Начало — по Часослову (часовнику)

В праздники отпусты глаголются по Уставу, см. Приложение.

Отпуст празднуемым святым (на вечерне, утрене, часах, молебне): Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, (иСвятагопразднуемого), и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.

Прочие святые в числе и дневные отпусты не упоминаются.

На прочих службах — малой вечерне, малой павечернице, полунощнице, праздничном 1-м часе — глаголется малый отпуст:

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере и преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.

На воскресной полунощнице и 1-м часе малый отпуст начинается: Воскресыи из мертвых.., Так же начинаются все отпусты в течении 40 дней празднования Пасхи.

Отпусты повседневной службы напечатаны в Уставе о домашней молитве и здесь не рассматриваются.

По отпусте наставник совершает поклон в пояс.

ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ПОКЛОНЫ

В среду и пятницу на сырной неделе («масленице»), в Великий пост до Великого четверга кроме субботних и воскресных дней полагаются земные поклоны с молитвой св. Ефрема Сирина — Господи и Владыко животу моему. На постных службах их полагается 17, 4 или 3. В положении, их есть расхождения, поэтому следует пояснить счет 17-и поклонов:

1-й на Честнейшую херувим. По За молитв 16-ть:

3 на молитве Господи и Владыко.

12 по местному обычаю или так:

Боже милостив буди мне грешному.

Боже очисти грехи моя и помилуй мя.

Создавыи мя Господи, помилуй.

Без числа согреших, Господи прости мя.

Пять с молитвой Исусовой.

Боже милостив буди мне грешному.

Создавыи мя Господи, помилуй.

Без числа согреших, Господи прости мя.

1 по молитве Господи и Владыко.

Четыре поклона полагаются как указано первые 4. Три поклона бывает на молитве Господи и Владыко, когда они читается отдельно от Честнейшую.

Поклоны с молитвой Господи и Владыко полагаются и в другие дни года, когда по Уставу аллилуйная служба.

КАЖДЕНИЕ

Каждение икон, а также молящихся, осуществляется наставником крестообразно правой рукой с помощью кадила на рукоятке. Во время каждения икон наставник периодически творит перед ними поклоны в пояс, перемещая при этом кадило в левую руку.

Вначале каждения наставник, приняв подготовленное кадило, положив три поклона и благословясь, кадит престол, а при его отсутствии— центральную икону, Крест. В конце каждения также кадится престол, затем наставник отдает кадило, полагает три поклона и прощается.

Обход престола при каждении и возвращение осуществляются через правую сторону.

[1]При совершении службы Богородице, праздникам Ея, отданиям праздников, явлениям чудотворных образов Ея купно с воскресной на отпусте упоминаем: «честнаго и славнаго Ея...» В предпраздньства и попраздньства богородичных праздников, а также если служба Богородице в числе не совершается, дополнение на отпусте не делается.

[2] См, сноску предыдущую.

+ ВЕДЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СЛУЖБ +

ПРИНЯТЫЕ В КНИГАХ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.

В богослужебных книгах используется двухцветная печать. Основной служебный текст, входящий в службу, печатается черным шрифтом, а различные пояснения, названия разделов службы — лития, стиховна, канон и др. — и песнопений — тропарь, стихера, стих, седален — красным. Также печатаются красным шрифтом сокращения: «Слава" — «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне» — «И ныне и присно и во веки веком, аминь». Сокращение «Слава. И ныне. Аллилуия трижды» означает «Слава... И ныне...» «Аллилуия Аллилуия слава Тебе Боже», трижды.

Прописная буква, обычно красная, начинает каждое отдельное песнопение, написанное полностью. Смысловые предложения, имена, сокращенная запись песнопений прописной буквой не выделяются. Заглавная буква помещается в начале больших песнопений — псалмов, молитв, Символа Веры.

К многим песнопениям — тропарям, кондакам, стихерам — указывается «глас» (с 1-го по 8-й). Это указание используется трояко:

— для пения всего песнопения или его конца «на глас», то есть соответствующим гласу напевом;

— для соответствия песнопения чередующемуся гласу недель (понятие «гласу»);

— для подбора песнопения по гласу предыдущего («по гласу»).

Указание «подобен такой-то» используется для пения по образцу песнопения, указанного Подобном. Пение на подобны применяется только к стихерам, роспевы основных подобное помещены в Обиходе. Указание подобное к седальнам, кондакам, светильнам практически не используется. Пометка стихер «самогласен» показывает, что их надо петь на глас, а не на подобен.

Некоторые части службы и отдельные песнопения указываются только первыми словами, при этом иногда указывается ссылка, где можно найти полный текст. В частности, начало служб полностью печатается редко, а запись «трисвятое, и по Отче наш» означает чтение от Святые Боже по Отче наш включительно согласно началу службы. Часто не указывается «Аминь», который чтец, а при пении головщик обязательно произносит после За молитв, молитвы Исусовой, отпуста.

ЧИННОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Любое богослужебное действие — чтение, пение, каждение, возжигание свещей начинается благословением: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго. Благослови, отче.» Наставник отвечает: «Аминь. Бог благословит (молитвами Святых Отец и мною грешным)». По окончании действия совершается прощение: молитва Исусова и «прости, отче. Христа ради», на что наставник отвечает «Аминь. Бог простит». В некоторых случаях блгословение и прощение предваряются тремя поклонами.

Лики, сходясь и расходясь, совершают поклон друг другу. Канонархи, сказывая ряд стихер, в начале и конце поклоняются ликом. Благословение и прощение совершаются с поклоном настоятелю. Описанные действия в уставах обычно не изложены и имеют местные особенности.

1. ВОСКРЕСНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ ВЕЧЕРНЯ

НАЧАЛО — ПО ЧАСОСЛОВУ (ЧАСОВНИКУ)

Наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик, благословясь у наставника: «Аминь. Царю небесныи...... По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава. И ныне. Приидите поклонимся. Псалом 103. Слава, И ныне. Аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже — 2-жды.

Ведущий Лик запевает третий раз: «Аллилуия...» и поет ектению Господи помилуй, 12. Слава, И ныне.

КАФИЗМА—ПО ПСАЛТЫРИ

Псаломщик другого лика читает уставную кафизму. По прочтении Славы лик поет: «И ныне...». «Аллилуия...» -3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слава. Псаломщик —И ныне. И чтет далее. По последней Славе по Аллилуия второй лик — Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Чтется кафизма 1-я -, Блажен муж. Вся до конца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: