Государства.- Функции государства и их классификация

1. Государственность как достижение человеческой цивилизации

Государство и иная производная от основного понятия терминология (государственность, государственно организованное общество, государственная власть, государственный аппарат, государственный закон, государственное принуждение – лишь малая толика необъятного списка) используются повсеместно как символы политико-правового объединения людей в современном мире, и уже в силу этого данное явление требует к себе особого внимания и специального изучения.

Мировое сообщество, превысившее к десятым годам III-го тысячелетия свою численность в 6,8 миллиардов человек (в 1900 году – 1,6 млрд.), разделяется (хотя вполне приемлемо и иное выражение – объединяется) на десятки государств. Среди них есть страны-гиганты, выделяемые по численности населения (Китай – 1300 млн. чел., Индия – 1 100 млн., США – 310 млн. жителей), по занимаемой территории (Россия – 17 млн. км2 (1/8 всей суши), Канада – почти 10 млн. км2, Китай – 9,6 млн. км2).

Отличаются государства по экономическому весу и степени политического влияния в мире, по числу наций и народностей, проживающих на их территории (одно- и многонациональные). Есть государства, расположенные в двух частях света (Россия, Турция, Египет), государства-карлики (города-государства), острова-государства, государства-архипелаги, государства- анклавы (страны, со всех сторон окруженные территорией других государств и не имеющие морского побережья) и государства- эксклавы, выходящие узкой полосой к морю (Молдавия, Босния и Герцеговина).

Помимо независимых стран в мире еще остаются более 40 территориальных владений, зависимых или «самоуправляющихся» территорий, большинство из которых настаивают на предоставлении им странами-метрополиями государственного статуса. К реалиям современного мира относят ситуации, при которых ряд образований с элементами государственности, оспаривающих свою принадлежность к «материнским странам» (т.е. тем, в состав которых они формально-юридически входят или входили) претендует на создание собственного государства (Приднестровье, Северное Сомали, Кашмир и др.).

Экскурс в государственно-политическую географию современности свидетельствует о том, что системообразующие процессы становления, закрепления и развития государственности, начавшиеся тысячи лет тому в недрах родового общества, далеки от завершения. Что же представляет собой государство, почему человеческие общности стремились и по-прежнему стремятся к объединению в рамках единой и всеохватывающей организации?

Длительный период в советской юридической науке (да и не только в отечественной юриспруденции) доминировал классовый подход во взглядах на государство, рассматривавших его как организацию экономически господствующего класса, создаваемую в качестве механизма подавления недовольства эксплуатируемых и принуждения к поведению, совместимому с политикой «власть придержащих». Человеческое общество, тем не менее, всегда было и есть многопорядковым, разделенным по бесчисленным признакам на весьма разнородные группы, слои, категории, общности и т.п. В современных условиях в обществе нет четко отграниченных между собой классов, но существует сложная и разветвленная социальная структура, а социальные противоречия не рассматриваются как непримиримо-антагонистические. Все это дает основания с большей степенью исторической достоверности ассоциировать государство с организацией, чья генеральная задача – обеспечение всеобщих интересов на основе правопорядка и возможностей обязывать следовать правилам, установленным данным порядком.

Ранее обращалось внимание (см. гл. 3) на универсальность государства, поскольку появление и развитие государственно образованных обществ – это не столько разрозненные факты и результаты специфического развития людских общностей в отдельно взятых регионах мира, сколько закономерность, вызванная объективными процессами общественной жизни. «Всякая форма человеческого общества, - подчеркивал видный русский мыслитель Е.Н.Трубецкой, - предполагает непременно существование такой общественной цели, которая не может быть осуществлена разрозненными усилиями отдельных лиц; общество всегда преследует такую цель, для достижения которой люди должны соединиться, образовать кооперацию». Подобная цель предполагается не переходящей, мимолетной, как, например, соединение людей, чтобы выполнить сообща какую-нибудь работу, или устроить охоту. Необходима цель постоянная, длящаяся, которая объединяет людей, заинтересованных в упорядочении их жизни, защите общих и личных благ.

В контексте рассуждений о ценности государства для человеческой цивилизации подтвердим вслед за итальянским историком и юристом Франческо Казулой, что «нас не интересует, существовало ли всегда государство или же оно появилось в один определенный исторический период жизни общества; нас интересует, однако как рождается государство, или когда народ, проживающий на определенной территории, связывает себя обязательствами – волей–неволей – иметь собственную высшую власть, изменяясь из половинчатой в государственно-организационную»[29]. В цитируемой книге приведена дата образования современного итальянского государства, вычисленная до мелочей: оно «родилось в Сардинии, а именно 19 июня 1324 года, во вторник, в осажденном лагере на холме Бонатия вблизи Кальяти, утром», когда жители Тоскании, Сардинии и Сицилии, проживающие на одной территории (хотя и без смежных границ), связали себя одними юридическими обязательствами. Временные и пространственные рамки конкретного государства, действительно, важны особенно для историко-правовых наук, но не менее принципиальным представляется выделить то общее, что свойственно процессу развития государственности.

Прежде всего, следует согласиться с признанием в рамках осмысления сути государственно-организованного общества взаимосвязанности ценностей истории, цивилизации и государственности (Л.С.Мамут, И.Ф.Ракитская и др.). С позиций современных политико-правовых ценностей государственность связывается с обретением человеком признаков цивилизованности, под которыми понимают качества саморегулируемой системы. И процесс формирования государственности представляет собой важную составляющую общего поступательного естественно-исторического развития человеческой цивилизации. Человек признает свою необходимость жить в обществе, организованном на государственно-правовых началах, что само по себе воспринимается как одна из самых существенных цивилизационных ценностей. Поскольку наряду с многообразием индивидуальных и групповых интересов и влечений в обществе всегда существуют ценности как общепринятые представления о желательном поведении и обществе в целом. И среди них те, которые ассоциируются с общими представлениями о государстве, обладающем особой властью в обществе:

- поддержание властно закрепленного порядка на определенной территории и обеспечение безопасности для населения;

- соблюдение установленных правил взаимодействия и общежития;

- противостояние разрушительному воздействию, как стихийному, так и социальному;

- принимаемое и возможное в конкретных условиях разрешение социальных противоречий;

- улучшение условий жизни человека либо хотя бы приведение их в соответствие с требованиями человеческого достоинства и естества.

Конечно же, государство является сложным и многомерным организмом и вполне допустимы «антиценности в сфере бытия государства, в самом государстве» (Л.С.Мамут). Однако такие дефектные социальные проявления встречаются не в формально-юридическом государстве (т.е. государстве вообще), а в исторически-конкретных государственных типах и формах.

 

 

2. Исторические трактовки государства и становление его современного понимания

В современном мире насчитывается около 200 государств, самому «возрастному» из которых более двух тысячелетий (Япония с неизменной императорской формой правления), а самому «юному» - всего лишь несколько месяцев (Южный Судан). А всего в истории человечества насчитывалось свыше трех тысяч государств с самыми различными формами правления, территориального устройства и политическими режимами.

В далеком прошлом государство и общество практически не разделялись, более того их отождествляли, воспринимая как органическое единство, имеющее одно высшее начало. В Древнем Китае, например, считалось, что государство является земным продолжением Неба, которое распростерло над Поднебесной свою власть. Небо рассматривалось верховной всеобщностью, универсальным регулятором, в котором соединены разум, целесообразность, добродетель и высшая справедливость, руководящая государством. В последнем властные связи уподоблялись семейным отношениям, где главным условием было беспрекословное подчинение младших старшим. Подобным образом представления о государстве как воплощении небесного царства формировались в Египте, Вавилоне, Персии, Индии и в других странах Древнего Востока.

Европейская наука о государстве закладывалась в античном обществе. В сознании мыслителей Древней Греции преобладали возвышенные представления о государстве как выразителе общих для всех свободных членов общества интересов (Платон), воплощении общего блага и справедливости (Демокрит), сообществе совершеннейшей жизни (Аристотель). Именно государство, по мнению последнего, является приучающей человека к добродетели школой.

Практицизм римлян сказался в определении ими целей государства. Оно уже не рассматривалось, как в греческих постулатах, сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. Его задачи более приземленные – быть союзом людей, желающих жить вместе. Марк Туллий Цицерон подчеркивал: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Древний Рим утверждал образ государства как определенным образом интегрированной и упорядоченной территории, где царят организованность, дисциплина и иерархия.

В средневековье Фома Аквинский вновь воскрешает идею об «общем благе» как высшей государственной цели, которая может быть достигнута соблюдением всеми предписанной Богом обязанности подчиняться правителям, олицетворяющим собой государство. Предпочтение в выборе формы государства следует отдать монархии, которая должна блюсти порядок, установленный богом.

Никколо Макиавелли одним из первых отметил несовпадение территорий проживания народов с государственными границами и сформулировал стратегию объединения политически раздробленной Италии на основе наличия следующих необходимых условий: сильный лидер; сильная национальная армия; единые символы, воссоздающие единую национальную идею; психологическое единство.

До Макиавелли для обозначения государства использовалась конкретная терминология, не обладавшая формально обобщенной понятийной силой: «полис», «полития», «цивитас», «империя», «земля», «королевство», «княжество», «деспотия», «халифат», «ханство», «республика», «правление» и др. Основатель политической науки, занявшись изучением реальной организации государства, отходит от классической традиции широкого значения государства и использует специальное понятие для обозначения верховной власти – “stati”, выводя его, вероятнее всего, от лат. “status” как устройство, структура, порядок или состояние[30].

Уже светское понимание государства, также связывая его суть с сознательными проявлениями человеческой воли ряда достижения общего блага, сосредотачивается на юридической основе высшей власти, которая призвана гарантировать равенство людей и их особый суверенитет. Государство определяется, в частности, Гуго Гроцием как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Джон Локк отстаивал убеждение в том, что государство – это совокупность людей, объединенных в одно целое под воздействием ими же самими установленного закона, создавших судебную инстанцию, которая правомочна добиваться улаживания конфликтов между ними и карать преступников. Государство, по его мнению, тем и отличается от иных форм коллективности (семей, господских имений, хозяйственных артелей), что только оно воплощает политическую власть, то есть право во имя общего блага создавать законы, вводить санкции для регулирования отношений и сохранения собственности, а также право применять силу для соблюдения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Несколько позднее на фоне социальных потрясений, вызванных последствиями буржуазных революций, заметны усилия внедрить вместо идей общественного согласия концепции, в соответствии с которыми государство является воплощением универсального разума, справедливого закона, нравственности и т.п. Оно представляет собой высшую действительность нравственной идеи (Г.Гегель), союз множества людей под управлением правовых законов (И.Кант), верховный человеческий союз, образующий единое, постоянное и самостоятельное начало (Б.Н.Чичерин).

Субъективизм таких позиций очевиден современным исследователям истоков государствоведения, он связан со стремлением выявить понятие государства не в его исторической действительности, а в идеале, через идеальные цели, которые государство должно преследовать в своем предназначении и воплощением которых обязано задаваться. В реальности государство чаще всего не является нравственным идеалом, далеко не всегда стремится к общему благу или к счастью всех своих подданных. Его назначение, указывалось в европейском государственном праве на рубеже ХIХ-ХХ веков, - служить практическим задачам – политическим, правовым и культурным. И, соответственно, для определения государства необходимо избирать те очевидные признаки, которые «не возбуждают споров» (Е.Н.Трубецкой).

Исходными характеристиками, определяющими особые черты государства, были признаны:

- власть, самостоятельная и исключительная на определенном пространстве;

- народ - совокупность лиц, подчиненная высшей власти;

- территория, на которую распространяется юрисдикция высшей власти.[31]

Собирательным прагматическим воззрением этой эпохи на государство может послужить определение, приведенное известным энциклопедическим словарем в конце ХIХ века: государство – это «организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти».[32]

Данная триада в последующем столетии присутствует в определениях государства постоянно, варьируясь в зависимости от политических воззрений составителей, тоталитарной или общедемократической фразеологии и тех задач, которые перед исследователями ставили. Особо выделяется период заидеологизированного государствоведения, для которого характерным было политическое оформление понятийного аппарата и безраздельное господство позиции, рассматривавшей государство орудием политической власти в классовом обществе. Государство объявлялось особой территориальной политической организацией, в которой материализуется публичная и суверенная власть господствующего класса, призванная обеспечить условия такого господства над всем населением.

Современные трактовки государства основываются на его видении в качестве законной и особой организации всего общества, призванной координировать интересы различных групп и слоев населения, разрешать возникающие социальные противоречия и, с помощью механизма легализованного принуждения, проводить в жизнь «общие дела».

Отметим, что следует различать два зачастую смешиваемых и нередко используемых как синонимичные понятия – «страна» и «государство». Понятие «страна» скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории), другим факторам, и, в силу этого, носит менее официальный характер. Вполне возможны случаи, когда одна страна могла быть представлена двумя и более государствами (Германия до 1990 года состояла из ГДР, ФРГ и Западного Берлина; Йемен был объединен в единое государство также в 1990 году; Корея до сих пор разделена на КНДР и Республику Корея, и т.д.). Подобное различие существует, в частности, в европейских языках. Так, в английском языке - со словами “country”, которое ближе к понятию «страна», и “state” (государство). Хотя в определенном контексте, как и в русском языке, они могут выступать как взаимозаменяемые.

История восприятия, понимания и толкования сути государства показывает, что это неоднозначное, сложное и противоречивое явление, познание которого не допускает простых либо годных на любые случаи определений, чаще всего раскрывающих существующие, но лишь отдельные признаки государства.

 

3. Определение государства

Подкрепленные идеологическим плюрализмом, утвердившимся в цивилизованных странах, многие определения государства в трудах современных юристов носят отпечаток индивидуальности, отражая тенденции к самовыражению их авторов. Чаще всего такие дефиниции пространственны и схематичны, поскольку стремление внести в них всю сумму государственных характеристик сказывается на объеме определения.

В качестве примера приведем «инструментальное» определение государства, данное одним из наиболее авторитетных исследователей проблем современного государствоведения: «государство – это универсальное политическое сообщество и одновременно организация в обществе, обладающая публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в т.ч. принудительного) воздействия (включая социально-политический арбитраж), выражающая, прежде всего (но не только) интересы доминирующего социального слоя (класса) и выполняющего общие для общества задачи. Эта организация строится на основе специальных органов, выделения управленческого персонала, использования институтов гражданства и права»[33].

Весьма убедительная формулировка понятия, хотя вряд ли ее следует рекомендовать для запоминания в учебном процессе в виду громоздкости, вызванной вполне объяснимым желанием собрать воедино совокупность необходимых показателей этого явления.

К тому же следует учитывать и то, что далеко не все принципиальные признаки государства могут быть сконцентрированы в одном, даже непомерно широком определении. Очевиден вывод – определение государства должно быть достаточно компактным, универсальным и формализованным дабы дать представление о важнейшем политико-правовом феномене, которое, тем не менее требует отдельного и развернутого анализа его сущностных черт – признаков.

При выработке определения государства следует учитывать возможное употребление его понятия в различных смыслах, что, в свою очередь, ведет и к разнобою в дефинициях.

Так, политологический подход к понятию государства рассматривает его с точки зрения власти как возможности подчинять своей воле других, заставлять других соопределять свое поведение с волей властвующего. Отсюда преобладание в определении отличительных черт государственной власти как таковой, ее выделения от иных властных институтов общества. В то же время публичная власть является составной частью общей характеристики государства, не подменяя собой иные его признаки.

Социологическое понимание государства обращено, прежде всего, к связям между государством и обществом, что фиксируется в определении роли государства как особой организации общества, призванной и способной на институциональном уровне представлять общество в целом и выступать его имени.

Общедемократическое определение государства выводится на основе соответствия установленного в стране государственно-политического режима принципам народовластия, разделения властей, верховенства закона, приоритета прав человека. В таком значении речь может идти высшем этапе в развитии государственности, закрепленным понятием «правовое государство».

Функциональный подход к определению государства сфокусирован на механизме осуществления государственной власти, который представляет собой особую систему государственных органов и учреждений, созданных в целях обеспечения основных направлений деятельности государства.

Собственно юридическая трактовка определения государства, основываясь на его теснейших связях с правом, рассматривает государство главным образом с юридических позиций как субъект права, также сужая параметры его целостной сущностной характеристики.

Учитывая вышеуказанные подходы, остановимся на формализованном определении государства как особой организации публичной власти, суверенно распространяющей ее на всю территорию и население посредством юридически обязательных велений.

4.Основные признаки государства и их характеристика

Государство осуществляет политико-правовое руководство обществом в силу обладания совокупностью характерных только для него свойств. Большая часть принципиальных признаков государства раскрывается в его конституции и важнейших законах. Государство:

· представляет собой особую властную структуру, не имеющую аналогов в обществе. Это:

- организация публичной власти, выступающей от имени народа;

- организация единой власти, объединяющей всех членов общества и само общество как цельность;

- организация универсальной власти, распространяющей свои общеобязательные веления на все общество;

- организация верховной власти, являющейся высшей по значению и силе в обществе, подчиняя себе все иные социальные организации;

- организация независимой власти, обладающей исключительным правом на ведение государственных дел;

- организация официальной власти, представляющей общество на легальных основаниях, признанной им и мировым сообществом в качестве таковой;

- организация централизованной власти, осуществляющей свои полномочия на иерархической основе, которая предусматривает упорядочение системы управленческих структур от местных до общегосударственных;

· обладает территориальным верховенством. Государство представляет собой единую пространственную организацию публичной власти с собственным административно-территориальным делением и системой органов, учреждаемых и действующих в соответствии с этим органов. Территория является местом сосредоточения членов общества, материальной базой их объединения, необходимым условием для формирования государственности и формальным пределом государственной власти. Государственное пространство составлено единством сухопутной, водной и воздушной территорий, находящихся под исключительной властью государства и в пределах определяемых им и международными соглашениями границ. В государственную территорию включают также недра, континентальный шельф и территории с особым государственно-правовым режимом.

· обладает личностным верховенством, т.е. объединяет своей властью и защитой население – всех людей, постоянно или временно находящихся на его территории и связанных с ним публичной властью. Большая часть населения в силу обладания гражданством непосредственно подпадает под юрисдикцию государства. Однако государственная власть распространяется и на другие категории населения (иностранных граждан, апатридов, бипатридов, беженцев и т.д.), правовое положение которых в данном государстве регулируется специальным законодательством;

· устанавливает в государственно-организованном обществе правовой порядок, для чего издает и претворяет в жизнь юридически обязательные веления. Именно государству присущи правовые формы и средства организации публичной власти, поскольку без правовых начал, законодательства, правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов государство не становится таковым и не способно выполнять свои функции по руководству обществом.

Обладание правом дает государству возможность применять для реализации его решений официальное принуждение на легальных основаниях посредством специально создаваемых органов (администрации, судов, органов внутренних дел, служб безопасности, вооруженных сил, налоговых и таможенных органов и т.п.).

С помощью общеобязательных юридических норм государство упорядочивает общественную жизнь, способно обеспечить и защищать права человека и гражданина, разрешать социальные конфликты и противоречия, проводить необходимую ему политику в экономической, социальной, правовой, культурной и иных сферах жизни;

· обладает суверенитетом. Государственный суверенитет может рассматриваться как в связи с государственной властью, так и самостоятельным собирательным признаком, поскольку именно в нем соединены вместе все самые значительные черты государственной организации общества. Автор этого понятия французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596) утверждал, что «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть». Он также включал в суверенную власть ее единую сущность – полномочия такой власти принадлежат только государству, которое не может и не должно эти полномочия делить с кем бы то ни было. К тому же государство не может и не должно допускать существование каких-либо органов, стоящих под его властью либо конкурирующих с ней.

Современное политико-правовое понимание суверенитета государства зиждется на двуединстве внутренней и внешней сторон его проявления. Во-первых, государство суверенно в осуществлении собственных прерогатив непосредственно на своей территории в силу верховенства, неделимости и полной самостоятельности своей власти. Во-вторых, оно суверенно в международных отношениях, поскольку независимо и равноправно среди подобных себе государств-членов мирового сообщества.

Считается, что суверенное государство ничем не ограничено в своем волеизъявлении и действии пока они не начинают противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права. Современная граница дозволенного устанавливается в интересах всех государств, и служат обеспечению их независимости и верховенства. К таким руководящим началам правомерного поведения государств относят, в частности: уважение их суверенного равенства, запрещение применения силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение основных прав и свобод человека, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств;

· обладает государственными ресурсами, создает финансово-денежную систему и осуществляет налогообложение. Фискальный (от лат. fiscus – государственная казна) признак государства также следует рассматривать в качестве одной из его исключительных прерогатив. Государство изыскивает денежные средства, в том числе осуществляя (и в принудительном порядке) материальные сборы с населения в виде налогов, займов, пошлин, тарифов, - для финансового обеспечения свой политики. Деньги идут на содержание государственного аппарата, реализацию экономических проектов, осуществление программ в социальной, правовой, образовательной, культурной, экологической и иных сферах, погашения внутренних и внешних долгов страны, покрытия других традиционных или экстраординарных расходов государства;

· имеет официальную символику и иные формальные атрибуты государственности. Политико-правовая характеристика государства не будет полной без таких «условных знаков» суверенной власти как государственные символы. Традиционно в них включают гимн (торжественную песню программного характера), герб (отличительный знак или эмблема государства, изображаемая на официальных документах, бланках и печатях государственных органов, на денежных знаках и т.п.) и флаг (полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство). Нередко на них указывают конституции, описывая, чаще всего, содержание этой символики.

В то же время современный перечень установленных официальных атрибутов довольно обширен и может включать и иные символы государственности. В частности, Конституция Франции в ст.2 перечисляет «язык Республики» - французский, «национальную эмблему» в виде трехцветного флага, «национальный гимн» – «Марсельезу», а также «девиз Республики»: «Свобода, Равенство, Братство». В той же стране принято в государственных учреждениях, банках и муниципалитетах устанавливать бюсты Марианны как официальный символ Франции. Столь же символичными могут быть названия самого государства, официальной денежной единицы (валюта), столица страны, официальное местопребывание высших органов государственной власти (резиденция главы государства, здание парламента) и т.п.;

· получает международное признание и, как следствие, полное официальное представительство в международных отношениях. Признание государства мировым сообществом ныне нельзя игнорировать, это – принципиальный показатель состоявшегося процесса государственного закрепления публичной власти.

Государство должно быть признано таковым, если оно удовлетворяет определенным условиям, формулируемым международным правом. Требуемые условия, прежде всего, сводятся как к эффективности государственной власти на территории, так и к урегулированности отношений с так называемыми материнскими странами, то есть теми, в состав которых они входили или формально юридически продолжают входить. Поэтому трудно согласиться с мнением С.В.Бабурина, утверждающего, что «государственность и суверенитет государства не зависят от признания их другими государствами». Российский политик, по сути, отстаивает положения ранее поддерживаемой СССР позиции, которая основывалась на абсолютном праве наций на самоопределение и исключала какую-либо зависимость статуса нового государства от факта предоставления признания.

Соответственно, длительное время в ХХ столетии между собой конфликтовали две основные теории признания, за которыми, соответственно, стояли и разные идеологические системы:

- конститутивная, согласно которой признание нового государства мировым сообществом является решающим и необходимым условием для возникновения международных прав и обязанностей признанного суверенного образования;

- декларативная, отстаивавшая абсолютное право наций на самоопределение и исключавшая какую-либо зависимость статуса нового государства от факта предоставления признания.

Позиция советских юристов определялась второй теорией, которая провозглашалась «подлинно научной», тогда как концепция конститутивного признания «фальсифицирует действительную природу правоотношений, порождаемых актом международного признания»[34]. Сегодня прежние утверждения в классово-идеологической заданности конститутивной теории ушли в прошлое, а бывшие социалистические страны непосредственно на собственной практике столкнулись с резкими проявлениями сепаратизма и попытками самопровозглашения отдельных территорий в качестве государств.

В современном международном праве окончательно закрепила свои приоритетное положение позиция, согласно которой общим критерием может служить политика признания, проводимая под эгидой ООН. Примером служит нового государственного образования в число государств-членов самой Организации Объединенных Наций – наиболее авторитетной и универсальной международной организации современности, открытой, согласно Уставу ООН, «для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять». Ныне членами этой всемирной организации являются 192 государства из 195 существующих,что еще раз подчеркивает актуальность и необходимость международного признания для полновесного вхождения государств в мировое сообщество. Вследствие признания мировым сообществом государственного статуса нового суверенного образования другие государства упорядочивают юридическую основу своих отношений с ним и констатируют его равноправный выход на международную арену.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow