Политическая культура — по Г. Алмонду и С. Вербе — совокупность личных позиций и ориентации членов конкретной политической системы. Это субъективная сфера, создающая первооснову политических действий и придающая им смысл. Личные (индивидуальные) ориентации относительно разных политических объектов включают в себя: познавательные (истинное/ложное знание о явлениях, событиях, идеях); аффективные (чувство коммуникации, вовлеченности, противодействия по отношению к политическим объектам); оценочные (суждения и мнения об объектах, предполагающие применение определенных критериев).
Гражданская культура (англ. civic culture) — 1) смешанный тип политической культуры (по Г. Алмонду и С. Вербе), в котором наряду с преобладанием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация ни практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элемент*! приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда — наличие умеренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); считается наиболее подходящей для стабильного демократического устройства; 2) обозначение политической культуры развитых демократий (в особенности американо-британской).
|
|
Политическая культура - исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения. Она выступает в трех основных формах: духовной, предметной и функциональной.
Элементы политической культуры.
ü Когнитивный – доминирующие в обществе или группе типичные представления о политической жизни.
ü Нормативно-оценочный – нормы ценностей, идеалы, эталон на основе чего субъект делает оценку события.
ü Эмоционально-психологический – чувства, переживания.
ü Установочно-поведенческий – стереотипы поведения, политической установки.
Типология.
ü Приходская или патриархальная, не выходящая за рамки общины, деревни, региона.
ü Подданническая – ориентированная на сильную политическую систему, личность.
ü Партиципаторная (активистская) ориентированная на активную жизненную позицию.
ü Гражданская (см. выше)
Есть другие подходы к типологии политической культуры.
Политическая социализация (лат. socialis — общественный) — процесс постепенного усвоения стандартов (ценностей, норм, установок, образцов поведения) сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции. Развитие данного процесса происходит в трех сферах: деятельности, общения, самосознания. Значение политической социализации определяется тем, что это: 1) средство сохранения и изменения политической культуры; 2) существенный компонент общей социализации индивида; 3) главная детерминанта политического поведения человека.
|
|
Агенты социализации (лат. agens — действующий) — семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ, неформальные ассоциации и группы интересов, отдельные явления и события (политический кризис, революция, репрессии, голод и пр.), способные кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Любому периоду жизни — дотрудовому (дополитическому), стадии зрелости, послетрудовому (это не означает обязательное отчуждение личности от политики) —; соответствует свой набор таких агентов.
Политическая мобилизация (лат. mobilis — подвижный) — 1) сосредоточение и задействование субъектом (актором) политики различных материальных и людских ресурсов для достижения своих целей прежде всего путем создания массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финансовыми и информационными источниками; 2) организация партиями и движениями высокого уровня политического участия своих сторонников для победы на выборы или для достижения и демонстрации согласия с предложенными программами и мероприятиями. Политическая мобилизация осуществляется с помощью: разных форм принуждения, индокринации (т.е. сильной идеологизации) масс, использования авторитета.