Собственный капитал коммерческой организации представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств организации (расчет производится на основе данных бухгалтерского баланса).
По своему составу собственный капитал подразделяется на постоянный и переменный.
Постоянный капитал – это уставный капитал.
Переменный часть собственного капитала зависит от финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли или убытка) и состоит из:
добавочного капитала, резервного капитала и специальных фондов.
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход, произведенный в сфере материального производства.
Национальный доход проходит последовательно стадии распределения, т.е. создание и перераспределение.
В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд.
|
|
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе
Профицит бюджета: доходы превышают расходы.
Дефицит бюджета: расходы превышают доходы.
Функции бюджета
1. Перераспределение национального дохода.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.
С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проходящие одновременно и непрерывно стадии:
• Образование доходов бюджета;
• Использование бюджетных средств (расходы бюджета).
2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
Происходит в ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств.
Доходы бюджета - экономические отношения между государством, с одной стороны, и предприятиями, и гражданами, с другой, - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий. Существует зависимость между величиной изъятия в бюджет части
прибыли и заинтересованности предприятия в результатах работы.
Взаимозависимость - это налоговая политика государства.
|
|
Расходы бюджета - экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и организациями, учреждениями и гражданами, с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.
Путем централизации в бюджете части функций ресурсов государство получает возможность обеспечить денежными средствами общегосударственные потребности - ускорение развития отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки, обеспечение обороноспособности страны.
3. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление
социальной политики государства.
Национальный доход распределяется по территории страны, а также из производственной в непроизводственную сферу.
В бюджете создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры.
4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов
денежных средств.
Контролирует денежные средства Федеральная налоговая служба, Департамент по контролю и аудиту, казначейство, Таможенное управление, Счетная палата.
Основные задачи бюджетной политики государства
1. Обеспечить финансовую стабильность, то есть предпринимать меры к укреплению денежной системы, как основы успешного проведения экономических реформ.
2. Стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальный доход.
3. Сократить непроизводительные дотации отраслям сферы материального производства.
4. Укрепление доходной части бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиление контроля за уплатой налогов.
Бюджетная система РФ
Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, а также бюджетном кодексе.
Бюджетная система РФ
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Консолидированные Федеральный бюджет РФ формируется и принимается каждые 3 года рассматривается и не утверждаются законодательными органами власти.
Консолидированный бюджет, в первую очередь, является статическим сводом бюджетных показателей, характеризующим данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования.
По территории РФ в целом и по отдельным субъектам РФ подсчитываются эти показатели.
Минфин РФ обязательно составлять отчет по исполнении консолидированного бюджета РФ.
Показатели консолидированного бюджета РФ используют:
1. В бюджетном планировании;
2. При анализе формирования и использования Централизованного финансового фонда страны;
3. В перспективном финансовом планировании (расчет ВВП, прогнозы экономического и социального развития);
4. 4. При расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны (затраты на одного жителя в здравоохранении).
Принципы функционирования бюджетной системы РФ
1. Принципы единства бюджетной системы (общая правовая база, т.е. единая денежная система, формы бюджетной документации - единые бланки, единый порядок финансирования и ведения бухгалтерского учета).
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы РФ (федеральный, территориальный, местный бюджеты).
3. Принцип самостоятельности всех бюджетов (каждый субъект и т.д. самостоятельны в рамках закона).
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
5. Принцип сбалансированности бюджетов.
6. Принцип прозрачности бюджетов.
7. Принцип общего покрытия расходов бюджета (расходы должны покрываться общей суммой доходов).
8. Принцип гласности.
|
|
9. Принцип достоверности бюджета (реальность расчета дохода и расхода бюджета).
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Доходы федерального бюджета
I. Налоговые доходы (примерно составляет 83%): налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы, НДФЛ, государственные пошлины и пр.
Перечень и ставки налогов определяются налоговым законодательством РФ и др. нормативными законодательными актами.
II. Неналоговые доходы (7,7%):
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности:
а) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
б) часть прибыли государственных унитарных предприятий
(Водоканал, Электросеть и др.);
в) часть прибыли Центробанка РФ;
г) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (дивиденды по акциям Сбербанка, доходы от сдачи в аренду);
д) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями (таможенные процедуры, платежи ГИБДД)
2. Штрафные санкции, возмещение ущерба (административные штрафы),стоимость кладов, стоимость реализованного, конфискованного имущества;
3. Доходы от внешней экономической деятельности (поступления средств от централизованного экспорта).
III. Доходы целевых бюджетных фондов (9%), например, федеральные дорожные фонды, экологический фонд, фонд развития таможенных систем.
Виды расходов Федерального бюджета
1. Государственное управление.
Обеспечение деятельности Президента РФ, органов исполнительной и законодательной властей, функционирование федеральной судебной системы.
2. Международная деятельность.
Финансовое обеспечение, реализация межгосударственных соглашений, взносы в международные организации.
3. Национальная оборона;
а) расходы на содержание армии
б) расходы на покупку вооружения и военной техники
в) расходы на капитальное строительство
4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
государства:
а) МВД
б) ФСБ
5. Фундаментальные исследования и содействия научно-техническому
|
|
прогрессу:
а) наука, научно-исследовательские институты и
б) различные эксперименты.
6. Промышленность, энергетика, строительство.
Бюджетные средства на те строительные объекты, перечень которых утвержден Министерством экономического развития РФ по согласованию с Минфином РФ. Выделяются кредиты (под небольшие проценты) для предприятий.
7. Сельское хозяйство и рыболовство.
8. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, картография и геодезия.
9. Транспорт, дорожное хозяйство и связь.
10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий.
а) МЧС
б) строительство дамб
в) финансирование (предупреждение) стихийных бедствий
11. Образование.
Строительство новых школ.
12. Культура и искусство.
В основном музеи, кинотеатры и т.д.
13. Здравоохранение и физическая культур а.
14. Социальная политика.
15. Обслуживание государственного долга.
Возврат долгов.
16. Финансовая помощь бюджетам других уровней.
17. Исследование и использование космического пространства.
18. Утилизация и ликвидация вооружения (изготовленное в 60-70 г.г. 20 в.)
19. Расходы целевых бюджетных фондов.
Налоговая система государства
Налоговая система включает: федеральные, региональные, местные налоги.
Уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы.
От величины налогового бремени (суммы всех налогов) зависит объем изымаемых в бюджет средств. Связь этих показателей носит сложный характер.
По мере роста ставок налога налоговые поступления в бюджет растут до определенного уровня, а затем снижаются до нуля, т.к. более высокие ставки налогов сдерживают хозяйственную активность налогоплательщиков, и налоговая база сокращается.
Низкие ставки налога создают стимул к работе, инвестициям.
Функции налогообложения:
1. Фискальная функция - наполнение государственной казны (бюджет)).
2. Регулирующая функция - с помощью налогового механизма государство стремится регулировать и стимулировать развитие
экономики и социальные процессы:
Подфункции:
а) стимулирующая - предоставление льгот по налогам (сельскохозяйственные предприятия, предприятия, где работают инвалиды - 70%);
б) дестимулирующая - введение повышенных ставок налогов в целях препятствия каким-либо процессам (повышение таможенных пошлин на продажу иномарки);
в) воспроизводственные назначения – перераспределение налогов на нужды гос. Экономики средства государствееных бюджетных фондов используются строго на определенные цели (государственный дорожный фонд: ремонт, строительство дорог).
3. Распределительная функция - реализуется через акцизы, таможенные пошлины, НДФЛ - перераспределение от обеспеченных слоев малоимущим (вычеты, у кого есть дети).
4. Контрольная функция - проверяя правильность начисления налогов, налоговый инспектор проверяет деятельность предприятия.
5. Поощрительная функция - льготы по налогам героям СССР, людям, имеющим заслуги перед Отечеством.