Государственный кредит

 

Гос. Кредит в экономических отношениях

Государственный кредит -это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операций в качестве кредитора – это когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицами ниже, чем в коммерческих банках, в процентом соотношении.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом

Российская Федерация как заемщик.

Для покрытия бюджетного дефицита государство вынуждено привлекать заемные средства; в результате заемной деятельности образуется государственный долг. Обеспечение, государственного долга РФ служит всё имущество, находящееся в государственной собственности.

Долговые обязательства РФ могут существовать в формах:

1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с

кредитными организациями, иностранными государствами и Международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов; (н-р Парижский клуб)

2. Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ (облигации);

3. в форме договоров о предоставлении государственных Гарантий РФ;

4. в форме соглашений и договоров, заключенных от имени РФ по пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет

 

(пролонгация -это продление сроков договора; реструктуризация -

это пересмотр графика погашения кредита).

Классификация государственных займов.

Государственные займы (облигации) можно классифицировать по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений:

a) размещенные центральными

b) территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

a) внутренние (внутри страны);

b) внешние (за рубежом)

3. По обращению на рынке:

a) рыночные займы, т.е. свободно продаются и покупаются;

b) нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг (привлекают определенных инвесторов - средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний).

4. В зависимости от срока привлечения средств!

a) Краткосрочные - до года

b) среднесрочные - от года до 5 лет,

c) долгосрочные - от 5 лет и выше.

5. По обеспечению долговых обязательств:

a) закладные облигации, обеспечены конкретным имуществом; (в основном региональными)

b) беззакладные облигации, обеспечены имуществом государства. (Выпускает Правительство РФ.)

6. По характеру выплачиваемого дохода:

a) процентные облигации - доход выплачивается на основе купона 1, 2, 3 или 4 раза в год;

b) облигации с нулевым купоном - продаются со скидкой (дисконт), покупаются по номиналу. Доход в размере скидки, т.е. дисконта;

с) выигрышные облигации - выплаты дохода на основе тиражей выигрышей.

7. По методу определения дохода:

a) с твердым доходом, т.е. это фиксированная ставка;

b) с плавающим курсом (систематический пересмотр процентов в зависимости от ставки рефинансирования) Устанавливает ЦБ - 11,5%, и имеет тенденцию к понижению.

Государственные ценные бумаги — облигации (займ), обращающиеся на российском рынке

Российская Федерация также активно привлекает сторонние средства при помощи выпуска гособлигаций в свободное обращение. Сегодня эти ценные бумаги отличаются относительно высокой доходностью, к примеру, облигации, погашаемые в 2018 году, на сегодня показывают доходность в 9%. Заимствования РФ, оформленные облигациями, различаются по продолжительности займа. В целом же, Россия выпускает несколько видов облигаций, среди которых наиболее востребованными являются:

1.ГКО — государственные краткосрочные (бескупонные) облигации. Эмиссия ГКО осуществляется периодически на срок до 1 года. Они обычно продаются с дисконтом, а погашение идет по номинальной стоимости; наиболее надежные облигации предлагают 10% годовых. Номинал ценной бумаги - 1000 руб. Выпускает их Минфин РФ, а ЦБ РФ на фондовом рынке выполняет функции агента министерства по обслуживанию эмиссии облигаций, а также дилера и контролера. Минфин и Центробанк регулярно публикуют сведения о госдолге страны, что позволяет инвесторам точнее оценивать свои риски при покупке гособлигаций. В 2013 г. рынок этих ценных бумаг переживал бум. В конце года их средняя доходность составила примерно 6 - 8% годовых.

2. гдо — государственные долгосрочные облигации сроком на 5 — 30 лет. Облигации предоставляют право их владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и оговоренных процентов, которые должны выплачиваться в установленные сроки. Их номинальная стоимость каждой — 100 тыс. руб., купонный доход - 15% годовых с ежегодной выплатой процентов.

З.ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа. Выпущены в 1992г. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами. ОВВЗ могут спокойно продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на ММВБ. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.

4.ОФЗ — облигации федерального займа. Выпускаются Минфином РФ. Это именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга. Их можно приобрести на ММВБ, а основным видом дохода с них будет считаться переменная или фиксированная (устанавливается заранее) купонная ставка.

Внешние займы.

Кредиторы РФ: Международный валютный фонд, Лондонский клуб, Парижский клуб.

Россия приняла на себя внешний СССР - 96 миллионов долларов. Государственным долгом РФ является долговые обязательства РФ перед

физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, Международными организациями, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, т.е. государственный долг.

Государственный долг -это сумма займов и кредитов плюс процентов по на определенную дату и плюс сумма гарантии. Внешний долг РФ (окт. 2014) -678435 млн. $.

РФ как гарант гражданско-правовых обязательств.

Государственная гарантия -это способ обеспечения гражданско-правовых

обязательств, в силу которого РФ дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицу, которому дана гарантияза обязательства перед третьими лицами. (Например: предприятие - заемщик, банк - кредитор, а государство – гарант(получателя) обязательств предприятия перед банком)

Гарантия предоставляется на конкурсной основе.

Общая сумма гарантий включается в государственный долг РФ.

При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое

состояние предприятия.

Государственные гарантии направлены на поддержку малого предпринимательства и сельского хозяйства.

РФ как кредитор,

В качестве заемщиков средств Федерального бюджета могут выступать:

1) Бюджетные учреждения.

2) Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3) Юридические лица (коммерческие предприятия и организации).

4) Органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Государственный кредит выделяется на принципах:

1. Возвратности;

2. платности (льготный ссудный % или без %);

3. обеспечение (залог имущества или без обеспечения);

4. срочности (в большинстве случаев предоставляется на год);

5. целевой характер кредита:

- сезонная закупка сырья для производства товаров народного потребления;

- создание межсезонных запасов топлива;

- осуществление высокоэффективных проектов;

- развитие межфермерской кооперации;

- кредитование строительства ж илья на селе или в пригороде

Целевое использование контролирует Федеральное казначейство. Государственное кредитование эффективней бюджетного финансирования,

т.к. экономятся бюджетные ресурсы.

Страхование.

В небюджетные социальные фонды.:

I Пенсионный фонд.

Образован в 1990 году. Важнейший принцип нового пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путём перераспределения во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, т.е. где бы человек не жил, даже за границей, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определённый прожиточный минимум в будущем. Средства пенсионного фонда

Используются:

1) Выплата пенсии по старости (при достижении определённого возраста).

2) Выплата пенсии по инвалидности.

3) Выплата по потере кормильца.

4) Пенсии военным.

5) Пособия пострадавшим на аварии Чернобыльской АЭС. и другие виды пенсии.

II. Фонд социального страхования.

Образован в 1992 году.

Основные задачи фонда:

1) Обеспечение гарантированных пособий.

2) Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников.

3) Подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Средства фонда социального страхования

Используются:

1) Выдача пособий по листу временной нетрудоспособности.

2) Пособия по беременности и родам.

3) Пособия при рождении.

4) Пособие на погребение.

5) На санаторно-курортное лечение.

6) Физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: