Понятие и содержание формы государства

За 60 веков со времени появления первых государственных образований историей выделено значительное число сменявших друг друга самых разнообразных режимов государственной власти, основанных на различных принципах ее организации, приемах и методах практической реализации или распределения по территории. Восточные деспотии, древние империи, античные и феодальные республики, абсолютные монархии средневековья, более поздние конфедерации, союзы и унии, диктатуры и демократии современности... – это не столько формальные определения устройства отдельных стран, сколько их характеристики, дающие нам представления о сути государственной власти, процессах ее формирования, закрепления и конкретных проявлениях в жизни.

Процесс смены государственных форм продолжается и сегодня. Лишь в последние десятилетия мы стали непосредственными свидетелями краха тоталитарных и авторитарных режимов в Центральной и Восточной Европе, Южной Америке, Африке и Азии, распада таких федеративных союзов как Союз Советских Социалистических Республик, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехо-Словацкая Федеративная Республика. И в эти же годы возникают новые федерации (в частности, в Бельгии, Эфиопии и на Балканах), происходит объединение государств (ГДР и ФРГ), присоединение к государствам иных частей (Гонконг и Макао к Китаю), ряд сепаратистских образований заявляют о своей государственности, но не находят поддержки в мировом сообществе.

Следует также учитывать и наличие около 200 автономных образований, входящих в унитарные и региональные государства, а также не менее 400 внутригосударственных образований, являющихся самостоятельными составными частями федераций (от 83 – в Российской Федерации и до 2-х – в Федерации Сент-Китс и Невис, расположенной в Карибском море).

Создаются новые формы соединения государств (Содружество Независимых Государств, Союзное государство Белоруссии и России, Таможенный союз), а прежние сообщества постепенно превращаются в новые государственные формирования, которым современные исследователи еще ищут подобающее названия (примером этому служит Европейский Союз после Маастрихтского (1992), Амстердамского (1997) и Лиссабонского (2007) договоров).

Исторически складывающаяся совокупность признаков, реально отличающих одно государство от другого, либо, наоборот, объединяющих их в одну группу, практически зависит от множества факторов. Среди них:

- принципиальные задачи и цели, которые ставит перед собой государственная власть;

- уровень демократической зрелости самого общества, способного противостоять диктатуре и авторитаризму;

- значение культуры, исторических и национальных традиций народа;

- влияние религиозных убеждений, разделяемых большинством населения;

- природные и климатические условия проживания;

- степень вовлеченности масс в решение дел государства, в процесс устройства и формирования органов власти всех уровней, а также в процесс контроля за ее функционированием.

Форма государства нередко прописывается в официальном названии, определяющем его политические, религиозные, национальные, территориальные основы и иные предпочтения. В частности: Исламская Республика Иран; Суверенное демократическое королевство Лесото; Конституционная демократическая социальная монархия Марокко; Боливарианская Республика Венесуэла; Федеративная Демократическая Республика Эфиопия; Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия; Социалистическая Республика Вьетнам.

О выборе устройства государства говорят его важнейшие законодательные акты, прежде всего конституция. В высшем законе страны, в главах, содержащих принципы или основы государственного строя, закрепляются:

- определенный порядок образования и организации высших органов власти и управления (страна провозглашается монархией или же государством с республиканской формой правления);

- внутренняя структура государства, характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей, степень их самостоятельности и уровни взаимоотношений между собой (конституируются унитаризм или же федерализм как виды формы территориального устройства страны);

- совокупность методов и средств осуществления государственной власти и их воплощения в государственном строе (государство как бы идентифицируется, поскольку политический режим, установленный в стране, непосредственно связан с изменениями в иных формах государства).

В качестве примеров конституционного закрепления форм государства можно привести принципиальные нормы основных законов различных по видам государственной формы стран – участников мирового сообщества.

Так, Конституция (Основной Закон) Эстонской Республики объявляет страну демократической республикой, где носителем верховной власти является народ (ст.1). А в последующей статье подчеркивается, что “по своему государственному строю Эстония единое государство, административно-территориальное деление которого устанавливается законом”. Таким образом, в положениях первых статей основного закона речь идет об унитарном государстве с демократическим режимом осуществления власти на основе республиканской формы правления.

Конституция Итальянской Республики устанавливает, что Италия представляет собой демократическую республику (ст.1), единую и неделимую, но признающую автономии и содействующую их развитию (ст.5). В данном контексте конституция, устанавливая демократический режим и правление в виде республики, подчеркивает сложный состав итальянского государства, имеющим в нем отдельные территориальные автономии, что откладывает отпечаток на характер взаимоотношений между центром и составными частями государства.

В свою очередь Конституция Бельгии, отмечая и закрепляя приверженность подданных монархической форме правления (ст.85: “Конституционные полномочия Короля наследственны в прямом, природном и законном потомстве...”), поправкой 1993 года фиксирует новое государственно-правовое состояние государства: Бельгия провозглашается «федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов”» (ст.1).

Четче на вопросы об устройстве государства даны ответы в Конституции Украины:

“ст.1. Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное правовое государство.

Ст.2... Украина является унитарным государством...

Ст.5. Украина является республикой”.

Ряд стран более конкретно указывает не только на форму государственного устройства и правления, но и на ее вид, закрепленный конституционно. В частности, в Конституции Республики Казахстан прямо утверждается, что Казахстан “ является унитарным государством с президентской формой правления (ст.2.).

Но что же означает признание страны республикой или монархией? Как отражается территориальная организация публичной власти на порядке ее осуществления на местах? Почему возможен тоталитаризм в одной стране, а другое государство остается приверженным демократическим устоям? На эти и им подобные вопросы ответы может дать раскрытие сути формы государства и ее составных сторон.

Форма государства это совокупность способов организации и устройства публичной власти, отражающие особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры и национальной самобытности народа..

Данная характеристика, сложившись в силу соединения различных как объективных, так и субъективных обстоятельств, олицетворяет государство, представляя его как синтез государственного правления, государственного устройства и государственно-политического режима. Их соотношение в одном, конкретно взятом государстве не является постоянным, заданным на века, оно видоизменяется, а изменчивость во взаимосвязях зависит от многих причин, требующих специального рассмотрения и анализа.

2. Форма правления в государстве

 

Под формой правления следует понимать определенную систему организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представителями.

Основы учения о форме правления в государственно организованном обществе заложили античные философы Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон и др. В частности, Аристотель выделял базисные критерии данной системы в зависимости от числа правящих, рассматривая соответственно:

-верховную власть, осуществляемую единолично. При этом она может быть “правильной” формой правления в случае, если это монархия (от греч. monarchia – единовластие) как власть, полученная от бога и передаваемая по наследству. Если же лицо утвердилось на троне неправедно, то речь должна идти о тирании (от греч. tirannis – правление, основанное на деспотизме и насилии);

- верховную власть, осуществляемую немногими. Это либо узкий круг лиц, который может иметь на то право в качестве признанной элиты – аристократии (от греч. aristos и kratos – лучшая власть), либо представлять группу, захватившую власть, - олигархию (от греч. oligos и arche – власть немногих, обретших ее незаконным путем);

- верховную власть большинства, когда правление государством осуществляется народом. Аристотель отдавал предпочтение политии как государству умеренной демократии, нежели охлократии (греч. ochlos и kratos – власть черни) – необузданному господству плебса как форме вырождения демократии.

Традиции древних мыслителей в своей основе переняты современностью. И сегодня фактически форма правления определяется зависимостью от того, кому принадлежит высшая власть в государстве – одному лицу или же осуществляется коллективно избираемым органом. Различия же проводятся по порядку и условиям избрания и замещения главы государства, а также по тому, как взаимно согласуются полномочия среди выразителей верховной государственной власти.

Именно порядок замещения должности главы государства положен в основу выделения таких форм правления как монархия и республика.

Монархическая форма правления. В настоящее время в мире насчитывается около 50 стран, причисляемых к монархиям. Свыше 500 миллионов человек живут в королевствах, княжествах, султанатах, эмиратах, герцогствах и империях. Что же представляет собой подобное государственное образование?

Монархией можно назвать такое государство, в котором верховная власть принадлежит одному лицу по праву наследования и пожизненно.

Для монархической формы правления характерно наличие следующих черт:

- существование единоличного главы государства, наделенного бессрочной пожизненной властью;

- олицетворение в лице монарха единства нации и исторической преемственности традиции;

- юридическая независимость правового положения монарха, подчеркиваемая основным законом;

- юридический иммунитет главы государства (ст. 56.3. Конституции Испании: «Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности»);

- наличие института контрасигнатуры (от лат. сontra – против, и signare – подписываю, указываю) – порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министром (либо одного из министров), ответственного за исполнение данного юридического акта;

- наследственный порядок преемственности верховной власти, предусмотренный государственными традициями и специальным законодательством, в том числе законами о престолонаследии.

Наследование престола возможно в силу действия семейной или персональной систем. При первой монарха выбирает сама царствующая семья или же наследника представляет правящий глава государства из лиц, принадлежащих данной династии (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом о престолонаследии. Исторически сложились такие традиции наследования:

- салическая, при которой наследниками могут быть только мужчины (Япония, Норвегия, Бельгия);

- кастильская, допускающая в число наследников и женщин, и мужчин, но последние имеют преимущество (Испания, Нидерланды, Великобритания);

- австрийская, включающая возможность занятия женщинами престола лишь в случае, если во всех поколениях династии не осталось мужчин (Лихтенштейн);

- шведская, предоставляющая мужчинам и женщинам возможность наследования престолапо праву первородства.

Есть страны, где монарх является не более чем символом нации, данью исторической традиции (Япония, Великобритания, Камбоджа и др.) Однако остаются государства, в которых монарх не только царствует, но и реально правит (например, Иордания, Саудовская Аравия, Оман и т.д.) Здесь члены королевской семьи занимают ключевые министерские посты, по сути и представляя собой правительство. В Катаре, например, правящая семья Аль Тани насчитывает 3 тысячи человек, входя практически во все ветви власти.

Современные монархии в силу реальной власти главы государства в своем большинстве отражают схожие и устоявшиеся тенденции в рассматриваемой форме правления, позволяющие разделить их на основные группы – абсолютные и ограниченные (что не исключает более конкретных классификаций, исходя из сущностных характеристик отдельных монархических государств).

· Абсолютные монархии представляют собой государства, в которых верховная власть максимально сосредоточена в руках одного человека. Можно относиться к такому виду правления как к реликту, достоянию исторического прошлого, однако в современном мире абсолютация правления имеет место.

Монарх получает всю полноту высшей власти в законодательной, исполнительной и судебной сферах по принципу крови, т.е. по собственному праву – ”милостью божьей”. Он не несет юридической ответственности за свои действия, является непосредственным источником действующего права в стране, придавая собственным указам силу законов, которые обладают верховенством в иерархии юридических актов государства.

В некоторых абсолютных монархиях их глава воплощает в себе и религиозную власть, провозглашаясь духовным лидером последователей определенного вероисповедания. Так, султан Брунея – является религиозной главой местных мусульман, король Марокко – “повелителем правоверных” своей страны, глава Ватикана возглавляет всю римско-католическую церковь мира, а король Саудовской Аравии, олицетворяя преемственность власти семейства Саудитов, пребывает одновременно высшим духовным лицом государства – имамом и высшим судьей для подданных-мусульман. Такие государства получили название теократических монархий.

Нередко в учебниках по теории государства и права, по конституционному праву зарубежных государств, да и в специальных исследованиях по сравнительному государствоведению в качестве определяющего компонента, разделяющего абсолютные и ограниченные монархии, выводится наличие или отсутствие в них конституций. И, соответственно, отстаивается введенное более трех столетий назад понятие «конституционная монархия».

Следует отметить, что в XXI веке все современные абсолютные монархии имеют собственные конституции (основные законы), которые, по существу, констатируют и закрепляют неограниченную высшую власть монарха. Большая часть их носит название октроированных (от фр. octroуer – даровать) конституций, т.е. жалованных монархом, который, конечно же, не желает расставаться со своими исключительными полномочиями либо в чем-либо себя законодательно сдерживать. Тем не менее, подобные акты принимаются и ими освящаются полномочия монарха. В Саудовской Аравии действует Основной низам о власти как основополагающий октроированный конституционный акт, закрепляющий особое положение правящего семейства Саудитов. Монарх одновременно является премьер-министром, командующим вооруженными силами и верховным судьей. А правительство формируется в основном из членов королевской семьи.

Даже самая абсолютная теократическая монархия на нашей планете – Ватикан имеет свою конституцию, состоящую из нескольких актов. В нее входят Основной Закон от 22 февраля 2001 года и ряд законов, утвержденных и промульгированных папой после Латеранских соглашений 1929 года между Святым престолом и Италией, по которым и было образовано государство, ставящее целью обеспечение независимости папы в осуществлении «его вселенской миссии». Согласно Основному Закону, «Верховный Понтифик, Владыка Государства Города Ватикана, обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти» (ст.1), он заключает, ратифицирует и денонсирует международные договоры и конкордаты и т.п.

В качестве иллюстрации к исключениям из правил, которые констатируют общую тенденцию конституционного сужения прав и полномочий монархов в современном мире, сошлемся на результаты всенародного голосования, состоявшегося в 2003 году в европейском карликовом государстве Лихтенштейн. Здесь был одобрен проект конституционной реформы, главным содержанием которой является расширение полномочий князя Ханса Адама 11, представителя династии, которая правит Лихтенштейном почти 300 лет. Жители княжества с двойным перевесом проголосовали за наделение главы государства дополнительными властными прерогативами, превращая его, по сути, в абсолютного монарха. Отныне князь, обладая правом роспуска парламента и проведения досрочных выборов, может распускать правительство, издавать срочные указы и назначать судей по своему усмотрению.

· Ограниченные монархии представлены более широким кругом стран, которые, в соответствии с действующими в них конституциями, формально или фактически разделяют законодательную, исполнительную и судебную власть, определенным образом приспосабливают традиционную форму правления к новым историческим условиям, несколько суживая собственную власть монарха или резко снижая уровень его полномочий как главы государства. К ним относятся дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и парламентарные монархии.

Дуалистическая (или представительная) монархия, оставляя за главой государства важнейшие полномочия в сфере исполнительной власти, позволяет создавать в стране представительный орган, который формируется как путем выборов, так и на основе назначения (Марокко, Иордания, Бутан).

В королевстве Бутан, в частности, Национальная ассамблея состоит из 150 человек, 105 из которых избираются населением сроком на 3 года, 12 депутатов выбирают объединения буддистских монахов, а остальные 33 – представляют правительство и назначаются королем. Парламент делит с монархом законодательную власть, поскольку указы главы государства не нуждаются в одобрении представительным органом и, по сути, действуют наравне с законами, а чрезвычайные указы имеют силу более высокую, чем у закона.

Парламентарная монархия отличается такими признаками:

- конституционно закреплено юридическое равенство всех перед законом;

- монарх осуществляет в качестве главы государства чисто представительные, церемониальные функции, его правовой статус существенно ограничен;

-законодательная власть сосредоточена в парламенте, который принимает акты, формально подписываемые главой государства;

- исполнительная власть полностью принадлежит правительству, формируемому парламентом и несущему ответственность перед ним.

К таким государствам следует отнести практически все монархии Европы (за исключением Ватикана и Лихтенштейна), а также Японии и ряда других стран. По уровню демократичности порядка они ничем не отличаются от развитых государств Запада с республиканской формой правления. Глава государства обладает номинальной властью и олицетворяет собой дань уважения народом традиций, складывающихся в стране веками.

В Конституции Японии, например, подчеркивается следующее:

Ст.1 “Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть”.

Ст.2. “Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом”.

Законодательный орган, представляя волю народа, обладает верховенством и практически регулирует вопросы, связанные с престолонаследием, да и с личной жизнью монарха, включая в свои акты положения об обязанностях главы государства и расходах на содержание его двора.

Возможно выделение и иных конструкций монархической формы правления, когда обращается внимание на нестандартные, так называемые нетипичные разновидности, среди которых:

· Выборная монархия. Так, в Малайзии главой государства провозглашается Верховный правитель, избираемый на пятилетний срок из числа султанов-монархов отдельных субъектов этого федеративного государства А в тихоокеанском островном государстве Самоа конституцией предусмотрено, что после смерти действующего главы государства новый король будет избираться Законодательной ассамблеей на пятилетний срок.;

· Коллективная монархия. Правящим органом государственной власти Объединенных Арабских Эмиратов является Высший совет федерации, состоящим из правителей эмиратов-княжеств – семи абсолютных монархий. Именно совет выбирает из своих членов сроком на пять лет председателя и его заместителя, которые становятся по должности президентом и вице-президентом ОАЭ.

· Патриархальная монархия, в которой верховная (королевская) власть принадлежит вождю одного из племен (Лесото, Свазиленд, Тонга). Наследник престола назначается коллегией вождей. Причем, в Лесото, например, лицо, которое не было назначено, но считает себя вправе претендовать на высший пост, в соответствии с Конституцией страны может обжаловать решение вождей в суде.

· Квазимонархия (от лат. quasi – якобы, как будто). Среди государств, входящих в состав Содружества, возглавляемого Великобританией, насчитывается семнадцать стран (в их числе Канада, Австралия, Новая Зеландия, Багамы, Ямайка, Папуа-Новая Гвинея и др.), которые признают в качестве главы своего государства английскую королеву (короля). Такие страны относят к парламентарныммонархиям вестминстерского типа ( Вестминстерский статут 1931 года закрепил самостоятельность британских доминионов во внутренних и внешних делах). В них монарх представлен генерал-губернатором, назначенным по рекомендации местного правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть в государстве. Статус короны в таких государствах весьма запутан в реальности. Так, в Канаде британский монарх является королем этой страны, только находясь на ее территории (но тогда он не считается королем Великобритании), и утрачивает это свойство, покидая североамериканское государство.

Монархическая власть как символ нации иногда рассматривается в качестве панацеи от бед и социальных потрясений, переживаемых государством, и ее отнюдь нельзя списывать как безнадежную архаику. Примером тому Испания, народ которой на референдуме в ноябре 1975 года высказался за возврат к монархическому строю, упраздненному за 44 года до этого. В соответствии с Конституцией 1978 года король объявлен “символом единства и постоянства испанского государства” (ст.56). И им действительно было сделано многое для установления и поддержания демократических порядков в стране.

В то же время, в 90-е годы прошедшего столетия в Бразилии (1993) и Албании ( 1997) референдумы, подобные испанскому, не выявили желание населения реставрировать в этих странах монархический строй. В 2007-2008 годах в результате народных волнений монархический режим был свергнут в Непале, где провозглашена федеративная демократическая республика.

В России, согласно опросу общественного мнения, проведенного в 2006 году ВЦИОМ, идея восстановления на престоле царской фамилии привлекает не более 9 процентов респондентов. Резонно прислушаться к словам известного российского философа и правоведа И.А.Ильина (1862-1942), считавшего монарха “органической” фигурой, которую нельзя вводить произвольно либо объявлять таковым случайное или неподготовленное соответствующим образом лицо.

Республиканская форма правления. Республика (от лат. res publica – общее дело)представляет собой государство, в котором верховное правление осуществляется выборным органом от имени народа, делегирующего ему свои полномочия на определенный срок.

Общее правило, вытекающее из приведенного выше определения, предполагает наличие у главы государства соответствующего мандата народа, вверяющего ему бразды управления страной на время, по истечении которого необходимо оставить этот высший пост либо подтвердить право на него путем успешного участия в новых выборах.

Однако истории, в том числе и новейшей, известны случаи и республик гибридного типа, в которых будущий глава государства либо захватывает не принадлежащие ему по действующему праву полномочия, либо, пребывая на посту, не легитимно продлевает срок пребывания у власти. Режим продолжает считаться республиканским, хотя в подобных условиях вряд ли можно говорить о нем словами Цицерона:”Respublica est res populi” (“республика – это дело народа”).

Такое правление было в Чили в 1973-1980 гг., когда у власти находилась военная хунта во главе с А.Пиночетом (в 1980 году новая конституция страны сохранила за ним полномочия на два президентских срока); в Заире в 1960-1997 гг. при Ж. Мобуту; в Центральноафриканской Республике в 1966-1980 гг., президентом которой был Ж.Б.Бокасса, провозгласивший себя впоследствии и императором. Фактическими и пожизненными руководителями стран социалистического типа были генеральные секретари коммунистических партий, некоторые из них могли номинально и не занимать государственные должности. А в КНДР руководитель государства и одновременно глава правящей партии Северной Кореи Ким Чен Ир получил оба высших титула в наследство от отца Ким Ир Сена. И, в свою очередь, в 2010 году определил своим преемником собственного младшего сына Ким Чен Уна.

И все же следует признать, что республика как форма правления остается выражением демократической ориентации государства, если, конечно, в ней проявляются характерные принципы осуществления государственной власти на основе выборности и по поручению народа, а также возможности привлечения главы государства к юридической ответственности в предусмотренных законом случаях.

Последняя носит характер импичмента как специальной процедуры, включающей особый порядок привлечения к ответственности президента и судебного разбирательства его действия, могущего привести в случае виновности к отрешению главы государства от должности.

Для республиканской формы правления характерно наличие в государстве двух высших органов – президента и парламента.

Президент (от лат. praesidens, букв. – сидящий впереди) – выборное высшее должностное лицо, глава государства, его полномочный представитель внутри и вне страны, а также символ единства народа и государства.

В некоторых странах глава государства формально представлен коллективным образованием (в частности, в Республике Куба – это Государственный совет, а в КНДР – Комитет обороны), однако фактически полномочия высшего лица государства осуществляются руководителями этих органов.

Имеются исключения и в отношении представительства ряда субъектов федеративных образований. Так, Основной закон ФРГ 1949 года признает за федеральными землями государственный статус (подчеркивая в ст.30: ”Осуществление государственных полномочий и решения государственных задач является делом земель, поскольку Основной закон не устанавливает или не допускает другого регулирования”), а премьер-министры земельных правительств, соответственно, осуществляют и функции глав государств.

В Российской Федерации республики конституционно признаются государствами (ст.5 Конституции РФ), что в свою очередь отражалось на статусе, например, главы правительства Республики Карелия, являвшегося высшим должностным лицом этого субъекта Федерации (по новой Конституции Карелии 2001 года введен пост главы республики).

Президент в основном избирается народом как непосредственно – путем прямых выборов, так и опосредованно – коллегией выборщиков, формируемой избирателями. Конституция США 1787 г., например, определяет следующий порядок избрания президента и вице-президента Соединенных Штатов:

“Глава II”... Выборщики собираются по своим соответствующим штатам и голосуют бюллетенями за обоих лиц, из которых хотя бы одно не должно быть жителем одного с ними штата. Затем они составляют список всех лиц, за которых подавались голоса, с указанием числа голосов, поданных за каждого из них... Лицо, получившее наибольшее число голосов, становится Президентом, если только это число превышает половину всего числа выборщиков”.

Президент также может быть избран парламентом или же более широким собранием лиц, включающим депутатов законодательного органа и представителей территорий, входящих в состав государства. Так, ст.83 Конституции Итальянской Республики закрепляет следующую процедуру:

“Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов.

В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представительства меньшинства...

Избрание Президента Республики производится тайным голосованием большинством в две трети членов собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства”.

Кандидат в президенты должен соответствовать определенным требованиям, изложенным в конституциях государств, среди которых:

- достижение возраста, который признается достаточно зрелым для управления высшими государственными делами (обычно он определяется в 35 лет, однако есть и более высокие возрастные цензы – 40, 45, 50 лет, но в некоторых конституциях подобное требование не устанавливается);

- обладание правовым статусом гражданина страны, на пост главы которой он претендует (иногда дополнительно требуется, чтобы кандидат прожил в стране перед выборами достаточно длительный срок – от 5 до 10 лет, а также, чтобы он был не натурализованным гражданином);

- предыдущее пребывание на посту главы государства обычно не должно превышать один срок (практически все страны, где глава государства избирается населением, не допускают его переизбрания на третий срок. Впервые этот запрет закреплен в Конституции США специальной поправкой XXII, вступившей в силу в 1951 году (“Ни одно лицо не должно быть избрано на пост Президента более двух раз”).

Парламент – общее название высших представительных и законодательных органов государственной власти.

Особое место парламента в этой системе определяется следующими факторами:

- парламент является высшим представительным органом государства, выразителем национального суверенитета народа, который демократическим путем избирает своих представителей:

- парламент является высшим законодательным органом государства, поскольку представители народа и от имени народа творят действующее право, принимая акты высшей юридической силы в стране;

- парламент осуществляет контроль над исполнительной властью; уровень и пределы его контрольных прерогатив зависят от разновидности формы республиканского правления.

Такое правление может быть представлена различными исторически сложившимися типами республик.

· Президентская республика характеризуется сильной исполнительной властью, которая концентрируется в руках главы государства. Его полномочия определяются конституцией, в большинстве своем прямо закрепляющей в тексте, что страна является государством с президентской формой правления либо президентской республикой (Бразилия, Казахстан, Киргизия, Мексика и др.), или констатирующей, что полнота исполнительной власти принадлежит президенту (США, Грузия, Азербайджан и др.)

В классическом варианте президентская модель представлена Соединенными Штатами Америки, где глава государства:

- избирается народом (коллегия выборщиков лишь подтверждает результаты всеобщего голосования);

- осуществляет всю полноту исполнительной власти, являясь главой правительства;

- назначает членов правительства, которое несет ответственность непосредственно перед президентом;

- вправе по собственному усмотрению издавать президентские приказы, фактически имеющие силу закона;

- обладает правом законодательной инициативы и правом вето на законы, принятые Конгрессом;

- обладает правом созыва чрезвычайных сессий Конгресса и переноса очередных сессий;

- имеет право отсрочки исполнения приговора и право помилования лиц, осужденных по федеральным законам;

- в случае возникновения внутренних и внешних кризисных ситуаций может располагать чрезвычайными полномочиями;

- обладает широкими политическими правами, являясь лидером правящей партии и руководствуясь ее программой.

Конгресс, будучи высшим органом законодательной власти, концентрирует в себе важные функции контроля за деятельностью исполнительных органов, проводя расследование по различным вопросам, проверки расходования бюджетных ассигнований, надзор за организацией и действиями правительственных учреждений.

Конституция предоставляет Конгрессу право отстранить от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая президента. В случае признания его виновным в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях, сенат (исполняющий функции суда в данном процессе) полномочен лишить президента его поста.

И все же в президентской республике отсутствует прямая ответственность исполнительной власти перед властью законодательной за проводимую политику.

· Суперпрезидентская республика. Помимо представленной выше т.н. умеренной (североамериканской) модели в современном мире есть страны с еще большими президентскими полномочиями.

Выделяют, в частности, латиноамериканскую модель, при которой глава государства явно доминирует в системе разделения властей и пользуется широкими полномочиями, предоставляемыми ему конституцией в качестве делегированного правотворчества для издания актов на уровне законов; и афро-азиатскую модель, которая, по сути, является разновидностью монархической республики с авторитарным режимом власти.

· Парламентская республика характеризуется полновластным законодательным органом, реально контролирующим исполнительную ветвь власти в основных проявлениях и устанавливающим ее прямую политическую ответственность перед парламентом.

В условиях парламентской формы правления:

- глава государства (за редким исключением некоторых стран, где проводятся всеобщие президентские выборы – в Австрии и Ирландии, в частности) избирается парламентом или на его основе с привлечением представителей регионов. Приведем в этой связи выдержки из ст.54 Основного закона ФРГ: ”1. Выборы Федерального президента проводятся без прений Федеральным собранием... 3. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности”.

- президент обладает ограниченным кругом реальных полномочий, выполняя в основном представительские функции главы государства (представление республики во внешних сношениях, принятие и назначение послов, учреждение и присвоение профессиональных и служебных званий и т.п.)[45]. К тому же имеющиеся конституционные полномочия президент вправе передавать правительству. Кроме этого, и здесь действует институт контрасигнатуры, позволяющий кабинету министров тесно контролировать решения главы государства, скрепляя их обязательной подписью.

Пример – ст.67 Конституции Австрийской Республики:

“1. Все действия, на которые уполномочен Федеральный президент, если иное не установлено конституционным законодательством, осуществляются на основании предложений Федерального правительства или уполномоченного правительством федерального министра...

2. Все решения Федерального президента, если иное не установлено конституционным законодательством, для обеспечения их действительности должны быть скреплены подписью федерального канцлера или компетентного федерального министра”.

- правительство формируется парламентским путем, получив доверие законодательного органа.

Пример – ст.94 Конституции Итальянской республики:

“Правительство должно получить доверие обеих палат. Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принимаемой поименным голосованием.

Не позднее десяти дней после сформирования Правительство представляется палатам для получения доверия”.

- глава правительства осуществляет исполнительную власть в стране (коллективно с кабинетом министров) и ответственен, как и правительство в целом, за проводимую политику перед парламентом.

Пример – ст. 104 и ст.106 Конституции Республики Молдова:

“Правительство несет ответственность перед Парламентом и предоставляет Парламенту, его комиссиям и депутатам необходимую информацию и документы...

Парламент по предложению не менее одной четверти депутатов может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов”.

· Суперпарламентская республика представлена государствами, в которых глава государства практически не играет какой-либо реальной роли, что подкрепляется и способами его назначения на эту должность. Так, в Израиле особые полномочия исполнительной власти подкреплены процедурой всенародного избрания премьер-министра, тогда как президент страны назначается Кнессетом (парламентом). Президент Швейцарской Конфедерации определяется из состава правительства, сформированного парламентом. Последний ежегодно избирает должностное лицо, которое и будет исполнять обязанности союзного президента, не являясь главой государства и одновременно выполняя функции руководителя одного из федеральных министерств.

· Смешанная республика (название ввел в оборот французский государствовед Жан Ведель) сочетает в себе признаки указанных двух основных разновидностей республиканской формы правления.

С одной стороны, президент избирается в результате всеобщих выборов и получает из рук народа мандат на управление страной. Однако в соответствии с конституцией главе государства не принадлежит исполнительная власть, определяемая результатами парламентских выборов в стране. Президент выступает в роли гаранта незыблемости государственных устоев, прав и свобод личности.

Существуют и предусмотренные основным законом ограничения, связанные, например, с вопросами о назначении главы правительства и ответственности в целом правительства перед парламентом. В Конституции Португальской Республики, в этой связи, прямо указывается на то, что премьер-министр назначается президентом после консультации с политическими партиями, представленными в Ассамблее, и с учетом результатов выборов (ст.190). Глава правительства несет ответственность перед президентом, а в рамках политической ответственности правительства – перед Ассамблеей (ст.194). В свою очередь отставка правительства может произойти как в случае отклонения Ассамблеей его программы, либо непринятия Ассамблеей вотума доверия, так и в случае одобрения резолюции порицания абсолютным большинством полномочных депутатов (ст.198).

Принято выделять при смешанной республиканской форме правления две ее разновидности: президентско-парламентскую, при которой глава государства получает дополнительные полномочия в рамках процедуры назначения и увольнения как премьер-министра, так и правительства, а также роспуска парламента; парламентско-президентскую, определяемую более широкими полномочиями парламента[46].

В то же время главной чертой президентской власти при смешанной форме республиканского правления является стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства. Такая тенденция закрепляется конституционно положениями об особой роли президента “в обеспечении нормального функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти” (ст.49 Конституции Республики Армения), “нормального функционирования демократических институтов” (ст.123 Конституции Португальской Республики) либо в осуществлении “посредничества между органами государственной власти, государством и обществом” (ст.79 Конституции Республики Беларусь).

О посреднической, согласительной роли президента пишет и Конституция Французской Республики, одной из первых закрепившая особый надвластный статус главы государства, как верховного судьи в общественных спорах. Ею установлено, что “президент обеспечивает своим арбитражем функционирование публичных властей, а также преемственность государства” (ст.5).

В представленные схемы не вписываются ряд разновидностей республиканской формы правления, которых можно отнести к нетипичным. Среди них:

· Коллективные республики. В Сан-Марино, например, функции главы государства выполняют 2 равноправных капитана-регента, которые избираются Большим генеральным советом (парламентом) из числа своих членов сроком на полгода. Капитаны-регенты действуют совместно и обладают правом «вето» по отношению друг к другу. В Науру, государстве, расположенном на одноименном острове в юго-западной части Тихого океана, верховная власть принадлежит Государственному совету в составе 5 членов парламента.

· Теократические республики. Примером служит Исламская Республика Иран, где президент и возглавляемый им кабинет министров находятся под контролем высшего политического и духовного руководителя страны – имама, определяющего генеральную линию в политике Ирана и контроль над правильностью ее практического претворения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: