Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век)

1. I тыс. до н.э. – XVI в. н.э. – период преднауки

Накопление знаний, первые философские представления о природе

2. XVI – XVII в. – эпоха научной революции

Заложены основы современного естествознания, систематизированы отдельные знания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII – XIX в. – классическая наука

Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX в. – постклассическая наука.

Революционные открытия на рубеже XIX-XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2ой пол. ХХ в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

 

Вопрос об эпохах в развитии науки связан с этапами развития познавательной деятельности. Она прошла соответственно основным этапам развития европейской культуры три основных периода. Другими словами, в сфере познавательной деятельности европейская культура породила три основных исторических типа рациональности: античная универсально-философская рациональность, средневековая универсально-религиозная рациональность, универ­сальная научная рациональность.

Античная универсально-философская рациональность была характерна для ев­ропейской античной цивилизации. Главная цель познания - созерцание окружающего мира. Производство знаний не было ориентировано на преобразование окружающего мира. Знания рассматривались не как инструмент, а как самоценность, как средство достижения гармонии человека с миром. Универсально-религиозная рациональность, сформировавшаяся в средневековом обществе, подчинила рациональное познание вере. Европейская универсальная научная рациональность, сложившаяся в Новое вре­мя и господствующая на Западе и сегодня, характеризуется инструментально- прикладным отношением к знанию. Знание рассматривается как инструмент, средст­во, орудие достижения прагматических целей человека. Европейская рациональность, породив современную науку, науку в собственном смысле, по мере ее успехов и рас­ширения границ научных знаний, по мере обнаружения границ познания и познава­тельных трудностей прошла в своем развитии три основные стадии: классическая (с XVII до конца XIX в.), неклассическая (Х1Х-ХХ вв.), постнеклассическая (переход к ней - со второй половины XX в.). В основе классической науки лежат достижения Галилея и Ньютона. Для нее характерно понимание линейности развития, жесткий детерминизм т.е. прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее. Основным требованием к процессу познанию является элиминация (исключение) все­го, что относится к субъекту познания. Неклассическая наука пришла на смену клас­сической, в ее основе лежат первые теории термодинамики. На нее оказали влияние революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв. и теории относительности. В неклассической науке возникает иная схема детерминации, учитывающая роль случая она называется статистическая закономерность. Учитывается зависимость субъекта познания от познаваемого. Постнеклассическая наука основана на достижениях Бель­гийской школы И. Пригожина в области синергетики (ее основные понятия: хаос, по­рядок, саморазвитие, самодостраивание и т.д.). Ее опорные принципы: глобальный эволюционизм, космизм, экологизм, холизм (подход к объектам как целостным обра­зованиям), антропный принцип, гуманизм, наука междисциплинарно ориентирована

Вопрос об эпохах в развитии науки связан с этапами развития познавательной деятельности. Она прошла соответственно основным этапам развития европейской культуры три основных периода. Другими словами, в сфере познавательной деятельности европейская культура породила три основных исторических типа рациональности: античная универсально-философская рациональность, средневековая универсально-религиозная рациональность, универ­сальная научная рациональность.

Античная универсально-философская рациональность была характерна для ев­ропейской античной цивилизации. Главная цель познания - созерцание окружающего мира. Производство знаний не было ориентировано на преобразование окружающего мира. Знания рассматривались не как инструмент, а как самоценность, как средство достижения гармонии человека с миром. Универсально-религиозная рациональность, сформировавшаяся в средневековом обществе, подчинила рациональное познание вере. Европейская универсальная научная рациональность, сложившаяся в Новое вре­мя и господствующая на Западе и сегодня, характеризуется инструментально- прикладным отношением к знанию. Знание рассматривается как инструмент, средст­во, орудие достижения прагматических целей человека. Европейская рациональность, породив современную науку, науку в собственном смысле, по мере ее успехов и рас­ширения границ научных знаний, по мере обнаружения границ познания и познава­тельных трудностей прошла в своем развитии три основные стадии: классическая (с XVII до конца XIX в.), неклассическая (Х1Х-ХХ вв.), постнеклассическая (переход к ней - со второй половины XX в.). В основе классической науки лежат достижения Галилея и Ньютона. Для нее характерно понимание линейности развития, жесткий детерминизм т.е. прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее. Основным требованием к процессу познанию является элиминация (исключение) все­го, что относится к субъекту познания. Неклассическая наука пришла на смену клас­сической, в ее основе лежат первые теории термодинамики. На нее оказали влияние революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв. и теории относительности. В неклассической науке возникает иная схема детерминации, учитывающая роль случая она называется статистическая закономерность. Учитывается зависимость субъекта познания от познаваемого. Постнеклассическая наука основана на достижениях Бель­гийской школы И. Пригожина в области синергетики (ее основные понятия: хаос, по­рядок, саморазвитие, самодостраивание и т.д.). Ее опорные принципы: глобальный эволюционизм, космизм, экологизм, холизм (подход к объектам как целостным обра­зованиям), антропный принцип, гуманизм, наука междисциплинарно ориентирована

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: