Исполнительная власть в современном государстве

Исполнительная власть является вторичной (производной) ветвью государственной власти, наделенной полномочиями осуществлять непосредственное управление государством в форме выполнения законов.

Действительное положение и роль исполнительной власти значительно шире рамок только лишь реализации законодательных актов. Она выступает силой, способной организовать масштабную деятельность государства как внутри страны, так и за пределами государственных границ.

Организация деятельности исполнительной власти строится на требовании строгой субординации связанных между собой государственных органов. Они должны соблюдать установленную иерархию, по которой во главе созданной в стране управленческой пирамиды стоит орган, олицетворяющий исполнительную общегосударственную власть. В странах с особыми властными полномочиями главы государства именно ему (монарху или президенту) принадлежит исполнительная власть, которая передается специальным органам и должностным лицам.

Гораздо чаще высшим носителем исполнительной власти является правительство, официальное название которого может быть разным (Кабинет министров, Совет министров или, собственно, правительство), как и наименование того высшего должностного лица, кто его возглавляет (председатель правительства, премьер-министр, главный министр, канцлер). В состав правительства входят заместители его главы (вице-премьеры) и министры, руководящие отраслевыми направлениями управленческой деятельности. В государстве со смешанным типом правления так называемые силовые министры могут подчиняться непосредственно президенту, в то время как остальные – главе правительства.

По партийно-политическому составу правительства могут быть однопартийными (составленным из представителей партии, обладающей большинством мест в законодательной органе), двухпартийными, беспартийными (представленныеспециалистами) и коалиционными (на основе нескольких партий, вместе располагающих большинством в парламенте). В условиях чрезвычайных обстоятельств формируются правительства народного единства или народного доверия.

Управленческие функции правительства подкрепляются его полномочиями в издании нормативных правовых актов (декретов, указов, ордонансов, постановлений, решений), которые, с одной стороны, носят подзаконный характер, т.е. должны соответствовать законам государства, а с другой - обязательны для исполнения всеми нижестоящими структурами.

Деятельность правительства практически реализуется через систему органов исполнительной власти, включающей министерства, комитеты, комиссии, агентства, службы и администрации. Кадры этих министерств и ведомств представляют собой громоздкий и постоянно разрастающийся аппарат, с бюрократическими тенденциями в котором необходимо бороться посредством рычагов сдерживающих механизмов, включающих законодательный и судебный контроль над деятельностью исполнительной власти.

В зависимости от формы государственного устройства возможно функционирование двухуровневой системы исполнительной власти, предполагающей, например, в федеративном государстве наличие общефедерального правительства и федеральных органов исполнительной власти, а также правительств (администраций) субъектов федерации и региональных органов исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: