Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 5

 

Задание

Определить порядка действий при вычислении значения суперпозиции элементарных функций и простых многоместных функций. Построить схемы из функциональных элементов, реализующей функцию

Z= .

 

Решение

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
  Определить состав переменных и констант в формуле, которая задает функцию Переменные X, Y; константа 1.
  Определить внешнюю операцию (функцию) и основные подформулы Z = , где Z 2 = XY 2; Z 3 = lg Z 4; Z 4 = Y 2 +
  Определить, какие из функций, составляющих суперпозицию, являются одноместными, а какие – двуместными Оперaцииlg (логарифмирование) и (извлечение квадратного корня) – одноместные; арифметические операции +, –, ·, / – двуместные  
  Составить иерархическую схему последовательности действий   Z = Z 2 = X · Z 5 Z 3 = lg Z 4 Z 4 = Z 5 + Z 6 Z 5 = Y 2 Z 6 =
  Построить схему из функциональных элементов в соответствии с иерархической схемой вычисления   а) определить совокупность используемых элементов с одним и двумя входами; б) выделить подформулы, имеющие в суперпозиции больше одного вхождения; в) осуществить необходимое соединение элементов

Решите самостоятельно следующие задачи:

Построить схемы из функциональных элементов, реализующие функции:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 6

 

Задание

Используя диаграмму Венна, решить следующую задачу. В экспресс-опросе 200 жителей выяснено, что 80 человек сегодня воспользовались метрополитеном и автобусом,
30 - метрополитеном и троллейбусом, 10 - автобусом и троллейбусом; 70 – только одним видом транспорта; 50 – сегодня не пользовались общественным транспортом. Определить число жителей, использовавших все три вида транспорта.

Решение

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
  Представить соотношения между множествами, заданными в условии диаграммой Венна: универсальное множество U и его подмножества в общем положении, образующие разбиение { Bi } множества U U – универсальное множество участников опроса. М – подмножество пассажиров метрополитена, А – подмножество пассажиров автобусов, Т – подмножество пассажиров троллейбусов. M= B 1È B 2È B 4È B 5; A= B 2È B 3È B 5È B 6. T= B 4È B 5È B 6È B 7.

 

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
  Обозначить заданную в условии численность подмножеств, составленных из элементов разбиения множества U ½ U ½= 200. ½ B 8½= 50. ½ B 2È B 5½= 80.½ B 4È B 5½= 30.½ B 5È B 6½= 10. ½ B 1È B 3È B 7½= 70. Требуется найти ½ B 5½.
  Составить численные соотношения между заданными множествами Общее число пассажиров: ½ M È A È T ½= ½ B 1½+½ B 2½+½ B 3½+½ B 4½+½ B 5½+½ B 6½+½ B 7½= = ½ U ½–½ B 8½= 200 – 50 = 150. (1) Поскольку попарные пересечения блоков разбиения пусты, то: ½ B 2È B 5½ = ½ B 2½+½ B 5½ = 80. ½ B 4È B 5½ = ½ B 4½+½ B 5½ = 30. ½ B 5È B 6½ = ½ B 5½+½ B 6½ = 10.
  Из полученных соотношений найти требуемое число Почленное сложение трех предыдущих равенств дает: ½ B 2½+½ B 4½+½ B 6½+ 3·½ B 5½= 80 + 30 + 10 = 120. (2) Число использовавших только один вид транспорта, равно: ½ B 1È B 3È B 7½= ½ B 1½+½ B 3½+½ B 7½ = 70. Составляем соотношение: 150 = 70 + ½ B 2½+½ B 4½+½ B 6½+½ B 5½Þ Þ½ B 2½+½ B 4½+½ B 6½+½ B 5½ = 150 – 70 = 80. (3) Почленно вычитаем из равенства (2) равенство (3): 2·½ B 5½= 120 – 80 = 40 Þ½ B 5½ = 20.  

Решите самостоятельно следующие задачи:

Проверить, истинны ли соотношения между множествами:

1. А \ (В È С) = А \ В \ С

2. (А \ В) È (В \ А) = (А È В) \ (АВ)

3. А \ (ВС) = (А \ В) È (А \ С)

4. А \ (А \ В) = (АВ)

5. А \ (В \ А) = А \ В

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: