа «Уровни измерения межличностного поведения». В этой книге он заложил основы своей теории, на которой базировался созданный им знаменитый опросник. Т. Лири работал сотрудником, а затем и руководителем лаборатории психологических исследований в Окленде. Он был не только исследователем, но и практиком - в книге «Прогноз межличностного поведения в психотерапевтических группах» он предложил новые методы групповой терапии, в том числе разработал теорию коммуникативных игр. Немаловажной причиной успешного взаимодействия личности с окружающими Т. Лири считал самоактуализацию и личностный рост Эти идеи перекликались с теориями Маслоу и Роджерса, опубликованными в то же время, однако были незаслуженно проигнорированы.

В 1957 г. Т. Лири создал новую психодиагностическую методику. Он в то время работал в Гарварде, где и опубликовал статью, в которой привел опросник с интерпретацией, впоследствии названный «Инперсональный диагноз Лири». С помощью этого опросника можно выявить те качества личности, которые влияют на его взаимодействие с окружающими людьми. Автор предложил 128 тезисов, характеризующих человека с различных сторон. Испытуемый должен оценить, соответствуют ли ему данные высказывания.

В числе предложенных тезисов были, например, такие: «производит впечатление на других», «умеет распоряжаться, приказывать», «портит людей чрезмерной добротой». Эти тезисы затрагивают 16 основных характеристик человеческой личности, которые, в свою очередь, определяют вариант межличностных отношений. Всего таких вариантов Т. Лири предложил 8: властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, недоверчиво-скептический, покорно-застенчивый, зависимо-послушный, сотрудни-чающе-конвенциальный и ответственно-великодушный.

Ценность опросника Лири состоит в том, что в результате выдается не конкретная характеристика личности, а круговая диаграмма, позволяющая увидеть преобладающий стиль межличностных отношений, а также все остальные тенденции. Не больше 8 положительных ответов на каждую группу тезисов, относящихся к одному варианту поведения, означают, что сложилась вполне гармоничная личность. Более высокие показатели означают появление конкретной поведенческой стратегии, а если оценка превышает 14 баллов, можно говорить о трудностях социальной адаптации такой личности. Проверка этого опросника другими методами показала его надежность, он был переведен на многие языки и использовался во многих странах мира.

В 1960 г. в жизни Т. Лири произошло событие, оказавшее значительное влияние на его дальнейшую жизнь. Путешествуя по Мексике, он попробовал ядовитые грибы, иногда используемые аборигенами для совершения ритуалов, поскольку вызывают галлюцинации и изменения сознания. Он был в восторге от этого опыта, позже он писал: «За 4 часа я больше узнал о работе человеческого разума, чем за 15 лет профессиональной практики» Индейцы применяют такую практику очень редко, поэтому грибы не вызывают у них зависимости. Этот факт породил иллюзию о том, что применение ядовитых грибов безвредно и не влечет за собой появления зависимости. В итоге Т. Лири решил, что это средство можно активно применять для «расширения сознания».

Вернувшись в Гарвард, Т Лири стал проводить эксперименты, изучая действие галлюциногенов на сознание, довольно скоро он пришел к необходимости использовать в опытах самый сильный из них — ЛСД. В то время это вещество не было запрещено и широко использовалось многими психотерапевтами на практике. Лири считал, что западная психология подробно описывает внешние проявления психики, не вникая в процессы, происходящие в сознании человека. Сам он стремился восполнить этот пробел и основной задачей своей научной работы сделал исследование развития сознания.

Лири считал, что ЛСД является своеобразным «витамином для мозга», поскольку позволяет значительно увеличить его возможности. По его мнению, применение ЛСД и других психоактивных веществ позволит западному человеку достичь того, чего уже давно добились многие восточные мудрецы — просветления ума, и позволит полностью использовать способности, заложенные в генах каждого человека. Несколько публикаций на эту тему, во-первых, спровоцировали запрещение этого препарата, а во-вторых, сделали Лири «психоделическим гуру» молодежи.

Он стач действительно культовой фигурой для молодежи того времени, все уважающие себя бунтари стремились познакомиться с Т. Лири. Неудивительно, что из Гарварда он был уволен. Его фраза «включайтесь, настраивайтесь и отпадайте» стала своеобразным лозунгом движения хиппи Популярность его достигла такого уровня, что в 1969 г он даже баллотировался на губернаторских выборах в Калифорнии, но избран не был.

В феврале 1970 г, после того как в машине Лири был найден пепел от сигареты с марихуаной, он был осужден на 30 лет. Через три месяца тюремного заключения его выкрали, и на некоторое время Т Лири совершенно исчез из поля зрения. Он скрывался в Африке и Азии вместе с различными террористическими группами, а в 1973 г в Афганистане он был пойман специально высланной для этого спецгруппой.

После отставки президента Никсона Т. Лири был освобожден досрочно. Он удалился от шумных городов, от людей и целиком посвятил себя исследованию сознания. Он называл человека «куколкой, которая еще не превратилась в бабочку», считал, что индивидуальность человека, многообразие и независимость его мысли всячески подавляются Освобождение их, а также раскрытие всех возможностей человеческого разума Т. Лири все также видел в использовании различных галлюциногенных препаратов. Наученный горьким опытом, он не публиковал свои размышления, а писал, что называется, «в стол».

Однако неуемный характер ученого дал о себе знать. В 1984 г. У. Гибсон выпустил свою технократическую антиутопию «Неоромантик», котора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: