Конкурентоспособность отдельной услуги определяется как ее преимущество по сравнению с какой-то другой услугой (аналогичной по назначению или ее заменителем) при решении потенциальным ее потребителем своих проблем.
Понятие конкурентоспособности фирмы гораздо сложнее и трактуется весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность фирмы может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
М.Портер исходит из основополагающего принципа при определении этого термина: конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности, фирмы должны постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании, имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.
|
|
Конкурентоспособность - понятие относительное, одна и та же сервисная фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет.
Конкурентное преимущество (конкурентоспособность) одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. При этом обе фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла.
Конкурентоспособность фирмы напрямую зависит от конкурентной среды в стране расположения фирмы.
М.Портер предложил оригинальную концепцию конкурентного преимущества страны. Ее основу составляет идея так называемого "национального ромба", раскрывающего четыре свойства (детерминанта) страны, формирующих конкурентную среду, в которой действует фирма этой страны (рис. 21.1). Национальный ромб" характеризует систему детерминантов конкурентного преимущества, компоненты которой (как и в любой системе), находясь во взаимодействии, создают эффект целостности (эмерджентности), то есть усиливают, либо ослабляют потенциальный уровень конкурентного преимущества фирм этой страны. Что же представляют собой эти детерминанты?
Рис. 21.1. Детерминанты конкурентного преимущества страны ("национальный ромб")
Параметры факторов представляют собой материальные
(вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном
процессе фирмы, а так же в стране ее базирования. В зависимости
от конкретных значений этих факторов фирма может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентного преимущества условия производства.
|
|
Стратегия фирм, их структура и соперничество. Речь идет о конкурентной борьбе, когда акции и контракции фирм-соперников приводят к созданию новых условий функционирования фирм.
Параметры спроса: требовательность покупателей к качеству услуг, эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности, национальные обычаи и традиции; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, его величину и их динамику.
Родственные и поддерживающие отрасли, их наличие в национальной экономике обеспечивает фирму необходимыми материалами, информационными объектами, является непременным условием поддержания конкурентоспособности каждой отдельной фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.
Если к "национальному ромбу" добавить еще три детерминанты, то мы получим рис. 21.2
Рис. 21.2. Общая система условий конкурентоспособности для этапа формирования рыночных отношений
Конкурентное преимущество фирмы характеризует продуктивность использования ресурсов и выявляется в сопоставлении с другими хозяйствующими субъектами (фирмами, для отрасли - отраслями). Базисная фирма, с которой производится сравнение, должна отвечать таким требованиям: идентичность характера удовлетворяемой потребности, идентичность "профиля" потребителей, идентичность фаз жизненного цикла фирмы.
Если соблюдаются эти условия, уровень конкурентного преимущества фирмы может быть оценен как отношение рентабельности фирмы к аналогичному показателю фирмы-лидера, исчисленному за длительную - стратегическую перспективу.
Высокий уровень конкурентного преимущества фирмы сохраняется, если его источники постоянно расширяются и совершенствуются. Однако сохранение конкурентного преимущества сопряжено с выявлением и отражением многочисленных угроз, возникающих в разных детерминантах.
Основными причинами утраты конкурентоспособности являются:
ухудшение факторных параметров (снижение квалификации кадров, возрастание издержек производства, ухудшение оборудования и т.п.);
утрата "местными" потребителями (клиентами этой фирмы) своей требовательности по сравнению с потребителями других фирм (потеря доверия со стороны передовых местных потребителей - новаторов и суперноваторов);
технологические изменения, ведущие к возникновению непреодолимых недостатков в специализированных производственных факторах, или необходимость новых, пока отсутствующих поддерживающих отраслей (например, необходимость изыскания и исследование нетрадиционных источников энергии);
цели компании, ограничивающие темпы инвестиций (например, политика "снятия сливок"; нежелание перемен из-за боязни утраты доходов; политика "быстрой компенсации затрат" и т.п.);
утрата фирмами способности к быстрой адаптации (устаревшие системы управления фирмой, моральный и физический износ оборудования, устаревание знаний и умений персонала и т.п.);
ослабление внутренней конкуренции (стремление к олигополии, усиление монополизма, правительственные субсидии отдельным фирмам и т.д.).
Рис. 21.3. Жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы.
В связи с этим введено понятие жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. Продолжительность его для разных фирм будет разной. Однако характер кривой, описывающей жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы примерно один и тот же для фирм, функционирующих в устоявшихся условиях деятельности. Назовем такой цикл по аналогии с жизненным циклом услуги традиционным (рис. 21.3).
|
|
Возможны и другие виды жизненного цикла конкурентоспособности фирмы, обусловленные различными, в том числе и форс-мажорными обстоятельствами, складывающимися в стране и за рубежом, в различных секторах экономики или в самих фирмах.
Выделим этапы (фазы) традиционного жизненного цикла конкурентоспособности фирмы, а также соответствующие этим фазам наиболее вероятные функции, описывающие динамику конкурентного преимущества фирмы на каждой из этих фаз (табл. 21.2).
Можно предположить, что кривая, изображенная на рис. 21.3, не является непрерывной. Она состоит из участков, каждый из которых описывает зависимость уровня конкурентного преимущества от условий, возникающих в тот или иной отрезок времени. Эти условия создают определенные предпосылки для темпов изменения уровня конкурентоспособности.
Итак, этапы жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы.
1. Зарождение конкурентного преимущества фирмы. На этом этапе начинается формирование стратегического потенциала фирмы. Инвестиции направляются в первую очередь в наиболее значимые элементы стратегического потенциала, способные в короткое время создать базис для конкурентоспособности фирмы. Одновременно фирма прилагает усилия для поиска и реализации наиболее предпочтительных для себя условий, формируемых (или уже сформированных) детерминантами "национального ромба".
2. Ускорение роста конкурентоспособности. Этот этап характеризуется существенным усилением стратегического потенциала фирмы за счет интенсификации инвестиционной деятельности, стимулируемой параметрами спроса на услуги фирмы. Отдельные элементы стратегического потенциала фирмы складываются в систему, между ними возникают устойчивые связи, позволяющие получить эффект целостности, существенно усиливающий конкурентоспособность фирмы. Кроме того, усиливается взаимодействие фирмы с родственными и поддерживающими отраслями и повышается степень агрессивности конкурентной стратегии фирмы.
|
|
Таблица 21.2
Функции, отражающие динамику конкурентоспособности фирмы по этапам жизненного цикла
3. Замедление роста конкурентоспособности. Оно может стать следствием начала проникновения на рынок большего, чем ранее, числа конкурентов, появлением более сильных соперников. В связи с этим некоторые элементы стратегического потенциала фирмы перестают соответствовать изменившейся ситуации. Фирма вынуждена вкладывать дополнительные средства в обновление технической базы, повышение уровня технологии, совершенствование кадрового потенциала. Это несколько снижает рентабельность услуг. Однако соперничество в конкуренции еще не столь сильно, чтобы лишать фирму лидерства.
4. Зрелость конкурентного преимущества фирмы наступает в результате напряжения всех основных сил фирмы. Некоторые соперничающие фирмы, не выдержав конкуренции, ушли с рынка. Случай помог фирме использовать нетрадиционное средство хозяйствования. Правительство изменило денежно-кредитную политику, что позволило фирме получить на более выгодных условиях кредит, необходимый для поддержания на соответствующем уровне важнейших элементов стратегического потенциала. Все это позволило достичь наивысших значений уровня конкурентоспособности фирмы и поддержание в течении определенного периода максимальной продуктивности использования своих ресурсов. Вместе с тем, к концу этого периода стали заметны отрицательные тенденции, свидетельствующие о "начале конца" конкурентного преимущества на рынке доминирующее положение стали занимать более могущественные соперники.
5. Спад (утрата) конкурентного преимущества фирмы н аступает, главным образом, за счет агрессивной политики соперничающих фирм, а так же за счет старения ресурсов фирмы. Это относится как к вещественным (материальным), так и к кадровым, информационным, организационнымресурсам. Руководство и управленческие службы фирмы не смогли своевременно принять адекватные меры по своеобразному ремаркетингу или поддерживающему маркетингу конкурентного преимущества фирмы.
Таким образом, можно заключить, что конкурентное преимущество той или иной фирмы не может быть поддержано без постоянного совершенствования всех детерминантов «национального ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, чтобы иметь возможность, систематически анализируя микро- и макроэкономическую ситуацию в стране, достигать необходимого конкурентного статуса, то есть положения (позиции) в отрасли, обеспечивающего длительное процветание фирмы.