Возвашные стихеры порядок пения

После возвахов следует пение возвашных стихер. Канонарх(и), переходя с клироса на клирос, сказывают запевы до середины, на первых своих запевах кланяясь ликам. Запевы на 10 начинаются от стиха «Изведи из темницы душу мою», на 8 — «Из глубины возвах к Тебе Господи», на 6 — «Аще беззакония назриши Господи...». На стих «Яко утвердися милость Его на нас» лики сходятся на середину солеи.

При изменении гласа перед запевом возглашается: «Глас...»; при пении на подобен: «Глас... Подобен.,.»; при переход» с подобна на тот же глас: «Глас той же. Самогласен».

По последнем стихе поется Слава И ныне с соответствующими стихерами. К этим запевам глас возглашается всегда, например «Слава, глас...»; «И ныне, глас...»; Слава, И ныне, глас...»; «Слава, И ныне, глас той же»; «Слава, И ныне, глас и подобен тойже».

Славу (при Слава, И ныне) запевает головщик, а в некоторых общинах чтец канонарх. По обычаю канонархи сказывают и начало стихер. Сказав последнюю стихеру - на И ныне — канонархи кланяются лику.

На воскресной службе —по Октаю, Минее (Триоди)

Всего стихеры на 10. По Октаю, согласно Уставу, от 3-х до 7-и, оставшиеся оставляются. Остальные по Минее — одной или двух служб, при необходимости повторяя, а великому святому — добавляя с малой вечерни возвашные (не более 3-х). Не поются указанные малым святым в Минее «Ины стихеры Богородице», помещенные на Слава И ныне богородичны и крестобогородичны.

Слава, если есть, в Минее. В службах господских и богородичных на Славу поется стихера, помещенная в Минее на Слава, И ныне. В службах же святым — только указанная на Славу. И ныне —глас Октая. Поется «догмат гласу» — богородичен в Октае в конце возвашных стихер. При отсутствии Славы он поетсяна Слава, И ныне. Догматы всех гласов есть также в конце Миней.

При службе с Общей минеей оттуда поется столько стихер, сколько определено в этой службе Уставом в Календаре, также и славник.

На праздничной службе — по Минее

Стихеры поются обычно на 8, от стиха «Из глубины возвах к Тебе Господи», указанные на великой вечерне, при необходимости повторяя. Если малую вечерню не служили (она описана в главе Всенощной службы), то стихеры можно не повторять, а добавить возвашные малой вечерни, если есть, не более 3-х.

Слава; И ныне — наряду (великой вечерни). Часто святым на «И ныне» богородичен указан первыми словами, либо не указан. Он ищется и заранее закладывается в конце Минеи среди богородичное (догматов), поемых на Господи возвах, по гласу Славы.

В пятницу же вечером поется догмат проходящего гласа Октая.

СВЕТЕ ТИХИИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но окончании возвашных стихер наставник возглашает: «Свете тихии». Лики, не расходясь, поют «Святыя славы...» Роспев — в Обиходе. В отдельные праздники поется другой роспев — «осмогласно».

ПРОКИМЕН - ПО ЧАСОСЛОВУ

Канонарх, благословившись, на средине, с Часословом в руках возглашает: «Прокимен, псалом Давыдов», затем прокимен, стих (и), и в заключение прокимен полностью-далее, если нет паремий, прощается.

Лики поют прокимен 3 или 5 раз, по числу стихов.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Прокимен всегда — Господь воцарися, поем 5 раз. Роспев в Обиходе.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Обычно прокимен дню недели. Следует иметь в виду, что в Часослове указан канун праздника - если праздник, например, в среду, то прокимен «во вторник вечер». Поется 3-жды, роспев в Обиходе. На отдельных службах прокимны бывают по Минее. Перед великим прокимном по Минее возглашается «Прокимен великии, глас...».

ПАРЕМИИ — ПО МИНЕЕ

Паремии — чтения пророчеств — читаются, если указаны в Минее. Их обычно 3. Они чтутся особой погласицей, во время их на вечерне сидим (кромеапостольских). В Общей минее паремии помещены в конце книги и чтутся только, когда указаны в Уставе. После паремий канонарх прощается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: