double arrow

Философия в советское время

В советский период отечествен­ной истории (1917-1991) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для полнокровного самостоятельного суще­ствования и развития в формах различных типов, направлений и течений. В условиях отсутствия свободы интеллектуального твор­чества, находясь под жестким контролем со стороны государства и правящей партии, философия постепенно превратилась в слу­жанку политики. Она использовалась для теоретического обо­снования закономерности советского строя и раскрытия его яко­бы исторических преимуществ и великих перспектив. Крайне негативно на развитии философской мысли в нашей стране ска­залась высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Тем самым уровень философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно ска­залось на всей духовной культуре общества.

В Советском Союзе в 20-е годы единственным философским течением постепенно становился марксизм,который со време­нем обрел статус официального учения. В первые годы Советс­кой власти основную роль в его развитии играл В.И. Ленин.В стране издавались и широко распространялись работы клас­сиков марксизма – К. Маркса и Ф. Энгельса, был образован Институт философии.

В 20-30-е годы происходило активное подчинение филосо­фии политике. Многообразие мнений и течений подменялось единообразием и даже прямым администрированием. На «фи­лософском фронте» была развернута активная борьба с любы­ми отклонениями от официальной идеологической линии. В 1938 году вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)» с большой статьей И.В. Сталина «О диалектическом и исто­рическом материализме». Пропагандой она была объявлена «вершиной» творческого марксизма и положена в основу пре­подавания философии в учебных заведениях и методологии научного познания. В предвоенные годы философия в СССР в основе своей была сведена к этой статье Сталина. Ряд филосо­фов, стоявших на иных мировоззренческих позициях, либо по­гибли в тюрьмах и лагерях (П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет) либо были надолго репрессированы (А.Ф. Лосев).

После смерти Сталина (1953) и официального осуждения его культа (1956, XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Кроме «Вопросов философии» стал выходить также журнал «Фи­лософские науки», а в 60-е годы была издана «Философская эн­циклопедия» в пяти томах. В ряде университетов страны были открыты философские факультеты. Советские философы стали участвовать в международных симпозиумах и конгрессах.

В советской философии определенное развитие получило ис­торико-философское знание ( В.Ф. Асмуси др.). Происходили ис­следования в области логики (АФ. Лосев ), философских проблем естествознания
(БМ. Кедров), теории познания ( ПД. Копнин ), ис­торического материализма (ВЖ. Келле, МЛ. Ковальзон), теории человека (И.Т. Фролов), этики и эстетики (М.М. Бахтин, Л.М. Архангельский ). Под влиянием «оттепели» появились яркие и оригинальные философы

Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили. В целом же в философии по-прежнему преобладал дух апологетики(защиты, оправдания) существовавшего обще­ственно-политического строя и осмысления практики «комму­нистического строительства» в нашей стране.

В 70-80-е годы наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением она носила офи­циальный и излишне идеологизированный характер. В ней существовали культ теоретиков марксизма и некритическое, цитирование официальных материалов КПСС, речей высших руководителей страны. Существовал жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философ­ских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте – в виде канонического (нетворческого, застывшего) марксизма, превращенного в разновидность рели­гии и социального мифотворчества.

Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования – интеллектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии негативно сказались на ее развитии. В ней образовался очень большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: