Международная защита прав человека: понятие и механизмы реализации


Права человека признаются ныне как на внутригосударственном, так и на международном уровнях. Их значение объективно определяются достижениями современного развития человеческой цивилизации, которая путем многовековых и многочисленных «проб и ошибок» постепенно шла к выводу о необходимости установления для всех жителей планеты Земля общих и равных, неприкосновенных и неотчуждаемых прав и свобод. А государства в своем большинстве не только берут на себя обязательства по соблюдению этих прав и свобод в пределах собственной юрисдикции, но и предоставляют возможности гражданам обращаться за восстановлением своих прав в соответствующие органы международных организаций, членами или участниками которых эти страны являются.

Международная правозащитная система представляет собой совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств, используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.

В межгосударственном сотрудничестве по защите прав человека определились две основные сферы действия международной правозащитной системы – универсальная и региональные с соответствующими механизмами в указанной области.Оговоримся, что в международном праве обращается внимание и на существование двухсторонних межгосударственных механизмов защиты прав человека. Однако такие конструкции обычно базируются лишь на декларативных заявлениях двух стран о своей приверженности правозащитному делу и не проявляются на практике в виде действующих механизмов их реализации.

Универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках Организации Объединенных Наций на основе межгосударственных отношений в области прав человека, заключенными государствами-членами ООН. И прежде всего, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. На нормативной базе пактов учрежден и функционирует контрольный механизм за соблюдением государствами-участниками этих международно-правовых договоров своих обязательств, который строится на взаимодействии следующих органов:

- Совет ООН по правам человека – правозащитное учреждение, сменившее Комиссию ООН по правам человека (1946-2006). Члены Совета – государства, назначаемые Генеральной Ассамблеей ООН и по ее мнению, призваны «поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека»;

- Комитет по правам человека ООН – орган, занимающийся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участниках пакта. Комитет оценивает доклады о выполнении ими своих обязательств, составляет комментарии к пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении пакта соображения, не являющиеся обязательными для исполнения;

- Управление Верховного комиссара ООН по правам человека – агентство ООН, которое призвано следить за соблюдением и защитой прав, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. Оно является координационным центром деятельности ООН по правам человека, возглавляемое Верховным комиссаром, которого назначает Генеральная Ассамблея ООН сроком на 4 года.

Среди других органов ООН, занимающихся вопросами прав человека, - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев, Добровольцы ООН и др.

Для того, чтобы в ООН были признаны приемлемыми и принятыми к рассмотрению по существу сообщения частных лиц о предполагаемом нарушении государством своих обязательств, необходимо соответствие частной (индивидуальной) петиции целому ряду требований. По правилам Факультативного протокола к указанному выше Пакту сообщение считается приемлемым, если:

- исчерпаны все национальные средства правовой защиты;

- сообщение не является анонимным;

- сообщение не представляет собой злоупотребление правом на представление подобных сообщений;

- сообщение совместимо с положениями Пакта;

- данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Последствия для страны в случае принятия решения о нарушении ею своих обязательств по договорам в рамках универсальной правозащитной системы носят характер политического давления (воздействия) на государство-правонарушителя, что существенным образом отличается от последствий решений, например, в рамках европейской системы защиты прав человека.

Региональные правозащитные системы действуют в рамках международных организаций, охватывающих своим воздействием определенные географические районы мира и призванных, в том числе, защищать права человека на региональном уровне.

По времени создания первая среди них межамериканская система защиты прав человека, функционирующая на основе Устава Организации Американских Государств, Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 года и Межамериканской конвенции по правам человека 1969 года. В основе действия созданного контрольного механизма положено правило, по которому любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств-членов ОАГ, наделены правом представления в Межамериканскую комиссию по правам человека петиций с жалобами на нарушения прав человека. Комиссия составляет доклад по итогам рассмотрения жалобы и может затем передать его в Межамериканский Суд по правам человека, который в основном наделен функциями по применению и толкованию Межамериканской конвенции. Весьма незначительное число вынесенных Судом решений и консультативных заключений позволяет делать вывод (В.А.Карташкин, Г.Е.Лукьянцев, А.Г. Орлов) о неэффективности деятельности контрольных органов в реалиях данного региона.

Подобные оценки свойственны и для характеристики деятельности африканской системы защиты прав человека, созданной на основе Африканской хартии прав человека и прав народа 1981 года в рамках Организации Африканского Единства. Контрольным органом системы рассматривалась Африканская комиссия по правам человека, результаты работы которой носят рекомендательный характер и, соответственно, не основаны на какой-либо процедуре, налагающей обязательства на государство-правонарушителя. В 2002 году ОАЕ преобразована в Африканский союз, в рамках которого должен действовать контрольный правозащитный механизм в лице Панафриканского Суда по правам человека.

Таким же образом формировалась евразийская система защиты прав человека (правозащитная система СНГ), начало которой было заложено Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года и закреплено Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1993 года, а также Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года. Контрольным механизмом становилась Комиссия СНГ по правам человека, но всего лишь в ранге консультативного органа. Ее задачей объявлялось наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-участниками Содружества. Отсутствие действенного контроля со стороны правозащитной системы СНГ над ситуацией с правами человека на постсоветском пространстве привело к тому, что в Содружестве постепенно был утерян интерес к деятельности Комиссии. В это же время (2-ая половина 90-х годов) большинство государств-участников СНГ становятся членами Совета Европы и подпадают под действие правозащитной системы, доказавшей свою большую эффективность в данной области.

Европейская система защиты прав человека возникла после Второй мировой войны в целях осуществления более тесного союза демократических стран европейского континента «для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием», в том числе «путем защиты и развития прав человека и основных свобод» (ст. 1 Устава Совета Европы от 5 мая 1949 года). Основным документом, учреждающим процедуры защиты и реализации прав и свобод жителей континента, стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с дополнительными протоколами к ней (например, протокол № 13 от 3 мая 2002 года – относительно отмены смертной казни при любых обстоятельствах).

В последние годы контрольные механизмы европейской правозащитной системы, подвергавшиеся обоснованной критике за свои половинчатость и медлительность в реакции на нарушения прав человека в государствах-членах Совета Европы, претерпели принципиальные изменения.

Причинами, послужившими их реформированию, явились:

- громоздкость и неповоротливость прежней структуры Совета Европы;

- увеличение числа и сложности дел, связанных с жалобами на нарушение положений Европейской конвенции;

- участие в работе контрольных механизмов все большего числа стран (в настоящее время в Совет Европы входит 47 государств, первоначально же система задумывалась для 10-12 стран).

Ряд изменений коснулись единого юрисдикционного органа Совета, работающего на постоянной основе, куда частные лица получают прямой доступ (впервые в практике международных судебных органов), - Европейского суда по правам человека. Протокол № 14, ратифицированный Российской Федерацией в январе 2010 года, призван повысить эффективность работы ЕСПЧ в условиях резкого увеличения числа жалоб. В частности, вводятся процедура принятия решения о неприемлемости жалобы единолично судьей и предоставление комитетам из трех судей права выносить постановление по существу жалоб. Срок полномочий судей ЕСПЧ увеличивается с 6 до 9 лет без права переизбрания. Также вводится дополнительный критерий, позволяющий суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от значительности понесенного заявителем ущерба.

Европейский суд принимает дела к рассмотрению, если нарушено право, предусмотренное Конвенцией 1950 года, и только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты, и рассматривает дело, если с момента вынесения окончательного решения национальными органами прошло не более шести месяцев. Частная (индивидуальная) петиция, к тому же, должна соответствовать общепринятым в международных правозащитных системах условиям (не быть анонимной или аналогичной уже рассмотренной либо несовместимой с конвенционными положениями, не быть явно недостаточно обоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы).

Постановление Европейского суда, установившего факт нарушения государством-участником Конвенции ее положений (а все члены Совета Европы должны ратифицировать данный договор, т.е. признать его обязательную юридическую силу), передается руководству страны-правонарушителя, которая должна принять соответствующие меры по выполнению судебного решения. Вердикт ЕСПЧ направляется министром юстиции этого государства в судебные органы, причастные к рассмотрению данного дела, с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры. Постановление также должно быть опубликовано в основных периодических изданиях страны, чтобы быть доступным для юристов и всех желающих с ним ознакомиться.

В постановлении может содержаться требование о возмещении понесенных расходов и издержек, а также о выплате в определенный срок справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб. Государство-ответчик должно внести изменения в действующее законодательство и судебную практику с тем, чтобы они более последовательно отвечали требованиям положений Конвенции и не допускали их нарушения в будущем. Как показывает практика, решение Европейского суда заставляет не только государство-ответчика, но и другие государства Совета Европы принимать меры по корректировке или изменению соответствующих правовых норм и положений в своей правовой системе.

Вступление России в Совет Европы, ее активное участие в работе органов европейской правозащитной системы, а также ратификация Российской Федерацией важнейших европейских и международных договоров, конвенций и соглашений в области защиты прав человека налагают на правовую систему страны обязанность соблюдать установленные мировым сообществом стандарты в данной сфере и отлаживать юридический механизм осуществления решений специальных контрольных органов правовой защиты человека.

Контрольные вопросы по теме

· Как соотносятся между собой права личности, права человека и права гражданина?

· Возможна ли реставрация гражданства?

· Что оправдывает этатизм как один из подходов, трактующих положение личности в государстве?

· Какие документы составляют содержание Международного билля о правах человека?

· Назовите наиболее распространенные юридические обязанности граждан

· Что является, в соответствии с Конституцией РФ, «основами правового статуса личности в Российской Федерации»?

· В чем различия понятий «иностранцы» и «иностранные граждане»?

· Существуют ли отличия в правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев?

· Каково значение института омбудсмана для защиты прав и свобод человека и гражданина?

· По какому поводу можно обращаться в Европейский суд по правам человека?

 

 

Дополнительная литература к теме

Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 2004

Васильева Т. А. Эволюция института гражданства Европейского Союза //Государство и право. 2007. № 12

Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008

Да Сильвия М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004

Затонский В. А. Государство и личность в системе государственности (К вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) //Государство и право. 2007. № 10

Калинина Т. М. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы согласования. Н.Новгород, 2005

Лазарев В. В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема //Журнал российского права. 2009. № 9

Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностные измерения. М., 2009

Лысенко В. В. Механизмы защиты прав человека: некоторые внутригосударственные и международные аспекты //Юридический мир. 2008. № 8

Манукян В. И. Европейский суд по правам человека: право, прецеденты, комментарии. М., 2007

Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник /Под общ. ред. О.О.Миронова. М., 2002

Орлова О.В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни //Государство и право. 2007. № 7

Подшибякин С. А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М., 2006

Стремоухов А.В. Правовая защита прав человека. М., 2006

Чертков А.Н., Протасова Т.А. Институт омбудсмена в странах СНГ //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. № 2

РАЗДЕЛ II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: