Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.

Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост, как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы не манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек – живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же под-верженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.

В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма спортсмена (В.С.Мищенко, 1990; А.И.Шамардин, 2000). Высокий уровень функциональной подготовленности является основой для роста спортивного мастерства, предпосылкой высокой специальной физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам (П.В.Поляков, 1998).

Каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы. Например, такое двигательное качество, как выносливость, и все ее разновидности в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития основных механизмов энергообеспечения – анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в обеспечении работоспособности спортсмена будет определяться спецификой вида спорта, что будет определять «функциональную специализацию». Кроме того, функциональные возможности будут определяться такими параметрами как «функциональные резервы» и способность их реализовывать – «функциональная мобилизация».

Функциональная подготовленность спортсменов. Что понимать под этим? Это важнейший вопрос, от ответа на который зависит вся методология, стратегия и тактика функциональной подготовки – процесса развития функциональных возможностей спортсменов. В этом плане весьма важно с самого начала определиться с терминологией и понятиями различных т. н. видов подготовки спортсменов.

Используемая классификация видов подготовки в спортивной дея-тельности достаточно условна и применяется с целью определенной формализации. Это целесообразно для удобства оперирования средствами и методами, определения генеральных линий в развитии того или иного компонента подготовленности спортсмена на определенном этапе подготовки.

Традиционно формально выделяют физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. Как видим, такого вида подготовки, как функциональная, к настоящему времени специально не обозначается. Лишь в единичных работах (А.А.Сучилин, 1997) все же обнаруживается такой подвид – функциональная подготовка. Правда, в ее объем включается только аэробная производительность.

Имеет смысл разобраться, почему это происходит. В этом плане весьма показательно, что еще в 1925 году вышла работа Г.К.Бирзина «Сущность тренировки», где впервые охарактеризованы две основные стороны спортивной тренировки – «техническое совершенство» и «физиологическая тренировка». Весьма примечателен последний термин - «физиологическая тренировка». Позже Л.П.Матвеев (1967) трактует его как «физическую подготовку», на наш взгляд, сузив сущность данного процесса. Вернее было бы, в соответствии с современными представлениями, трактовать его как «функциональную подготовку».

К настоящему моменту не сложилось четких общепринятых трактовок и определений «функциональная подготовка» и «функциональная подготовленность» спортсмена. Само понятие функциональная подготовленность весьма сложно и многозначно. В научной и методической литературе по теории и методике спортивной тренировки встречаются самые разные определения этого понятия. Различно и содержание, которое авторы вкладывают в это понятие. Одни авторы под функциональной подготовленностью понимают лишь уровень аэробной производительности, другие несколько расширяют его, но также ограничиваются уровнем развития и показателями энер-гообеспечения мышечной деятельности, добавляя сюда же некоторые показатели, отражающие реакцию внутренней среды на нагрузки. Другие авторы, говоря о функциональной подготовленности, сужают вопрос исключительно до степени готовности вегетативного обеспечения мышечной работы (В.С.Мищенко, 1990; С.Ю.Тюленьков, 1996, 1997; А.А.Сучилин, 1997; В.Н.Шамардин, В.Г.Савченко, 1997).

Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности (А.И.Шамардин, 2000). В этом плане наиболее точно и полно понятие функциональная подготовленность отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов — это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловли-вают эффективность соревновательной деятельности» (В.С.Мищенко, 1990).

Наиболее всестороннее представление о функциональной подготов-ленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В.С.Фоминым (1984). Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается им как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.

Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата (В.С.Фомин, 1984, 1986).

В общем виде проблема готовности к любому виду деятельности рассматривается как проблема нахождения путей реализации потенциальных возможностей человека в определенных условиях деятельности (Е.Г.Козлов, 1978).

В нашем понимании функциональная подготовленность спортсменов это способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) (И.Н.Солопов, 2001).

В широком аспекте понятие «тренированность», «подготовленность», «адаптированность» спортсмена вполне возможно обозначить как функциональная подготовленность. Здесь весьма много параллелей и по большому счету отдельные компоненты функциональной подготовленности являются основой, базой отдельных компонентов спортивной подготовленности. В этом отношении по-нимание тренированности, как состояния, характеризующегося сбалансированным взаимодействием функциональных систем, обеспечивающих возможность проявлять оптимальную и максимальную работоспособность в различных условиях окружающей среды (А.В.Коробков,1972), представляется вполне логичным и адекватным.

Как уже отмечалось, в физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психическую подготовку. Вышеизложенное позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.

Так, техническая подготовленность базируется на определенной го-товности организма, и определенных его функциональных систем, осуществлять управление сокращениями мускулатуры – готовности моторных зон ЦНС координировать мышечные сокращения, а мышц - сокращаться (функционировать) в определенном режиме. Физическая подготовленность есть качественная характеристика готовности целого ряда систем и органов выполнять свою функцию: сила – в основном, функция мышц, быстрота – функция мышц и ЦНС: выносливость – функция систем, продуцирующих энергию и поддерживающих гомеостаз: ловкость (координационные способности) - функция ЦНС. Психическая и тактическая подготовленность – функция ЦНС и ее высших отделов.

Еще один компонент функциональной подготовленности – энергети-ческий. Уровень развития основных механизмов энергообеспечения является основной и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует сказать, что и другие компоненты функциональной подготовленности так или иначе увязаны с выполнением двигательного акта.

Отсюда вполне понятно, что все компоненты функциональной подготовленности в спорте развиваются практически единственным средством - мышечными нагрузками определенным образом организованных в рамках специфической биомеханической структуры, т.е. – физическими упражнениями.

Ю.В.Верхошанский (1988) отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации. В связи с этим, основное внимание в тренировочном процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента – физической подготовленности.

Однако следует помнить, что подготовка спортсмена должна ориен-тироваться на развитие и совершенствование именно тех функциональных резервов и процессов в организме, которые, в основном, обусловливают специфическую работоспособность. Несомненно, при использовании только физических упражнений все эти процессы совершенствуются, как результат процесса адаптации к мышечной деятельности, физическим нагрузкам. Вместе с тем, эффективность подготовки и самого процесса адаптации возможно существенно повысить при использовании целенаправленных, дополнительных средств воздействия на различные стороны функционирования организма.

В современных условиях это особенно актуально. В настоящее время объемы и интенсивность тренирующих нагрузок в спорте достигли критических величин, дальнейший рост которых существенно превышает ресурсы физиологических возможностей организма человека и лимитируется социальными факторами (В.Н.Платонов, 1988, 1997; А.И.Шамардин, 2000; И.Н.Солопов, Е.С.Садовников, 2000; В.К.Бальсевич, 2001; А.А.Шамардин и др., 2008; Е.П.Горбанева, 2008; И.Н.Солопов и др., 2009). В связи с этим весьма остро встает задача разработки новых технологий оптимизации процессов адаптации, поиска альтернативных подходов к использованию эффективных дополнительных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок и повысить эффективность специфической мышечной деятельности в спорте (И.Н.Солопов, 1998; А.И.Шамардин, 2000; В.К.Бальсевич, 2001). Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, самого широкого спектра эргогенических средств, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений.

Уровень функциональной подготовленности является биоло-гической базой для других видов спортивной подготовки. Функциональная подготовленность может быть общей и специальной. Задачей развития общей функциональной подготовленности является формирование кислород-транспортных систем и утилизации кислорода, обеспечивающих рост аэробных резервов организма, энергообеспечения, нервно-мышечной, гормонально-гуморальной систем.

Это может быть обеспечено посредством рационально организован-ной функциональной подготовки - планомерного, многофакторного процесса управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств и методов физической, технической, тактической и психической подготовки. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства (Л.Р.Кудашова, 2000).

Вместе с тем, традиционно сложившаяся классификация в системе подготовки спортсменов умаляет значимость функциональной подготовки, как для тренера, так и для спортсмена, что часто приводит к негативным последствиям: срыву механизмов адаптации и развитию перетренированности, остановке роста физиологических резервов, снижению работоспособности и ухудшению спортивных результатов (Л.Р.Кудашова, 2000). В настоящее время большинство тренеров-практиков отмечают ключевое значение для становления спортивного мастерства именно функциональной подготовки, которая, вместе с тем, не выделяется в отдельный вид ни структурно, ни организационно.

В последнее время появились предложения дополнить пред-ставления о структуре подготовленности спортсменов еще и функциональным компонентом (С.Ю.Тюленьков, 1996, 1997; П.В.Поляков, 1998; А.И.Шамардин, 2000; Л.Р.Кудашова, 2000). Выделение в специальный раздел занятий процесса функциональной подготовки имеет смысл в том плане, что развитие функциональных возможностей должно обеспечивать формирование всех остальных компонентов мастерства, являясь для них базой.

Вместе с тем, нельзя изолировать, обособлять процесс функциональной подготовки. В спортивной деятельности синхронно и гармонично совершенствуются все компоненты подготовленности. Эта синхронность и гармония - одно из основных условий эффективного повышения спортивного мастерства (В.С.Фомин, 1984).

Мы считаем, что функциональная подготовка должна осуществляться планомерно и комплексно при использовании широкого спектра самых разнообразных упражнений и средств. Следует отметить, что для совершенствования функциональных возможностей должны применяться не только традиционные средства из арсенала физической, технической, тактической и психической подготовки, но и современные технологии и средства целенаправленного воздействия на отдельные функциональные системы (эргогенические средства), в основном - на определяющие и лимитирующие спортивную работоспособность (И.Н.Солопов и др., 1993, 2009; А.А.Шамардин, 1999; А.И.Шамардин, 2000; А.И.Шамардин и др., 2000; И.Н.Солопов, 2004, 2007). Безусловно, они должны применяться в сочетании с физическими упражнениями (за которыми должен оставаться приоритет) и использоваться как дополнительные факторы, способствующие расширению границ адаптации и повышению физиологических резервов организма.

Еще один важнейший аспект функциональной подготовки – это адекватные диагностика и контроль всех сторон функционального состояния, которые имеют крайне важное, ключевое значение при управлении тренировочным процессом.

Эффективность тренировочных средств прямо связана с учетом и использованием в планировании информации о закономерностях адап-тационных процессов в ответ на тренирующие воздействия. Такую ин-формацию можно получить только при своевременном использовании объективных средств контроля, что в свою очередь определяет необходимость нахождения информативных и надежных показателей, характеризующих различные стороны функциональной подготовленности спортсменов.

Это предопределяет необходимость комплексного подхода к оценке функциональных состояний и функциональной подготовленности в це-лом. Тем более, что собственно величину физической работоспособности нельзя считать информативным без учета определяющих ее факторов: не всякое увеличение физической работоспособности следует оценивать положительно, так же как не всякий вариант ее уменьшения – отрицательно (О.П.Аверина и др., 1988). При оценке физической работоспособности следует учитывать, что высокий ее уровень у разных спортсменов достигается при различной степени развития разных факторов (И.В.Аулик, 1979; В.С.Мищенко, 1990).

Известно, что специфика мышечной деятельности и вся направлен-ность тренировочного процесса определяют особенности диагностики физического состояния, использование методов контроля за адаптацией тех систем и функций организма, которые являются ведущими в данном виде или группе видов спорта, объединенных характером двигательной деятельности: (Ф.А.Иорданская, 1984, 1997; В.С.Фомин, 1984; О.М.Шелков, В.А.Булкин, 1997; А.И.Шамардин, 2000, 2010). Вследствие этого, при организации комплексного контроля необходимо четко представлять, какие именно факторы и частные показатели имеют ведущее значение для обеспечения высокой физической работоспособности на различных этапах подготовки у спортсменов разной спортивной специализации.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: