Формы освоения мира человеком

Человек осваивает мир трояко: духовно-теоретически, духовно-практически (ценностно) и практически. Освоение означает превращение той или иной реальности в содержание субъективности человека (мышления, воли, чувств), в органы сознательности воли субъекта согласно его целям. Под миром понимается природа, а также реальность, созданная людьми в совместной деятельности и общения, включая и идеальную реальность в виде культуры.

Три формы освоенияреальности дополняют друг друга. Особенности духовно-теоретического (научного) освоения реальности состоят в следующем:

▪ понимание объективных связей в реальном мире (каковы предметы сами по себе, в их взаимодействии);

▪ выявление закономерностей (устойчивых связей);

▪ конструирование из таких связей моделей будущих вещей, технологий (производственных, экономических, психологических, педагогических, социальных, политических, управленческих и др.)(прикладная наука).

▪ научное сопровождение производства вещей, реализации технологий согласно их моделям.

на основе закономерностей ученые объясняют, предвидят и прогнозируют события.

Особенности научного мышления заключаются в объективности понимания, в логической форме отражения и моделирования реальности (понятия, теория, совокупность теорий – научная картина мира), в логической и фактической обоснованности.

Такое мышление отражает реальности со стороны формы – в аспекте связей, структуры. Блеск кристаллов, заметил по этому поводу Л. Фейербах, пленяет наши чувства, но наш разум интересуется «кристаллономией». Алмазный бриллиант чарует чувства игрой красок, которые исчезают на экране логического мышления, и такое мышление фиксирует лишь кристаллическую решетку алмаза в виде трехгранной пирамиды.

Научное мышление имеет определенные особенности, и именно поэтому оно имеет свои пределы в отражении реальности. Пределы состоят в том, что наука разрабатывает средства для реализации тех или иных целей. Цели же существенно связаны с потребностями и ценностями. Мышление же может обосновывать избранные ценности.

Пределы науки можно представить наглядно: наука дает карту закономерностей той или иной реальности, но какой избрать маршрут, куда идти, к кому и зачем, эти вопросы наука не решает. Из научной картины мира не вычитаешь ответа на вопрос, как человеку надо жить, чтобы жить достойно. Когда же наука понимается как единственно верная форма ориентации человека в мире, тогда начинается ее абсолютизация (сциентизм), редукция целостного духовного акта до одномерного логического акта. Возникает редукционизм субъективности и ценностная слепота, т.е. упрощение, сведение высшего уровня развития к низшему, «смердяковщина».

Ограниченность научного освоения преодолевается в рамках ценностного отношения человека к реальности. В рамках ценностного освоения (нравственность, искусство, право, идеология, религия,) человек берет мир не объективно, а субъективно, т.е. со стороны его значимости для потребностей и интересов, целей и идеалов человека; в аспекте должного, желаемого. Ценностное освоение более конкретно и значимо. Реальность при этом осмысливается в характеристиках добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, божественного и дьявольского, праведного и греховного. Ценности направляют самоопределение человека, выбор им целей, образа жизни и жизненного пути.

На практике человек деятельно изменяет уже не знания и ценности, а саму реальность на основе знаний и ценностей.И человек становится действительным для других людей и для самого себя – каков он есть на самом деле. В процессе практики человек переводитидеальное в материальное, субъективное содержание в объективную предметность, в поступки и дела. Практика – самая богатая по содержанию форма освоения: она включает в свой состав не только знания и ценности, но и реальные действия. Человек тем самым вступает в действительность. Жизнь людей является по существу практической.

Практику можно различать по сферам действия (производственная, экономическая, социальная, политическая, духовная). К духовной практике относится, в частности, самовоспитание, «духовное делание». Субъектом практики может быть отдельный человек, социальная группа, народ, человечество. По своим масштабам во времени практика может быть локальной, привязанной к определенному периоду времени, или же исторической.

Наука – специализированная познавательная деятельность, порождающая идеальный продукт – объективное по содержанию и обоснованное по форме систематическое знание, часть культуры наряду с искусством, религией, нравственностью правосознанием. Наука выходит за рамки существующих практик, открывает новые закономерности для использования на практике.

Наука есть результат общественного разделения труда, специализированное понятийное мышление и познание, разновидность духовного производства идеального продукта в форме объективно верного и обоснованного знания, наука функционирует и как социальный институт.

Науке присущи особая форма практики, особые методы познания (абстракции, идеализация, математизация, формализация, моделирование и др.), особые организации (научные школы, НИИ, научные сообщества специалистов), особая профессиональная этика, ориентирующая на познание объективной истины, на обновление знания, на запрет искажений данных экспериментов, плагиата.

Тип современной науки зарождается в 17 веке: создаются мир идеальных предметов, не связанных с непосредственно с повседневной практикой (мысленные эксперименты Галилея ). Идеальные предметы – абстракции с особой идеализацией – абсолютно твердое тело, идеальный газ, математические плоскости и т.п.

Первой формой науки была математика, затем – естествознание, затем – технические науки, и, наконец, социально-гуманитарные науки. Такая последовательность связана со сложностью предмета науки. Чем сложнее предмет познания, тем более поздняя стадия науки о таком предмете.

Сходства:

1. Искусство как и религия – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком

2. Искусство как и религия возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека.

3. Религия и искусство – это специфический способ отражения действительности.

4. Как и религия искусство выполняет мировоззренческую функции, познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство как и религия глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

5. Все сказанное делает искусство и религию мощным фактором развития человеческой личности.

6. Сила искусства и религии -в доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии

7. Коммуникативную функцию выполняет и искусство и религия

8. Отмечая общие моменты, свойственные религии и искусству, нельзя не сказать об особой роли эмоциональных процессов в этих формах общественного сознания. Как эстетическое, так и религиозное отношение к мифу необходимо включают в себя определенные чувства и переживания. При этом общим является присутствие эмоциональных процессов, без которых Невозможны ни искусство, ни религия

9. Религия и искусство схожи тем, что и та и другая пытается создать законченную целостную картину мира, но религия в отличие от искусства всегда базируется на вере в сверхъестественное, тогда как искусство этого не предполагает.

10. Художественное сознание как и религиозное не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Их предметом является все, что есть интересного для человека в жизни.

11. Важной стороной искусства и религии является отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве и религии раздвигаются. Искусство и религия обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты

12. Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия.

13. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения к миру, без развитой образности, фантазии. Но искусство имеет более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания

14 И религия, и искусство возвышают нас и пробуждают в нас стремления к идеальному миру. Но если эстетическое чувство стремится преимущественно к художественному изображению идеального мира, то религиозное чувство жаждет живого общения с Богом – источником всякого совершенства.

15. Общим в религии и искусстве является то обстоятельство, что они стремятся высказывать идеи не в отвлеченной форме (как, например, в философии и науке), а в конкретном образном выражении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: