Понятие и признаки права. Что есть право? Его понимание зачастую субъективно и зависит от множества факторов, оказывающих влияние на категорию

Что есть право? Его понимание зачастую субъективно и зависит от множества факторов, оказывающих влияние на категорию, именуемую правом. Существуют обобщенные теоретические выкладки, тем не менее, не всегда легко дать четкий и целостный ответ на такой вопрос, поскольку чаще всего ответ зависит от того, кто именно пытается его дать. Самые различные явления, которые складываются в жизни, могут быть критериями правового поведения человека, признание его поступками «правильными» и «неправильными».

Понятие «право» используется в процессе сосуществования людей повсеместно, часто и разнообразно, отражая при этом самые различные стороны общественной жизни. Само слово «право» означает возможности, которыми обладает субъект, либо совокупность (систему) специфических правил социального поведения, или соответствие форм явления его сущности и т.п. Различные оттенки слова «право» обуславливаются тем, что оно ведет свое начало от слова «правда», а корень «прав» лежит в основе многих слов, среди которых «правый», «справедливый», «правило», «правдивый», «правильный», «»править» и т.д.

Среди многих толкований понятия «право» можно выделить как наиболее важные такие его интерпретации:

- право как определенные возможности, имеющиеся у социального субъекта;

- право как совокупность (система) юридических норм, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений;

- право как оценка, показатель истинности, действительности, достоверности определенных социальных явлений.

Право далеко не абстрактное понятие, существующее лишь в изысканиях и представлениях ученых-юристов, зависящее от их философско-методологических и иных подходов к правопониманию. В зависимости от того, в какой сфере общественных отношений используется понятие «право», действительно возможно выделить его философское, психологическое, историческое и иное толкование, имеющие общие и отличительные черты, что связано с особенностями предмета научного исследования и средств, используемых для изучения права. Каждое из толкований права отражает лишь определенные его стороны и аспекты в той мере, в какой право является предметом исследования отдельной науки, потому только интегрирование всех трактовок права способно выразить его характеристики как целостного общественного явления. Но и в этом случае глубина познания права зависит от уровня развития общественных наук в целом.

Рассматривая различные подходы к сути права, выделяют:

- легистское понятие права, связывающее его с приказом носителя верховной государственной власти в стране, единолично творящего законы и правила, их применяющие;

- социологическое понятие, которое отождествляет право с решениями правоприменителя;

- материалистическое понятие, утверждавшее право как волю экономически господствующего права;

- социально-этическое понятие, объясняющее право через справедливость как мерило правильного и неправедного, и многие др.

Следует также учесть, что возможно говорить о праве, имея в виду:

- общее (цивилизованное) право как общесоциальное понятие, определяемое совокупностью правовых идей, установленной уровнем развития мировой цивилизации в качестве критерия для современного права государств мирового сообщества;

- международное право, объединяющее совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государством и иными участниками международных отношений;

- право международных сообществ как особая система норм, устанавливаемых межгосударственными союзами и международными организациями в отношениях между собой, с государствами и внутри этих объединений;

- национальное право как совокупность норм, установленных определенным государством, где отражены специфические черты (исторические, социально-экономические, национальные, культурные, религиозные и т.п.) общества, а также правосознание конкретного народа;

- естественное право как понятие политико-правовой мысли, включающее в себя основные права человека, неотчуждаемые и принадлежащие ему от рождения;

- теневое право как правила, использующиеся для фактического регулирования в обществе вопреки установленному государством порядку;

- неформальное право как явление, характерное так называемым дуалистическим правовым системам, где наряду с действующим от имени государства юридическими нормами сосуществуют обязательные правила поведения, диктуемые образом жизни, религией или традициями;

- субъективное право как обеспеченная юридическими нормами мера возможного поведения субъекта права, т.е. рамки его юридической свободы;

- объективное право, определяющее общий объем свободы для членов общества, существующий независимо от любого из них. По сути, такое право –

- позитивное (официальное) право, выраженное в общеобязательных правилах поведения от имени государства.

Позитивное право является в отличие от права естественного искусственным образованием в государстве, потому что определенные нормы специально создаются (или признаются) и властно утверждаются как образец для должного поведения.

И именно с этим правом имеет дело в своей жизни каждый без исключения человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление. По сути, нет людей, которые никогда бы не пользовались официальным правом. Что дало право, в частности, заявить Н.М.Коркунову: «Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовывавшегося вопросами естествознания и истории, но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы не будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере, одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться».

Ранее шла речь о том, что существуют иные общественные регуляторы или нормы, формирующие человеческое сознание, поведение и т.д. Среди них можно назвать религиозные, моральные, корпоративные, технические и др. Само по себе право возникло именно в ответ на относительную негибкость таких нормативных систем, как религия, мораль, культура. Право же, напротив, чрезвычайно чувствительно ко всем общественным явлениям, способно приспосабливаться к новым реалиям. Таким образом, когда все средства воздействия на человека исчерпаны, остается только один инструмент – сила организованного и обоснованного государственной властью принуждения. Субъекты правотворчества, понимая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже наиболее простым культурным нормам, формируют минимум требований, который можно поддерживать при помощи государственного аппарата. Этот минимум и составляет идеальное содержание права. Под его ценностью же понимается способность права «служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом» (В.В.Лазарев), быть социальным регулятором, гарантируя свободу членов общества. Поэтому от «других социальных норм право отличается тем, что ставит участников правового общения в положение формально равных и формально независимых друг от друга субъектов, равных в своей свободе» (В.А.Четвернин).

Право это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и им обеспеченных, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Конечно же, приведенное определение – не единственное в юридической науке. Право по сути своей весьма динамично и представление о нем, как подчеркивалось, многообразно и развивалось вместе со становлением и развитием общества и государства, прохождением ими различных исторических стадий и периодов.

Право развивалось и будет развиваться ради достижения высшей демократической цели – служения идеалам равенства и справедливости в условиях государственно-организованного общества. В процессе своего становления этот сложнейший общественный организм приобретал все новые черты, находил новые способы и инструменты регулирования социальных отношений и сегодня уместно говорить о целом ряде устоявшихся признаков, выделяющих право в качестве уникального явления человеческого бытия:

- нормативность. Будучи социальным правилом, право, соответственно, имеет нормативную природу. Норма, что нам уже известно, определяется как порядок, признанный обязательным. И именно это качество позволяет праву непосредственно влиять на общественные отношения. Закрепленное в целом комплексе норм, отражающих объективную действительность, право как бы само становится формально зафиксированной в правилах поведения реальностью;

- общеобязательность. За правовыми нормами стоит государственная власть, устанавливающая и обеспечивающая их, поэтому осуществление права не только обязательно, но и изначально предназначено для всеобщего действия, его требования распространяются на все субъекты, находящиеся в сфере действия определенной нормы, независимо от их отношения к тому правилу, которое содержится в требованиях юридической нормы. Общеобязательность правовых норм, таким образом, обеспечивается государственной гарантией, что ставит право вне какой-либо конкуренции по сравнении с иными социальными регуляторами поведения;

- неперсонифицированность адресата. Признак, дополняющий предыдущий, - юридические нормы носят общий характер, т.е. ориентированы не на конкретного индивида, но на всех субъектов государства, к которым предъявляются формально равные требования и предоставляются равные права. Право как таковое рассчитано на неоднократное применение в отношении неконкретных адресатов своего воздействия;

- властно-волевой характер, отражающий проявление согласования притязаний людей, общества и государства к поведению в обществе. Государственная воля, выраженная в праве, – результат разумного правотворческого компромисса, достигаемого в обществе. Это – нормативное выражение согласованных социальных интересов. Волевое начало права рассматривается в следующих аспектах: в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их объединений и социальных групп, выражающих их непосредственную или обобщенную волю; государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредствуется волей общества и государства; регулирующее воздействие права возможно лишь через сознание и волю лиц, реализующих юридические нормы;

- формальная определенность. Право по своей организующей сущности должно противостоять хаосу, бесправию и беспорядку, для чего ему необходимо иметь четко выраженную форму внешнего выражения. Юридические нормы должны быть письменно изложены в официальных актах государственной власти, содержаться в изданиях, также носящих официальный характер, они должны быть защищены от произвольного внесения изменений в правовые акты, им должна быть гарантирована стабильность, четкость и сохранность первоначального смысла, заложенного в нормы законодателем. Никакие пожелания, убеждения или мнения не могут быть рассматриваемы в качестве норм права, если таковые не выражены в нормативных правовых актах, принятых и оформленных надлежащим образом. Формализм в праве – добро, несущее человеку, обществу и государству упорядоченность, стабильность и уверенность в защищенности;

- системность. Выраженные в юридических актах правила поведения, являясь некоей отправной нормативной единицей, формируют более сложные образования – правовые институты, отрасли права, отраслевые семьи, которые обладают взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью, то есть системностью. Она позволяет праву обеспечивать собственную реализацию, регулировать отношения различного свойства и характера. Системность в право привносится путем правотворчества и отражается законодателем, который, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими правилами поведения. Система права призвана быть иерархической и непротиворечивой для выполнения своих задач в правовом регулировании;

- процедурность. Праву как системе юридических велений требуется прохождение через определенные процессы, чтобы воплотиться в конкретные решения для собственного исполнения. Процедурность юридических норм четко прописывается в законодательстве, в создании, в частности, помимо материальных отраслей процессуальных, фиксируемых специальными кодексами и законами.

Право, как уже отмечалось, являясь социальной ценностью, обладает еще одним, важнейшим признаком, - оно есть мера, масштаб свободы и поведения человека. Е.Н.Трубецкой, рассматривая право совокупностью норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой, ограничивающих внешнюю свободу людей в их взаимных отношениях, четко подчеркнул это свойство права в его определении: «Право – есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: