Механизм государства и его структура

 

 

Государственная власть – политико-правовое руководство обществом посредством специального механизма управления. Такая власть эксклюзивна, поскольку носит всеобъемлющий характер и способна функционировать во всех структурах общественных отношений. Государственная власть также и инклюзивна по причине своей вовлеченности во все процессы общественной жизни. В силу этого важнейшей из особенностей, дающей государственной власти в обществе организационную силу, является ее аппаратная составляющая, - государственная власть практически и целенаправленно осуществляется посредством иерархической структуры государственных органов и учреждений, т.е. через механизм государства и тесно связанный с ним государственный аппарат [43].

Механизм государства представляет совокупность специальных организаций, являющихся средствами государственного воздействия на общественные процессы и поведение его субъектов. Для государственного механизма характерным является целостность его структуры, оформленной на основе подчиненности входящих в нее звеньев, таких как:

- государственные органы (собственно, государственный аппарат ), обладающие властными полномочиями и самостоятельностью в определенной области государственной деятельности, что дает им возможность устанавливать общеобязательные правила поведения и с помощью легальных средств воздействия реализовывать их. Государственные органы могут быть представлены лицом (в частности, главой государства) или организованной группой лиц (законодательные органы власти, правительство или судебные органы), осуществляющих функции государства.

Признаками государственных органов являются:

- их формирование непосредственно государством или населением страны;

- осуществление управленческих функций от имени государства;

- издание обязательных к исполнению правовых актов;

- обеспечение выполнения правовых актов путем специальных средств воздействия, в т.ч. методов легального принуждения;

- профессиональные основы деятельности государственных служащих;

- наличие иерархических связей между различными уровнями государственных органов;

- наличие иных структур, обеспечивающих реализацию полномочий государственных органов, а также материальной базы и бюджетных источников финансирования;

- государственные учреждения, являющиеся организациями, призванными обслуживать под руководством государственных органов интересы общества в различных сферах (охраны здоровья, образования, науки, культуры и т.п.). Их администрация осуществляет управленческие функции исключительно в установленных для нее параметрах деятельности в рамках данного учреждения. Государственные учреждения не являются носителями государственной власти, финансируются полностью или частично за счет государственного бюджета, обладают специфической организационной структурой;

- государственные предприятия, предназначенные также для обеспечения процесса осуществления государством своих функций в сфере производства, выполнения различных работ, оказания услуг. Они основаны на государственной собственности, являются самостоятельными уставными организациями с правами юридического лица;

- государственные корпорации как организационно-правовая форма некоммерческих организаций, законодательно учрежденные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Руководитель корпорации назначается главой государства, а контроль за ее деятельностью осуществляется правительством. Иные органы не вправе вмешиваться в деятельность государственной корпорации.

Специфика обслуживающих и обеспечивающих структур в механизме государства подробнее излагается в государствоведческих учебных курсах.

Государственный аппарат в современных странах представлен различными моделями построения. В их числе:

- моноцефальная (от греч. monos – один, единственный, и kephale – голова), которая отражает жесткую централизацию властных полномочий, сосредоточенных в руках главы государства или коллективного государственного органа и распространяющихся на все без исключения органы власти, включая местные;

- теократическая, представленная государствами, в которых их глава осуществляет светское и духовное единовластие;

- поликратическая, включающая в себя государственные органы как центральные, осуществляющие свои полномочия в рамках всей страны (глава государства, парламент, правительство). Остальные властные структуры функционируют как органы местного самоуправления, избираемые населением;

- децентрализованная, при которой государство практически разделяется на части, управляемые создаваемыми властными структурами на правах автономии и партикулярности.

В структуре государственного аппарата возможны классификации государственных органов по следующим основаниям:

· по порядку возникновения:

- выборные (первичные, представительные) органы государственной власти, которые создаются народом или его избираемыми представителями (президент, парламент) и, соответственно, от них получающие свои полномочия;

- наследуемые (первичные в государствах с монархической формой правления), способ образования которых связан с порядком наследования высшей власти в стране;

- назначаемые (производные), которые формируются первичными органами, наделяющими их властными полномочиями (правительство, судебные органы, контрольно-надзорные структуры);

· по пространственному действию:

- общие (высшие) органы государственной власти, распространяющие ее на всю территорию страны;

- региональные (в федерации и сложном унитарном государстве), функционирующие в государственных образованиях в составе страны и распространяющие свою власть на эти регионы;

- местные, действующие в административно-территориальных единицах государства.

· по времени действия

- постоянные, функционирующие без каких-либо временных ограничений (президент, парламент, правительство, суды), с учетом возможности избрания или назначения на должности новых лиц, персонифицирующих эти органы;

- временные, создаваемые в связи с возникновением определенных обстоятельств, которые требуют своего разрешения на государственном уровне.

· по объему и содержанию властных полномочий:

- учредительные органы, формируемые народом путем референдума или выборов для создания высших органов власти в государстве или принятия новой конституции, призванной утвердить новые государственные органы (учредительное (конституционное) собрание);

- универсальный орган – институт главы государства, официально представляющего страну и прерогативы которого варьируются от конкретных видов формы правления в государстве (абсолютная или ограниченная монархия, президентская или парламентская республика):

- органы законодательной власти (парламент);

- органы исполнительной власти, создаваемые «на основе и во исполнение закона»;

- органы судебной власти как арбитра в разрешении юридических споров;

- контрольно-надзорные органы (прокуратура, омбудсман, государственные инспекции, счетная палата).

· по объему компетенции:

- органы общей компетенции, правомочные решать комплексные вопросы самого широкого профиля (правительство);

- органы специальной компетенции, созданные для решения определенных вопросов отраслевого значения (министерства и ведомства);

· по форме осуществления компетенции:

- коллегиальные (парламент, суды высшей инстанции);

- единоначальные (глава государства).

Возможны и иные трактовки составных частей в структуре государственных органов (например, по значимости или на основе правовых форм их деятельности). Однако, если выстраивать иерархическую схему разновидностей органов государственной власти, то приоритет в выборе критериев, несомненно, следует дать принципу разделения властей, оказывающему первостепенное регулирующее воздействие на построение механизма современного государства. Важнейшая цель разделения властей – быть гарантией недопущения одновластия, сосредоточения всей государственной власти в одних руках и, в конечном счете, - содействовать выбору и закреплению демократических основ существования и построения государственного механизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow