double arrow

Управление финансами.


 

Управление финансами в РФ, прежде всего, осуществляет высшие законодательные органы власти:

1)Федеральное собрание и две его Палаты (нижняя палата - Государственная

Дума, верхняя - Совет федераций).

Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета его исполнений.

Федеральное собрание рассматривает законы о налогах, утверждает законы о налогах, устраняет размер государственного внешнего и внутреннего долга.

2)Министерство финансов РФ - важнейший орган, осуществляющий управление финансами.

Основные задачи Минфина РФ:

1) разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и использование федерального бюджета;

3) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, осуществление мер по развитию финансового рынка;

4) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

5) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

6) совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;


 


7) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондовой другие задачи.

3)Департамент Минфина по налогам и сборам осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет.

4)Государственный таможенный комитет РФ нес ёт ответственность за поступление таможенных пошлины РФ.

5)Финансовый менеджмент - управление ресурсами предпринимателей различных форм собственности

 

Финансовая политика.

Финансовый механизм.

I. Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Задачи финансовой политики:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;




3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами финансовой стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика является составляющей частью экономической политики государства.

При выборе финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на её соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

II. Финансовый механизм - часть финансовой политики. С его помощью происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Типы финансовой политики.

 

1. Классическая финансовая политика. Характерна для большинства развитых стран до 20-х годов 20-го века.



Основное направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Цель финансовой политики - регулирование расходов бюджета, состоящих в основном из расходов на военные цели и управление государством.

Система налогообложения строиться из косвенных и имущественных налогов.

Система управления финансовой деятельностью проста и сосредоточена в министерстве финансов, т.е. в казначействе.

2. Регулирующая финансовая политика - в конце 20-х годов 20-го века обострились экономические и политические социальные проблемы в большинстве развитых стран. Встал вопрос о смене финансовой политики.

Основное направление - регулирование государством циклического развития экономики.

Основной инструмент финансовой политики - государственные расходы, призванные обеспечить рост предпринимательской деятельности, способствовать ликвидации безработицы путём финансирования и создания новых рабочих мест.

 

3. В 70-х годах 20-го века в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономическойтеории

Такая финансовая политика не связанна с отказом регулирования ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область.

Регулирование экономики становится многоцелевым:

- регулирование экономического роста занятости населения;

- денежного обращения;

- валютного курса;

- социального фактора экономики;

- структурные перестройки хозяйства.

4. Планово-директивная политика. Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой (бывшие социалистические страны Северная Корея, Вьетнам)

Основана на государственной собственности на средства производства. Плановая система

управления позволяет осуществлять прямое и директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Финансовый контроль.

Финансовый контроль - законодательная регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, т.е. предприятий, а так же за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Государственный финансовый контроль - комплексная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на Конституции и других законах государства.

Главная цель государственного контроля - максимизация поступлений денежных средств в казну (бюджет) и недопущения их нецелевого расходования.

Государственные контролёры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины; они наделены правами осуществлять ревизии и проверки, главным образом, в государственном секторе экономики. Сфера частного бизнеса подвержена государственному контролю лишь частично по определённому кругу вопросов: налогообложение и использование государственных ресурсов.

Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный и аудиторский контроль.

Задача негосударственного контроля - повышение использования эффективности вложенных средств за счёт снижения издержек, включая налоговые платежи, поступающие в бюджет.

Методы финансового контроля!

 

1. Проверка. Проводится на основе отчётной документации и расходных документов.

Рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

2. Обследование. Охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемой организации для определения её финансового состояния и возможных перспектив развития.

3. Надзор. Осуществляется контролирующими органами за предприятиями и организациями, получившими лицензию на какой-либо вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

4. Анализ финансового состояния. Предполагает детальное изучение финансово-­бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности (возможность отвечать по своим обязательствам), обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

5. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора (банка) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием заёмщика.

6. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, полное обследование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью проверки её законности, правильности, целесообразности. По окончанию ревизии составляется акт.

Формы финансового контроля:

1 г Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовой операции и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

2. Текущий финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи кредитов (при подписании документов).

3. Последующий, финансовый_ контроль проводится путём анализа и ревизии

бухгалтерской документации. Предназначен для оценки финансовой деятельности.

Важен предварительный и текущий контроль.

Государственный финансовый контроль Российской Федерации.

Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ, предусматривает контроль финансовой деятельности в органах исполнительной власти со стороны президента и органах представительской власти.

Такой контроль осуществляется при принятии законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, и прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов всех уровней, а также при утверждении отчётов об их исполнении.

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами и комитетами, комиссиями Совета Федерации, счётной палатой РФ, Палатами субъектов РФ.

1. Счётная палата РФ - независимый от правительства, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный федеральному собранию РФ.

Сфера полномочий Учётной палаты: контроль федеральной собственности и расход федеральных денежных средств.

Контролю подлежат все юридические лица, связанные с получением, перечислением, использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности.

Счётная палата обязана контролировать состояние государственного внешнего и внутреннего (облигации государственного займа) долга РФ, эффективность использования иностранных кредитов и займов, полученных правительством РФ.

Основные формы контроля, проводимого Счётной палатой - это тематические проверки и ревизии (проверяют документацию). Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе и уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, которое должно быть рассмотрено в указанный в нём срок (провели ревизию, руководителю в приказном порядке устранить и доложить).

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с конституцией Российской Федерации путём издания указа по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности Министров \Финансов РФ, представления в Государственной Думе кандидатур на должность председателя Центробанка.

2. Финансовый контроль Правительства РФ: контролировать процесс разработки и использования федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.

3. Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Министерства Финансов-Департамент государственного финансового контроля и аудита.

Департамент государственного контроля и аудита Министерства Финансов РФ и его территориальные подразделения обязаны проводить ревизии и проверки с целью контроля поступления и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

4. Органы Федерального Казначейства осуществляют контроль доходных и расходных частей бюджета в ходе его использования.

5. Специализированные органы контроля:

а) . Департамент по налогам и сборам Минфина РФ (проверка отчислений в бюджет физических и юридических лиц);

б) . Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью в составе Минфина (лицензирование страховой деятельности, регулирует страховой рынок, надзор за работой страховых компаний-выплата страховых возмещений, не завышение тарифов и т.д.);

в) . Центробанк РФ (организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков);

г) . Государственный таможенный комитет РФ (контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров за границу РФ).

6. Негосударственный финансовый контроль:

а) . Внутрифирменный (корпоративный) контроль - осуществляется экономическими службами самого предприятия;

б) . Контроль со стороны коммерческих банков за организациями - клиентами - контролируют соблюдение валютного законодательства, порядок расчётно-кассовых операций, контролируют финансовое состояние предприятий - заёмщиков;

в) . Аудиторский контроль - его основные задачи:

- установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности;

- контроль соблюдения Российского законодательства при совершении финансовых и хозяйственных операций;

- проверка расчётно-платёжной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств предприятий.

 

 

Финансы предприятия.

Принципы организации финансов предприятия.

1.Принцип хозяйственной деятельности - не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Суть принципа в том, что хозяйствующий субъект самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью получения прибыли. Государство регламентирует отдельные стороны деятельности предприятия:

а) налогообложение;

б) амортизационные отчисления;

2.Принцип самофинансирования - реализация этого принципа-одно из основных условий предпринимательской деятельности.

Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных средств и при необходимости за счет банковских кредитов.

3.Принцип материальной заинтересованности - его объективная

необходимость диктуется основной целью предпринимательской

деятельности-пол учениц прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в реализации прибыли на потребление и накопление.

4.Принцип материальной ответственности - означает наличие определенной системы ответственности за работу предприятия. Реализуется этот принцип через штрафы при нарушении договорных обязательств, налогового законодательства, несвоевременного погашения кредита.

5.Принцип обеспечения финансовых резервов - необходимость

формирования финансовых резервов связана с тем, что предпринимательская деятельность сопряжена с рисками:

а) риск вложения в ценные бумаги;

б) экономические и производственные просчеты.

 

 

Вывод:

Все принципы организации финансов предприятия находятся в развитии, и для их реализации в каждой конкретной ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производственных сил и производственных отношений.

Сущность финансов коммерческих организаций.

Финансы коммерческих организаций - экономические отношения, возникшие в процессе формирования производственных фондов, в процессе производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов (прибыли), привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

 

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятия можно систематизировать по следующим направлениям:

1.Между учредителями, связанными с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта; уставный капитал - основной источник формирования производственных фондов предприятия;

2.Между отдельными предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости (отношения между поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками);

3.Между хозяйствующим субъектом и его подразделениями (филиалы, отделения, цеха) по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли;

4.Между организацией и её работниками - при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям;

5.Между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово промышленных групп, внутри холдинга - при формировании, распределении и использовании целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, оказание финансовой помощи и т.д.;

6.Между предприятием и бюджетной системой, внебюджетными фондами - уплата налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, получение ассигнований из бюджета.

7.Между предприятиями и страховыми компаниями - при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (автогражданское страхование), при страховании имущества, отдельных категорий работников и т.д.;

8.Между предприятиями и банковской системой - в процессе хранения денег на счетах в банках, получение и начисление кредита;

Производственные фонды коммерческих предприятий.

 

 

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать производственными фондами, т.е. совокупностью основных и оборотных фондов.

Такое деление связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

- Основные производственные фонды и нематериальные активы (НМА) находящегося процессе производства более одного года и постепенно частями по мере износа переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.

- оборотные производственные фонды - это часть производственных фондов, которые, как правило, целиком используется в одном производственном цикле, утрачивая при этом свою первоначальную материально-вещественную форм, и переносят свою стоимость на себестоимость продукции.

- Фонды обращения (средства в расчетах, денежные средства, преимущественно в деятельности организации, хотя и не участвуют непосредственно в производстве продукции).

 

Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств.

 

Затраты организации на производство продукции.

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятия несут денежные затраты, не однородные по своему экономическому содержанию и

назначению.

Исходя из экономического содержания все денежные затраты предприятия можно разбить на три группы:

1.расходы, связанные с извлечением прибыли, в т.ч. затраты на

обслуживание производственного процесса (оказание услуг), затраты на реализацию продукции (работ, услуг), на инвестиции;

2.расходы, не связанные с извлечением прибыли, в т.ч. благотворительность, гуманитарные цели, содержание социальной сферы;

3.принудительные расходы, в т.ч. налоги в бюджет, во внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию, штрафы.

В соответствии с положением по БУ (пбу) - 10/99 «расходы организации» расходы организации подразделяются:

1.Расходы по обычным видам деятельности, связанные с изготовлением и продажей продукции (выполнением работы, оказанием услуг), т.е. связанные с основным видом деятельности;

2.Операционные расходы, не связанные с основным видом деятельности:

а)расходы, связанные с продажей, списанием основных средств и прочего имущества;

б)проценты за пользование Кредитами, займами;

в)расходы по услугам коммерческих банков, и прочие операционные расходы;

3.Внереализационные расходы:

а)штрафы, пени, неустойки;

б)возмещение причиненных предприятием убытков;

в)курсовые разницы (в минусе);

г)суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок давности (после трех лет), и прочие внереализационные расходы;

4.Чрезвычайные расходы, связанные со стихийными бедствиями, пожарами авариями, национализацией имущества.

Выручка от реализации продукции, выполнения работ и
оказания услуг.

В процессе производства продукции создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции. Результатом реализации является выручка, которая поступает на расчетный счет организации. Организация имеет право в целях налогообложения самостоятельно определить методы исчисления выручки в зависимости от выбранной учетной политики:

а)«по отгрузке» продукции и предъявлению контрагенту (покупателю, заказчику) расчетных документов (счет, счет-фактура);

б) «по оплате» - при поступлении выручки на расчетный счет.

Выручка от реализации продукции является основным источником возмещения затраченных на производство продукции средств. Своевременное поступление выручки обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простой в производстве, нарушение договорных обязательств, ведет к снижению прибыли и убыткам

Прибыль организации.

Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход:

1.Прибыль - это экономический показатель, характеризующий финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия;

2. Стимулирующая функция прибыли проявляется в процессе её распределения и использования;

3.Прибыль - один из основных источников:

а)формирования финансовых ресурсов предприятия, приращение его капитала;

б)формирования доходной части бюджетов всех уровней;

в)роста благосостояния собственников (дивиденды по акциям).

 

На величину прибыли оказывает влияние:

1.внутренние факторы:

а)организационно-технический уровень управления

предприятие (н-р высокие технологии, новейшее оборудование);

б)конкурентоспособность выпускаемой продукции;

в) уровень производительность труда; (квалификация рабочих)

г)уровень цен на готовую продукцию;

2.внешние факторы:

а)уровень цен на материалы, топливо, электроэнергию и т.д.;

б)налоговая политика государства (уровень налогового бремени).

Вывод:

Максимальное получение прибыли за счет внутренних факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой политики способствует развитию предпринимательства и рыночных отношений.

Функции финансовых коммерческих организаций:

1. Распределительная функция – по средствам неё происходит формирования первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов; обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных предприятий и государства в целом.

2. Контрольная функция – её объективная основа – стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ, оказания услуг и формирования доходов и денежных фондов.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: