Характеристика ФЗ «Об охране окружающей среды»

Базовым среди данных законов является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окру­жающей среды, регулирует отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, в пределах террито­рии Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 

В первую главу Закона включены «общие положения». Там очерчены задачи природоохранного законодательства Российской Федерации, состоящие из регулирования отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

В начале даются основные понятия, сформулированы основные принципы охраны окружающей среды,

В общем, в этой главе гарантированы права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также ответственность органов государственной власти и обязательность проведения государственной экологической экспертизы. Оговорен и приоритет сохранения естественных экологических систем.

Во второй главе даются « основы управления в области охраны окружающей среды». Здесьрегламентируют полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной, разграничения этих полномочий.

В третьей главе оговариваются «права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды», регламентируется участие организаций в природоохранной деятельности, а последняя, оговаривается система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

В четвертой главе Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» предлагаются экономические механизмы охраны окружающей природной среды, их задачи, планирование и учет ресурсов. Определяются здесь и лимиты на природопользование, платность использования ресурсов, экологическое страхование, экологические фонды и экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

В пятой главе определяется « Нормирование в области охраны окружающей среды». Прежде всего, здесь освещаются требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды.

Шестая глава « Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» содержит описание процедуры оценки воздействия на окружающую среду и порядок проведения экологической экспертизы (обязательность экспертизы, объекты экспертизы, ответственность за невыполнение требований экспертизы).

Наиболее объемная седьмая глава Закона «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» определяет экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов. Здесь перечислены правила хранения, применения и уничтожения химических, биологических, производственных и бытовых отходов, охрана озонового слоя Земли.

В восьмой главе « Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций» описан порядок установления зон экологического бедствия и рассмотрены чрезвычайные экологические ситуации, приводятся меры по устранению таких зон.

Специальная девятая глава Закона «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» останавливает внимание на природных объектах, находящихся под особой охраной. Здесь описаны меры охраны и ее правовой режим, природно-заповедный фонд Российской Федерации, государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Специальной охране подлежат также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды организмов и зеленые зоны вокруг городов и поселков.

В десятой главе « Государственный мониторинг окружающей среды» статья 63 описывает государственный экологический мониторинг. Порядок его организации устанавливается правительством Российской Федерации, результаты также используются правительством. Доступность этих результатов для граждан в статье не оговаривается.

Глава одиннадцатая « Контроль в области охраны окружающей среды» Закона посвящена экологическому контролю за состоянием окружающей среды. Объяснены его задачи и значение, введена иерархия службы контроля — государственной, производственной, общественной.

Глава двенадцатая «Научные исследования» регламентирует научные исследования в области охраны окружающей среды.

Новая глава, появившаяся в этом варианте Закона, — 13 глава « Основы формирования экологической культуры», посвящена основам формирования экологической культуры.

Глава четырнадцатая Закона «Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды» посвящена ответственности за экологические правонарушения. Здесь предусматривается и дисциплинарная, материальная, административная, уголовная ответственность. Оговаривается обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, требования об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Предусмотрено в пятнадцатой главе Закона и «международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

Лекция

Ныне действующий закон был принят 10 января 2002 года, пришёл он на смену закона РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды».

До сих пор существует множество дебатов о том, лучше ли этот закон, чем предыдущий.

К семинарским занятиям – по поводу критики действующего закона много статьей (Бренчук, Дубовик об этом писали…).

Закон 1991 года назывался «Об охране окружающей природной среды», новый – «Об охране окружающей среде», без «природной».

Существовал предыдущий чуть больше десяти лет, новый на данный момент тоже.

Между понятиями природы и окружающей среды много отличий. Природа – это только естественные компоненты, которые произошли без влияния человека. А окружающая среда – это естественные плюс антропогенные компоненты (зданий, памятники, земля, атмосферный воздух – это всё окружающая среда).

Поэтому когда законодатель убрал слова «природную», то получается, что, наверное, и здания тоже надо охранять.

При этом в первой статье даются понятия и антропогенных объектах. При этом сам закон не посвящён антропогеннтехым объектам.

Уже само название порождает множество проблем.

Авторы некоторых учебных пособий говорят о том, что ряд причин в 2002 года побудил законодателя принять новый закон (хотя в него столько изменений было внесено, однако лектор считает, что ничего особенно не улучшилось – даже несмотря на то, что вносились изменения регулярно).

Причины, побудившие разработать новый закон.

1) Считается, что в законе 1991 года существовало большое количество декларативных положений.

2) Во-вторых, с принятием в 1993 году Конституции появилась необходимость привести экологическое законодательство в соответствии с нормами Конституции, причём по нескольким направлениям (появлением множества форм собственности, там было право на здоровую и безопасную окружающую среду, а в Конституции – благоприятная).

3) Необходимо в законе уточнить компетенцию органов государственной власти, исполнительной власти.

4) После распада СССР стали проводиться различные реформы в стране социального и экономического характера, что надо было отразить в законе.

5) Необходимо было закрепить два таких положения, как: 1) процедура оценки воздействия на окружающую среду (это процедура ОВОЗ) и 2) процедура экологической экспертизы.

В 1993 году был принят закон, в 1995 году стали говорить, что нуждается в доработки и привлекались учёные, множество вариантов было предложено. Принимали участие Боговлюбов, Бренчук, Дубовик в этих комиссиях, и когда они увидели проект – они были удивлены, так как все их пожелания не были учтены.

Критика закона 1991 года не вся была учтена.

 

Закон состоит из 16 глав и 84 статей.

Содержание полистаем сами.

В преамбуле говорится, что закон определяет правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

Там многое идёт к контексте идеи устойчивого развития.

 

Имеющиеся достоинства (весьма условны):

1. Законодатель стремился обеспечить комплексное регулирование в охране окружающей среды (хотя это тоже достаточно условно и в законе отсутствуют процессуальные нормы). Закон 1991 года по содержанию и значимости был приближен к кодексу, а нынешний от этого далёк.

2. В законе 2002 года закреплены положения, посвящнные процедуре ОВОЗ и экологической экспертизе. Помимо этого, закон содержит положения об экологической сертификации и об экологическом аудите (это – новеллы, появившиеся в 2002 году). Но ни сертификация, ни экологический аудит не получили должного развития; а аудит вообще даётся сугубо понятием.

3. В концепции продолжения идей устойчивого развития в законе появляются положения о необходимости нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (человек должен ограничивать своё потребление природной среды). В числе экологического контроля впервые предусмотрены положения о нормировании допустимости изъятия компонентов природной среды, впервые – и нормативы по недрам (раньше по лесам были, а по недрам – нет).

4. Содержание статьи 36 закона говорит, что при проектировании необходимо учитывать наилучшие существующие технологии (и написано, что это такая технология, которая основана на последних достижениях науки и техники, наименьшее воздействие на окружающую среду…).

При внедрении этих наилучших существующих технологий хозяйствующий субъект может иметь налоговые льготы, а также возможно снижение платы за загрязнение и использование окружающей среды (это – экономические стимулы).

5. Статья 65, которая закрепляла положения о проведении государственного экологического контроля – в нём закреплялся принцип разъединения в полномочиях функции использования природных ресурсов и функции контроля. То есть для того, чтобы повысить эффективность контроля, был принцип. Это было достижением 2002 года – но в 2011 году этот принцип убрали.

Министерство природных ресурсов и экологии – оно и по использованию природных ресурсов, и в его ведении находится служба по контролю.

 

Недостатки действующего закона:

1)а Содержит множество декларативных положений и норм (не устранён недостаток 1991 года закона).

2) В нём содержится большое количество норм отсылочного характера. Некоторые положения требует разработки целого пакета нормативных актов – но должной проработки получены были далеко не все нуждающиеся в том положения.

3) В нём не использованы современные средства юридической техники (юридическая техника хромает).

4) Не регулируются процессуальные отношения (хотя есть претензия на то, что это – комплексный закон).

5) Закон изобилует стилистическими погрешностями.

 

В силу этих дефектов он не может реализовывать свою роль и его нельзя назвать эффективным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: