Правотворчество как процесс формирования и развития действующего права

Правотворчество является одним из основных направлений деятельности современного государства, поскольку экстенсивные и качественные изменения в общественной жизни, практика осуществления правового механизма социального регулирования, перемены в политических, экономических, социальных, культурных, международных отношений требуют соответствующих, а то и опережающих реагирований в сфере права.

Правотворчество это официальная деятельность органов публичной власти по формализации правил поведения в обществе путем придания им общеобязательной юридической силы.

Правотворчество является действенным рычагом управленческих процессов в государстве. Степень его вовлеченности в данные процессы и эффективности непосредственно связывают с типом государства, формой правления и государственного устройства, государственно-политического режима, а также с уровнем политической и правовой культуры общества и государства.

В свою очередь правотворчество было и остается одним из весомых показателей цивилизованности общества, демонстрируя уровнем и качеством принимаемых правовых актов развитость правокультурных начал населения и государственных структур. История нередко судит об общей культуре тех или иных стран не только по памятникам архитектуры и эстетическому наследию, но и по законам, пережившим своих создателей и эпохи. Законы XII Таблиц и Дигесты Юстиниана в Риме, Великая хартия вольностей и Билль о правах в Англии, Конституция США, Декларация прав человека и гражданина во Франции являются предметов гордости не только для стран, в которых они когда-то были приняты, но и для всего человечества.

Правотворческая деятельность весьма многогранна и выражена в различных направлениях (функциях). Основными функциями правотворчества являются:

- создание действующего законодательства, включающее процессы разработки и принятия первичных правовых норм;

- обновление правовых норм, предусматривающее внесение изменений и дополнений в соответствующие нормативные материалы;

- отмена устаревших правовых решений, сдерживающих общественное и государственное развитие либо вступающих в противоречие с общими тенденциями в законодательстве;

- приостановление действия актов или их частей в силу несоответствия конституции или законам страны;

- восполнение имеющихся в законодательстве пробелов путем принятия недостающего нормативного акта или внесения соответствующих дополнений в действующие акты;

- разрешение конфликтных ситуаций в праве, вызванных расхождением между действующими нормами права.

Правотворчество, в силу своей практической значимости, строится на рациональных и прагматических принципах, соблюдение которых в процессе по совершенствованию действующего законодательства дает возможность избегать правотворческих ошибок, ведет к большей отдаче от применения правовых актов, оправдывает социальные ожидания, вкладываемые в новые законы.

Наиболее воспринимаемыми началами, заложенными в правотворчество, признаются:

- принцип демократизма, обосновывающий необходимость вовлечения населения и его объединений в процессы обсуждения проектов нормативных правовых актов, учет интересов отдельных социальных групп и общественного мнения в целом при их принятии и введении в юридическую силу, возможность проведения референдумов по законопроектам и социально-правовых исследований эффективности действующих правовых актов и т.д.;

- принцип законности, требующий строгого, неукоснительного и повсеместного соблюдения положений законодательствав правотворческом процессе, предусматривающий правотворческую деятельность соответствующих органов и лиц только в пределах их компетенции, подразумевающий четкое следование установленным процедурам при принятии нормативных актов и их надлежащее оформление;

- принцип научной обоснованности, в соответствие с которым проектные работы должны учитывать уровень развития юридической науки в целом и ее достижения в теории правотворчества и в отдельных отраслях права, а также предусматривать привлечение специалистов к подготовке концепции и текста проекта закона или иного нормативного акта, результаты проводимых научных исследований в сфере действия будущего или изменяемого правового акта;

- принцип системности, предусматривающий увязку готовящихся проектов с действующим законодательством, с нормативными актами, близкими по содержанию или по целям, которые поставлены перед ними;

- принцип компаративности (сопоставимости), подразумевающий связь разрабатываемого нормативного акта с уже имеющимся позитивным опытом цивилизованных государств в сфере правотворчества, поскольку юридические новации, не известные правовой науке и практике, нередко становятся более тормозом, нежели двигателем общественного прогресса.

В теории правотворчества обосновываются и иные принципы, отражающие профессиональные особенности такой деятельности:

- исполнимости, отражающий необходимость при подготовке и принятии закона учитывать финансовые, кадровые, организационные и иные условия его нормального функционирования;

- оперативности, выражающийся в своевременности принятия нормативных актов, что повышает эффективность их применения в реальной жизни;

- прагматизма, согласно которому требуется изучать и знать процессы правоприменения, восполнять пробелы в законодательстве и своевременно разрешать юридические коллизии;

- планирования, связывающий правотворческий процесс с необходимостью предварительных проектных обоснований;

- профессионализма, отражающий актуальность передачи правотворческого процесса в руки специально подготовленных лиц;

- технического совершенствования принимаемых нормативных актов, требующий максимально использовать предложенные правовой наукой и апробированные правотворческой практикой продуктивные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепризнанным в мире стандартам, и т.д.

Субъектами правотворческой деятельности являются специально на то уполномоченные органы и лица, носители публично-властных полномочий. Ими выступают народ, территориальные и национальные сообщества, государственные органы, органы местного самоуправления, иные социальные общности и должностные лица, в компетенцию которых входят принятие, введение в юридическую силу, изменение, приостановление, отмена или лишение юридической силы нормативного юридического акта или его части. Традиционно конституция государства указывает на правотворческие полномочия высших государственных органов, в их числе особое место занимают представительные (законодательные) органы, специально формируемые населением для деятельности, связанной, прежде всего, с подготовкой и принятием наиболее значимых правовых актов государства. Законами и иными нормативными актами определяется уровень компетенции других субъектов правотворчества.

Формы правотворческой деятельности возможны как:

- прямая (непосредственная), имеющая место там и тогда, когда субъект правотворчества сам в силу собственных полномочий разрабатывает проект нормативного акта и принимает его (примером служит деятельность парламента, уполномоченного конституцией эксклюзивно принимать законы государства), так и

- опосредованная, требующая для органа, который взял на себя инициативу разработки проекта нормативного акта, обращаться за его принятием в соответствующий полномочный правотворческий субъект (в частности, для правительства, которое является основным «проектантом» законов, необходимо в инициативном порядке подавать такие проекты в парламент страны для их соответствующего прохождения и принятия).

Правотворчество в зависимости от значимости принимаемых актов подразделяется на:

законотворчеств о как процесс по созданию законодательных актов высшими представительными (законодательными) органами государства, включающий особую процедуру – стадии законотворческого процесса;

подзаконное правотворчество как нормотворческая деятельность органов исполнительной власти и приравненных к ней (по виду принимаемых ими нормативных правовых актов как подзаконных) органов и лиц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: