Свобода и ответственность

Свобода – самостоятельное распоряжение человеком своей судьбой, возможность выбора жизненного пути, реализации своей воли.

 

Противоположностями свободы являются:

- фатализм – вера в неизбежность судьбы, отказ от сопротивления обстоятельствам;

- волюнтаризм – стремление навязать собственную волю другим.

 

Границей свободы одного человека является свобода другого.

Свобода предполагает ответственность, так как, если человек самостоятельно и свободно делает свой выбор, то отвечать за себя должен он сам.

 

Тема 11. Учение о познании

 

План изучения

1. Сущность познания, его этапы.

2. Познание и практика.

3. Проблема истины.

 

Сущность познания, его этапы

Познание – это активный поиск и обретение человеком знаний, специфическая форма его деятельности.

Познание всегда предполагает переход от улавливания внешних свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. Это дает человеку знание сущности («тайны») вещи. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности – такова логика процесса познания.

Уровни познания

Первый уровень – чувственное познание, осуществляется с помощью органов чувств и включает в себя:

- ощущение – информация о свойствах и признаках предмета, доставляемая отдельным органом чувств;

- восприятие – целостный образ предмета, складывающийся из отдельных ощущений;

- представление – мысленный образ предмета без его присутствия.

Второй уровень – рациональное познание, осуществляется с помощью мышления – активного процесса постановки проблемы и ее решения, включает в себя:

- понятие – открывает существенный признак вещи (очень многие явления мира нельзя представить, - например, скорость света, но их можно понять);

- суждение – это такая связь между понятиями, в которой что-либо утверждается, либо отрицается (например, яблоня – это дерево);

- умозаключение (силлогизм) – это такой способ мышления, при котором из двух суждений можно непосредственно вывести третье. Например:

Все люди смертны.

Петров – человек.

Следовательно, Петров смертен.

 

Познание и практика

 

Познание тесно связано с практикой.

Практика – целенаправленная деятельность человека по преобразованию окружающей среды для удовлетворения собственных потребностей.

Роль практики в познаниииз потребностей практики вышли все человеческие знания, например из потребностей торговли появилась география, из потребностей земледелия – геометрия и так далее. Также на практике проверяется правильность полученных наукой теорий и гипотез.

Проблема истины

Истина – совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью.

Но познание приводит не только к истине, но и к заблуждению.

Заблуждение – это иллюзорное представление об окружающем мире (например, заблуждением было представление о плоской форме Земли, ведь на первый взгляд так и кажется).

 

Истина объективна, то есть не зависит от человека, так как он открывает то, что уже было во Вселенной до него.

Относительная истина – это неполное, приблизительное, незавершенное знание об окружающем мире.

 

Абсолютная истина – полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте на данный момент. Завтра она может измениться, так как человек узнает все больше и больше, а Вселенная бесконечна.

 

Тема 12. Проблема сознания

 

План изучения

1. Понятие сознания.

2. Структура сознания.

3. Сознание и мозг.

4. Сознание и язык.

Понятие сознания

Проблема сознания изучается многими науками – психологией, философией, анатомией и другими. Это самая трудная проблема для любой науки, так как сознание нельзя ощутить, как какой либо предмет. Такая неопределенность не позволяет дать однозначное определение сознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: