Содержание дисциплины «Информационная эвристика»должно состоять из разделов, соответствующих структуре дисциплины, подразделов и отдельных тем с той степенью подробности, которая, по мнению автора, оптимально способствуют достижению цели и реализации поставленных задач.
Тема 1. Введение в информационную эвристику.
Основные понятия информационной эвристики. Информация и ее роль в истории и современном обществе. Основные способы накопления, хранения и использования информации. Эвристический поиск. Библиография и описание источников информации.
Тема 2. Исторические предпосылки и развитие понятийной составляющей курса.
Первое употребление понятия «историческая эвристика в словосочетании «историческое розыскание» (вторая половина XIX века) в трудах А.Н. Неустроева. Попытка отождествления исторической эвристики с источниковедением в советское время (А.А. Гречихин). Выделение предмета, объектной области исторической эвристики. Формирование основных понятий (тезауруса): информация, социальная информация, документ, исторический документ и др.
Тема 3. Информационная деятельность в области науки в СССР и Российской Федерации.
Начало информационной деятельности в СССР (1930-е гг.). Формирование теории информации как самостоятельной науки (1940-е – начало 1950-х гг.). Подготовка научных работников в области научной информации (ВИНИТИ, 1959 г.; МГУ, 1964 г.). Что такое информационное общество. Информационные процессы в мире и РФ в XXI веке.
Тема 4. Информационные процессы в современном мире. Новые требования к анализу и синтез информации.
Вступление современного мирового сообщества в эпоху информационного общества открывает для каждого его члена возможность приобщения ко всей совокупности общественно значимых знаний. В силу того, что информационные процессы тотально пронизывают человеческое общество, перед современной личностью встают небывалые ранее перспективы участия в комплексе видов информационной деятельности – производстве, передаче и потреблении информации. Развитие информационного общества предполагает в достаточной полноте использование достоверной, исчерпывающей и своевременной информации во всех общественно значимых областях и сферах человеческой деятельности. Это предполагает необходимость радикального переосмысления многих существующих проблем в протекающих информационных процессах, поиска новых решений и средств их реализации.
Тема 5. Современные проблемы информационной цивилизации.
Издержки «внезапности» наступления информационного общества. Патологическая зависимость от Интернета. Информационные лакуны. Увеличение места/роли псевдонауки. Проблема «десубъективизации» знаний. Рост «веса» культурного компонента. Гендерные проблемы. Возрастание роли популярной прогностики. Расширение основ этики. Трансформация этнокультур. Формирование нового типа мышления – диалогического. Трансформация культурной идентичности. Симуляция прогресса.
Тема 6. Студент-гуманитарий в учебно-информационном пространстве.
Система учебной и научной работы и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.