Судебная власть в современном государстве

Судебная власть представляется независимой ветвью государственной власти, призванной рассматривать и разрешать в особой процессуальной форме юридические споры.

Третейское участие в решении спорных жизненных ситуаций, связанных с нарушением права или оспариванием прав, востребовано вместе с возникновением государства. Со временем правосудие как форма защиты права и как одно из древнейших и необходимых средств реализации властных полномочий, перестает быть привилегией носителя верховной власти и переходит в руки особого лица – судьи, чье положение и объем компетенции определяется специальным законодательством. Особый статус судей фиксируется конституционно. Так, судебная власть определяется как «страж свободы личности» (ст. 66 Конституции Французской республики), подчеркивается, что «правосудие отправляется именем народа» (ст.101 Конституции Итальянской республики), «исходит от народа» (ст. 117 Конституции Испании)

Судебная власть формируется и функционирует в соответствии с принципами, предполагающими:

- юридическое равенство всех перед законом и судом;

- независимость судей и их подчиненность только закону;

- несменяемость судей;

- право на судебную защиту;

- право на рассмотрение дела судом присяжных;

- гласность судебного процесса;

- презумпция невиновности;

- право на апелляцию и т.д.

Решение споров о праве осуществляется судьей единолично или судебной коллегией, состоящей из судей-профессионалов и привлекаемых (к уголовному процессу, в частности) присяжных заседателей, чья роль состоит в определении виновности или невиновности подсудимого.

Особые полномочия судьи, его роль в человеческих судьбах, в разрешении вопросов, нередко имеющих общегосударственное значение, предопределяют повышенные требования к нему самому. Судья должен иметь жизненный опыт (традиционно предусмотрен возрастной ценз для занятия судебной должности), быть профессионалом (с высшим юридическим образованием и определенным стажем работы по юридической специальности), обладать незапятнанной репутацией и т.п.

В связи со сложностью и разнообразием дел, имеющих юридическую подоплеку, судебная система подразделяется на суды общей и специальной юрисдикции. Выделяют административные, гражданские, уголовные, ювенальные (по делам несовершеннолетних), транспортные, социальные, финансовые и др. суды. Особое место в судебной системе отведено конституционным судам, контролирующим соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов.

Контрольные вопросы по теме

· Существуют ли отличия в понятиях «механизм» и «аппарат» государства?

· Перечислите основные признаки государственных органов

· По какому основанию выделяют общие, региональные и местные органы власти?

· Почему глава государства может быть представлен как универсальный государственный орган?

· В чем различия взглядов на разделение властей у Джона Локка и Шарля Монтескье?

· Что означает понятие «бикамерализм»?

· Назовите институты современной системы сдержек и противовесов

· Дайте характеристику основных функций законодательной власти

· Как Вы понимаете принцип несменяемости судей?

 

Дополнительная литература к теме

Конституция Российской Федерации. М., 1993 (и послед. офиц. изд.)

Конституция зарубежных государств: Учеб.пособие. Изд. 7-е, перераб. и доп. /Сост. В.В.Маклаков. М., 2006

Гармоза П.В. Власть как категория юридической науки //Государство и право. 2008. № 5

Гончаров В. В. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации //История государства и права. 2008. № 16

Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение /Под ред. Л.Л.Попова. М., 2010

Колбая С.Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства //Журнал российского права. 2004. № 4

Конюхова И. А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика //Журнал российского права. 2004. № 1

Крылова Е. Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы //Государство и право. 2007. № 11

Радько Т. Н. Механизм государства: Лекция. М., 2002

Тимошина Н. П. Реализация принципа разделения властей в государствах с различными формами правления //Право и политика. 2008. № 9 (105)

Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей //Российский судья. 2007. № 10

Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008

Чиркин В. Е. Публичная власть в современном обществе //Журнал российского права. 2009. № 7

 

 

Глава IX. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Понятие и содержание формы государства. –

Форма правления в государстве. –

Форма государственного устройства. –

Форма соединения государств. –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: