План
1. Сочетание старого быта с заимствованиями из западноевропейской культуры и педагогики.
2. Роль наемных домашних воспитателей и учителей.
3. Воспитание детей в крестьянской семье.
4. Крестьянство и школа.
5. Организация народного образования во второй половине ХVIII века.
Литература для конспектирования
1. Бецкой И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества (1764 г.) // История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманит. фак. высш. учеб. заведений / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 101-104.
Дополнительная литература
1. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2005.
2. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
4. Мазалова М. А., Уракова Т. В. История педагогики и образования: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006.
5. История педагогики и образования / Под ред. З. И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.
|
|
6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров.- М.: Педагогика, 1985.
7. Егоров С. В. Учебно-методические материалы по истории педагогики. – М., 2000.
8. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
9. Попов В.А. История педагогики и образования – М.: Академия, 2010.
10. Пискунов А.И. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров.- М.: Юрайт, 2014.
Тема 42
Вклад К. Д. Ушинского и его последователей (XIX в.)
В развитие начального образования в России (4 часа)
План
1. Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского. Философские и
естественнонаучные основы его педагогической системы.
2. Идея народности воспитания в учении К. Д. Ушинского.
3. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве.
4. К.Д. Ушинский о роли труда в жизни человека и обучении.
5. К.Д. Ушинский об учителе и его подготовке.
6. Разработка К. Д. Ушинским дидактики первоначального обучения.
7. Учебные книги К. Д. Ушинского.
5. Вклад К. Д. Ушинского в развитие народной школы и педагогики.
6. Теоретик и практик начальной народной школы Н. Ф. Бунаков.
7. Основатель земской школы Н. А. Корф.
Литература для конспектирования
1. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974.
2. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Там же.
3. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Там же.
4. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Там же.
5. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для учащих // Пед. соч., Т. 4. – М.: Педагогика, 1989. – С. 24-49.
|
|
Дополнительная литература
1. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2005.
2. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
4. Соловков И. А. Начальное образование в России. XIX – начало XX века. – М.: Прометей, 1992.
5. Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М.: ТЦ «Сфера», 1995.
6. Мазалова М. А., Уракова Т. В. История педагогики и образования: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006.
7. История педагогики и образования / Под ред. З. И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.
8. Белозерцев Е. П. К. Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. – М., 1994.
9. Попов В.А. История педагогики и образования – М.: Академия, 2010.
10. Пискунов А.И. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров.- М.: Юрайт, 2014.
Тема 43