Признание научных заслуг

 

Как показал опыт, научные достижения нельзя дарить. Свое удовлетворение

работой толкового младшего коллеги можно выразить щедрой похвалой в

присутствии его товарищей, повышением в должности или в зарплате. Но если

его вклад - как бы важен он ни был - не выходит за рамки административных

обязанностей или чисто преподавательской работы, вознаграждение не должно

принимать форму соавторства в научной работе (в том случае, разумеется,

когда он действительно не принимал непосредственного участия в

соответствующей работе). Я убедился, что в следовании принципу "каждому по

заслугам" нельзя идти на компромисс. Научные заслуги существенно отличаются

от достижений в других сферах деятельности.

Молодой человек, жаждущий увидеть свое им; напечатанным, как правило,

не находит в себе сил воспротивиться предложению выступить соавтором статьи,

к под готовке которой он имел весьма косвенное отношение. Но с течением

времени он начинает испытывать чувство неловкости и высказывать

неудовлетворенность такой организацией дела, которая не дает ему возможности

внести более адекватный вклад в исследовательскую работу. В то же время в

связи с публикацией имен всех тех, кто по настоящему причастен к научному

исследованию, возникают в высшей степени деликатные проблемы. При совместной

работе над темой практически невозможно бывает определить вклад каждого

члена исследовательской группы. Кроме того, постоянная озабоченность

признанием своих заслуг действует раздражающим и разлагающим образом. Мои

заметки по психологическим аспектам научного исследования были бы неполными,

если бы эта чрезвычайно деликатная тема осталась без внимания. Именно

поэтому я предложил всесторонне обсудить этот вопрос на конференции

сотрудников института. Были предложены различные варианты, и в конце концов

единогласное одобрение получили три правила:

1. Каждому члену группы, если он того пожелает, должна быть

предоставлена возможность провести те или иные самостоятельные наблюдения и

опубликовать их результаты под своим именем. Тем самым устраняется всякое

ощущение, что имеет место принуждение к совместной работе в группе (участие

же в работе группы стимулируется просто "естественным отбором", то есть

включением в ее состав только тех ученых, которые в любом случае разделяют

интересы группы). Это правило не относится к аспирантам в первые

восемнадцать месяцев обучения, когда их деятельность строго контролируется

научным руководителем.

2. Исследователь, который первым предложил тему работы или провел самое

удачное наблюдение, автоматически становится первым автором статьи, в

которой описывается эта работа. Он также решает, кто из коллег будет

упомянут в качестве соавторов и в каком порядке.

3. За редким исключением, количество соавторов не превышает трех

человек. Практика показала, что если под статьей стоит большее количество

подписей, читатель воспринимает только первую. Когда большая группа людей

работает над достаточно обширной темой, принято публиковать несколько

статей. В этом случае задача научного руководителя состоит в том, чтобы

позаботиться об упоминании, пусть в долгосрочной перспективе, в качестве

авторов всех лиц, причастных к работе, хотя в каждой отдельной публикации

может по-прежнему встречаться не более трех имен.

Такая система выглядит весьма искусственной, так что в попытках

усовершенствовать ее мы опробовали множество других способов, однако нам не

удалось придумать ничего лучшего. В своем настоящем виде эта система,

несомненно, наиболее полно отвечает интересам всех участников группы,

занятых совместными исследованиями.

Хотим мы того или нет, но решающим фактором эффективной работы группы

является справедливое распределение и признания, и ответственности за

выполнение научной работы. Обходить молчанием эти вопросы нельзя, ибо в их

разумном решении заинтересованы все ученые. С моей точки зрения, в этом

отношении в каждой группе должна быть выработана своя четко установленная

линия. С тех самых пор, как у нас было решено жестко придерживаться такой

линии, мы не сталкиваемся с серьезными недоразумениями. Бывают, конечно,

исключения, когда из трех членов группы, подписавших статью, подытоживающую

результаты их работы, каждый склонен считать свой вклад решающим. И хотя

такая точка зрения вполне естественна, но все же лучше оставлять ее при

себе.

Для многих молодых ученых чрезвычайно затруднителен бывает переход от

аспирантской работы под контролем научного руководителя к работе в составе

группы на правах полноправного ее члена. На первых порах новичок не может

делить на равных как успех группы, так и ответственность за ее неудачи.

Случается порой, что, пока дела идут хорошо, он считает себя вправе

требовать всех привилегий, которыми пользуются многоопытные члены группы, но

как только встает вопрос о возможной ошибке, начинает трогательно причитать:

"Не ругайте меня, ведь я еще маленький и делал все, как сказал папа!" Члены

группы должны отчетливо осознавать, что право на совместную публикацию

результатов предполагает равную меру как почестей в случае успеха, так и

ответственности в случае провала. Не стоит и говорить о том, что соавтором

статьи не может быть тот, кто всецело не согласен с ее содержанием.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: