Свобода – самостоятельное распоряжение человеком своей судьбой, возможность выбора жизненного пути, реализации своей воли.
Противоположностями свободы являются:
- фатализм – вера в неизбежность судьбы, отказ от сопротивления обстоятельствам;
- волюнтаризм – стремление навязать собственную волю другим.
Границей свободы одного человека является свобода другого.
Свобода предполагает ответственность, так как, если человек самостоятельно и свободно делает свой выбор, то отвечать за себя должен он сам.
Тема 11. Учение о познании
План изучения
1. Сущность познания, его этапы.
2. Познание и практика.
3. Проблема истины.
Сущность познания, его этапы
Познание – это активный поиск и обретение человеком знаний, специфическая форма его деятельности.
Познание всегда предполагает переход от улавливания внешних свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. Это дает человеку знание сущности («тайны») вещи. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности – такова логика процесса познания.
|
|
Уровни познания
Первый уровень – чувственное познание, осуществляется с помощью органов чувств и включает в себя:
- ощущение – информация о свойствах и признаках предмета, доставляемая отдельным органом чувств;
- восприятие – целостный образ предмета, складывающийся из отдельных ощущений;
- представление – мысленный образ предмета без его присутствия.
Второй уровень – рациональное познание, осуществляется с помощью мышления – активного процесса постановки проблемы и ее решения, включает в себя:
- понятие – открывает существенный признак вещи (очень многие явления мира нельзя представить, - например, скорость света, но их можно понять);
- суждение – это такая связь между понятиями, в которой что-либо утверждается, либо отрицается (например, яблоня – это дерево);
- умозаключение (силлогизм) – это такой способ мышления, при котором из двух суждений можно непосредственно вывести третье. Например:
Все люди смертны.
Петров – человек.
Следовательно, Петров смертен.
Познание и практика
Познание тесно связано с практикой.
Практика – целенаправленная деятельность человека по преобразованию окружающей среды для удовлетворения собственных потребностей.
Роль практики в познании – из потребностей практики вышли все человеческие знания, например из потребностей торговли появилась география, из потребностей земледелия – геометрия и так далее. Также на практике проверяется правильность полученных наукой теорий и гипотез.
|
|
Проблема истины
Истина – совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью.
Но познание приводит не только к истине, но и к заблуждению.
Заблуждение – это иллюзорное представление об окружающем мире (например, заблуждением было представление о плоской форме Земли, ведь на первый взгляд так и кажется).
Истина объективна, то есть не зависит от человека, так как он открывает то, что уже было во Вселенной до него.
Относительная истина – это неполное, приблизительное, незавершенное знание об окружающем мире.
Абсолютная истина – полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте на данный момент. Завтра она может измениться, так как человек узнает все больше и больше, а Вселенная бесконечна.
Тема 12. Проблема сознания
План изучения
1. Понятие сознания.
2. Структура сознания.
3. Сознание и мозг.
4. Сознание и язык.
Понятие сознания
Проблема сознания изучается многими науками – психологией, философией, анатомией и другими. Это самая трудная проблема для любой науки, так как сознание нельзя ощутить, как какой либо предмет. Такая неопределенность не позволяет дать однозначное определение сознания.