Гос. Кредит в экономических отношениях
Государственный кредит -это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операций в качестве кредитора – это когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицами ниже, чем в коммерческих банках, в процентом соотношении.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом
Российская Федерация как заемщик.
Для покрытия бюджетного дефицита государство вынуждено привлекать заемные средства; в результате заемной деятельности образуется государственный долг. Обеспечение, государственного долга РФ служит всё имущество, находящееся в государственной собственности.
|
|
Долговые обязательства РФ могут существовать в формах:
1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с
кредитными организациями, иностранными государствами и Международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов; (н-р Парижский клуб)
2. Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ (облигации);
3. в форме договоров о предоставлении государственных Гарантий РФ;
4. в форме соглашений и договоров, заключенных от имени РФ по пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет
(пролонгация -это продление сроков договора; реструктуризация -
это пересмотр графика погашения кредита).
Классификация государственных займов.
Государственные займы (облигации) можно классифицировать по ряду признаков:
1. По субъектам заемных отношений:
a) размещенные центральными
b) территориальными органами управления.
2. По месту размещения:
a) внутренние (внутри страны);
b) внешние (за рубежом)
3. По обращению на рынке:
a) рыночные займы, т.е. свободно продаются и покупаются;
b) нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг (привлекают определенных инвесторов - средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний).
4. В зависимости от срока привлечения средств!
a) Краткосрочные - до года
b) среднесрочные - от года до 5 лет,
c) долгосрочные - от 5 лет и выше.
5. По обеспечению долговых обязательств:
a) закладные облигации, обеспечены конкретным имуществом; (в основном региональными)
|
|
b) беззакладные облигации, обеспечены имуществом государства. (Выпускает Правительство РФ.)
6. По характеру выплачиваемого дохода:
a) процентные облигации - доход выплачивается на основе купона 1, 2, 3 или 4 раза в год;
b) облигации с нулевым купоном - продаются со скидкой (дисконт), покупаются по номиналу. Доход в размере скидки, т.е. дисконта;
с) выигрышные облигации - выплаты дохода на основе тиражей выигрышей.
7. По методу определения дохода:
a) с твердым доходом, т.е. это фиксированная ставка;
b) с плавающим курсом (систематический пересмотр процентов в зависимости от ставки рефинансирования) Устанавливает ЦБ - 11,5%, и имеет тенденцию к понижению.
Государственные ценные бумаги — облигации (займ), обращающиеся на российском рынке
Российская Федерация также активно привлекает сторонние средства при помощи выпуска гособлигаций в свободное обращение. Сегодня эти ценные бумаги отличаются относительно высокой доходностью, к примеру, облигации, погашаемые в 2018 году, на сегодня показывают доходность в 9%. Заимствования РФ, оформленные облигациями, различаются по продолжительности займа. В целом же, Россия выпускает несколько видов облигаций, среди которых наиболее востребованными являются:
1.ГКО — государственные краткосрочные (бескупонные) облигации. Эмиссия ГКО осуществляется периодически на срок до 1 года. Они обычно продаются с дисконтом, а погашение идет по номинальной стоимости; наиболее надежные облигации предлагают 10% годовых. Номинал ценной бумаги - 1000 руб. Выпускает их Минфин РФ, а ЦБ РФ на фондовом рынке выполняет функции агента министерства по обслуживанию эмиссии облигаций, а также дилера и контролера. Минфин и Центробанк регулярно публикуют сведения о госдолге страны, что позволяет инвесторам точнее оценивать свои риски при покупке гособлигаций. В 2013 г. рынок этих ценных бумаг переживал бум. В конце года их средняя доходность составила примерно 6 - 8% годовых.
2. гдо — государственные долгосрочные облигации сроком на 5 — 30 лет. Облигации предоставляют право их владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и оговоренных процентов, которые должны выплачиваться в установленные сроки. Их номинальная стоимость каждой — 100 тыс. руб., купонный доход - 15% годовых с ежегодной выплатой процентов.
З.ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа. Выпущены в 1992г. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами. ОВВЗ могут спокойно продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на ММВБ. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.
4.ОФЗ — облигации федерального займа. Выпускаются Минфином РФ. Это именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга. Их можно приобрести на ММВБ, а основным видом дохода с них будет считаться переменная или фиксированная (устанавливается заранее) купонная ставка.
Внешние займы.
Кредиторы РФ: Международный валютный фонд, Лондонский клуб, Парижский клуб.
Россия приняла на себя внешний СССР - 96 миллионов долларов. Государственным долгом РФ является долговые обязательства РФ перед
физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, Международными организациями, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, т.е. государственный долг.
|
|
Государственный долг -это сумма займов и кредитов плюс процентов по на определенную дату и плюс сумма гарантии. Внешний долг РФ (окт. 2014) -678435 млн. $.
РФ как гарант гражданско-правовых обязательств.
Государственная гарантия -это способ обеспечения гражданско-правовых
обязательств, в силу которого РФ дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицу, которому дана гарантияза обязательства перед третьими лицами. (Например: предприятие - заемщик, банк - кредитор, а государство – гарант(получателя) обязательств предприятия перед банком)
Гарантия предоставляется на конкурсной основе.
Общая сумма гарантий включается в государственный долг РФ.
При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое
состояние предприятия.
Государственные гарантии направлены на поддержку малого предпринимательства и сельского хозяйства.
РФ как кредитор,
В качестве заемщиков средств Федерального бюджета могут выступать:
1) Бюджетные учреждения.
2) Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
3) Юридические лица (коммерческие предприятия и организации).
4) Органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Государственный кредит выделяется на принципах:
1. Возвратности;
2. платности (льготный ссудный % или без %);
3. обеспечение (залог имущества или без обеспечения);
4. срочности (в большинстве случаев предоставляется на год);
5. целевой характер кредита:
- сезонная закупка сырья для производства товаров народного потребления;
- создание межсезонных запасов топлива;
- осуществление высокоэффективных проектов;
- развитие межфермерской кооперации;
- кредитование строительства ж илья на селе или в пригороде
Целевое использование контролирует Федеральное казначейство. Государственное кредитование эффективней бюджетного финансирования,
т.к. экономятся бюджетные ресурсы.
|
|
Страхование.
В небюджетные социальные фонды.:
I Пенсионный фонд.
Образован в 1990 году. Важнейший принцип нового пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путём перераспределения во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, т.е. где бы человек не жил, даже за границей, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определённый прожиточный минимум в будущем. Средства пенсионного фонда
Используются:
1) Выплата пенсии по старости (при достижении определённого возраста).
2) Выплата пенсии по инвалидности.
3) Выплата по потере кормильца.
4) Пенсии военным.
5) Пособия пострадавшим на аварии Чернобыльской АЭС. и другие виды пенсии.
II. Фонд социального страхования.
Образован в 1992 году.
Основные задачи фонда:
1) Обеспечение гарантированных пособий.
2) Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников.
3) Подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Средства фонда социального страхования
Используются:
1) Выдача пособий по листу временной нетрудоспособности.
2) Пособия по беременности и родам.
3) Пособия при рождении.
4) Пособие на погребение.
5) На санаторно-курортное лечение.
6) Физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели.