Многозначность чёрного цвета в драматургии А. Н. Островского. Коробов А. В

Упоминание чёрного цвета встречается в пьесах Островского неоднократно и несёт в себе особое символическое значение. Драматург ставит в своих произведениях «проблемы, помогающие определить своеобразие народного миросозерцания и его образа жизни, а шире - дающие возможность понять специфику русской цивилизации». По восприятию и внутренней многозначности чёрный цвет - полная противоположность белому. Это идёт с языческих времён.

Самая ранняя пьеса драматурга - «Семейная картина» - начинается отрывком из песни-романса на слова Г.И. Ломакина:

Чёрный цвет, мрачный цвет,Ты мне мил завсегда!».Поёт Марья Антиповна, незамужняя сестра купца Пузатова, увлечённая только собой и своими нарядами. Она ищет любого повода улизнуть из дома, чтобы погулять и продемонстрировать свои туалеты.Как справедливо отмечает Н.С. Тугарина «любовь к чёрному цвету здесь вовсе не свидетельствует о драматических переживаниях героини». Собираясь на очередную прогулку, Марья Антиповна намеревается обмануть родную мать и брата, что уже неоднократно делала

Героиня мечтает не о скромном чёрном платьице, а о ярком и богатом и, желая, по возможности, надеть к нему как можно больше украшений и аксессуаров, чтобы поражать всех окружающих. Дом Пузатова осенён мраком лжи и безвкусицы. На белых оштукатуренных фасадах домов купцов виднеются чёрные глазницы окон. Но за окнам солнце и свет лишь слегка пробивающийся сквозь безвкусно, но дорого задрапированные окна.

В дальнейшем Островский вновь упоминает чёрный цвет в комедии «Бедная невеста». Автор показывает семью Незабудкиных, драматичную ситуацию из жизни девушки без приданого. Главная героиня - Марья Андреевна Незабудкина - дочь умершего небогатого чиновника. Её отец «промотал» всё состояние семьи и оставил все дела в крайнем запустении. Вдова чиновника не в состоянии сама разобраться с проблемами. МарьяАндреевна вынуждена согласиться выйти замуж за богатого чиновника Беневоленского.

Несмотря на скудное материальное положение глава семейства, вдова небогатого чиновника Анна Петровна Незабудкина появляется в модном чепчике, чем вызывает восхищение у мещанки Хорьковой: «Какой миленький чепчик на вас». Незабудкина мечтает покончить с бедностью за счёт выгодного брака дочери и одеваться на Кузнецком мосту.

Женщины заняты разговорами о дорогих шёлковых нарядах, ткань для которых необходимо было везти из Петербурга. Муар в XIX веке в основном производилась на территории России на фабриках Н. Серебряникова в Петербурге. Чёрное платье практично, пригодно для множества случаев, но при этом привлекающее внимание окружающих особой «игрой света на однотонной переливающейся поверхности».Все герои произведения озабочены своим внешним видом и эффектом, который они производят на окружающих. И только при создании образа главной героини внимание драматурга сосредоточено на внутреннихпереживаниях, на создании полноценного психологического портрета страдающей души, где нет места поверхностным переживаниям о составе своего гардероба и его актуальности в этом сезоне.Н. С. Тугарина справедливо замечает, что «чёрным цветом маркированы все героини с “азиатскими” фамилиями. Так помещица Уланбекова в пьесе «Воспитанница» старуха лет под 60, высокого роста, худая, с большим носом, чёрными густыми бровями, одета богато в чёрном».

Чёрным цветом у Островского окрашены и страдания и переживания влюблённых. Так он характеризует эмоции влюблённых в комедии 1869 года «Горячее сердце».Островский показывает наиболее типичную цветовую характеристику тяжёлого психоэмоционального состояния у людей с неразделённой любовью. Но и тут драматург играет на нюансах: героиня тяжело страдает, но держит все эмоции и переживания в себе, показывая свои истинные эмоции только самому близкому - любимому человеку, а Вася же на все услышанье горланит кабацкие песни.

Особенно много чёрный цвет упоминается в сатирической комедии 1875 года «Волки и овцы». Авторская ремарка к третьему явлению первого действия просто изобилует количеством чёрных одежд. Меропия Давыдовна Мурзавецкая, помещица большого, но расстроенного имения. Не смотря на большие финансовые затруднения, она имеет огромное влияние в губернии. Её наряд одновременно является и скромным и торжественным, подчёркивающим статус владелицы и её положение. Черными одеждами она подчёркивает статус вдовы, находящейся в трауре. Многие немолодые женщины носили траур до самой своей смерти. Также в чёрном, она словно тёмный кардинал, управляющий и влияющий на всю округу в не зависимости от официальных властей. И, как соответствует влиятельной особе, за ней идёт её свита, также вся полностью облачённая в чёрное. За ней следуют: обедневшая незамужняя молодая родственница Глафира, «одета в грубое чёрное шерстяное платье», затем идут две приживалки, одетые также в чёрное. Обилие людей в чёрном создаёт впечатление церковного шествия в монастыре. Как известно, одним из прототипов Мурзавецкой стала игуменья Митрофания, громкий процесс над которой, очень заинтересовавший Островского, прошедший незадолго до написания пьесы. Многократно повторяясь цвет, приобретает особое значение. Он становится знаковым для Мурзавецкой и характеризует атмосферу её дома.

На протяжение долгого времени чёрная одежда символизировала отказ от чувств, жизни и самоограничение, умерщвление плоти. Нельзя при этом не вспомнить выражение «чёрная овца», обозначающее и в наше время людей сбившихся с праведного пути. Писатели и художники всегда чётко осознавали мощное воздействие чёрного цвета. Ещё Шекспир облачил Г амлета в суровый траур, а в пьесе А.П. Чехова «Чайка» Нина всегда носит чёрное, мотивируя тем, что оплакивает свою жизнь.По мнении. Буймистру Т.А. чёрный цвет выбирают люди непокорные, независимые, любящие критиковать и спорить даже с судьбой. Это цветтаинственности и чувственности, страсти зачастую овладевают приверженцами чёрного.Особое значение чёрный цвет имеет для характеристики Глафиры, молодой девушки, обедневшей родственницы Мурзавецкой. Костюм необычайно важен при раскрытии образа данного персонажа. Весь её жизненный путь представляет череду кардинальных перемен во внешнем облике.

С физической точки зрения чёрный цвет насыщен светом, в котором он нуждается больше, чем какой либо другой. Чёрный, даже самый глубокий, небывает совершенно чёрным уже потому, что его можно увидеть только при свете. Так и у Островского нет однозначного отрицания, негативного восприятия героев. Каждый раз он оставляет возможность на просветление личности. И как и чёрный цвет негатив не был бы так явно виден без отсутствия противовеса света.

 

Характеристика света и цвета в «Божественной комедии» Данте. Прохоренко С. А.

Учение о бытии на протяжении многих веков было связано с осмыслением света и тьмы, цвета и бесцветности. В эпоху Возрождения значительно изменились взгляды людей на мир и место в нём человека. Это произошло благодаря новым научным открытиям в области астрономии. Учёные, философы, художники и поэты стремились через свет и цвет осмыслить мир в его отношении к человеку. В произведениях Данте Алигьери содержится попытка осмысления света и цвета как важнейших явлений, лежащих в основе мироздания и воздействующих на человека, Данте, как впоследствии М. Монтень, считал, что мышление человека необходимо постоянно совершенствовать. Первым шагом к совершенствованию разума являются высокие нравственные устои.Данте была необычайно близка идея возвышения человека через причастность всему земному и небесному. В поэме обозначено срединное положение человека между миром земным и божественным.

Божественная комедия» Данте - это поэма, в которой содержатся откровения о неземном бытии. Направленность движения в поэме от мрака к свету символизирует стремление к духовному совершенствованию. Наиболее мрачными и тёмными являются краски Ада. В последующих кругах Ада тьма сгущается. Грешников окружают «воздух чёрный» и непроглядная мгла. Последний, девятый круг Ада наполнен «тьмой предельной». В представлениях поэта о человеке порок и добродетель ассоциировались со светом или тьмой, с определённым цветом. Так, вовторой части «Божественной комедии» «Чистилище» каждый из представленных цветов символизирует порок человека, требующий преодоления, Коричневый цвет означает чревоугодие, зелёный - сладострастие, тёмно-серый - скупость, жёлтый - уныние, чёрный -гнев, серый (тусклый) - зависть, белый (с примесью серого) - гордость. Все цвета Чистилища слабо освещены. Большая их часть поглощена тенью. Лишь в белом и жёлтом цветах ощутимо стремление к свету.

Особое значение приобрели у Данте цвета Рая. Именно эти цвета стали основными в творчестве художников Раннего и Высокого Возрождения. В воспроизведении картин райской жизни выделяются красный, розовый, золотой и ослепительно-белый цвета. Они обозначают стремление к мудрости (красный цвет), стойкость в вере (розовый цвет), созерцательность (золотой цвет) и небесную чистоту (белый цвет). Каждый из этих четырёх цветов присущ определённому кругу Рая. Так, в красном круге сосредоточена мудрость мира. В нём прибывают христианские философы, среди которых выделяется Августин Блаженный. В «огнезарном» (красно-розовом) круге находятся воители за веру. Цвет этого круга рождает у Данте музыкальные ассоциации: в пятом круге Рая слышны звуки райских арф и лир. Золотым светом и цветом освещено в «Божественной комедии» Седьмое небо, наполненное праведниками и созерцателями. Особенно отчётливо выделены среди многих фигур образы Франциска Ассизского и апостола Петра. Ослепительно белый, чистый цвет присущ девятому кругу Рая и Эмпирею. Этим цветом окрашены одеяния ангелов и Девы Марии, райская роза и лучезарная река. Белый цвет, сливаясь с божественным светом, символизирует высшее озарение. Кристально-чистый белый цвет вызывает у Данте ассоциации со звучанием гимна «Ave Maria, gratia plena!» Именно этой музыкой сопровождается в поэме явление Девы Марии.

Джулиано да Сангалло сделал около двухсот набросков к «Божественной комедии» Данте. Он выделил впоэме образы света, освещённости, излучения, Значительное воздействие «Божественная комедия» Данте произвела и на Леонардо да Винчи. Световые решения полотен и фресок Леонардо продуманы так же тщательно, как и у Данте, Фигуры и лица, изображаемые художником, часто окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Этот приём получил в живописи название сфумато.Учение о бытии в период Раннего и Высокого Возрождения связано с осмыслением света и цветакак религиозно-нравственных начал. Первый шаг к такому осмыслению был сделан Данте Алигьери. Последующие шаги - художниками и философами Высокого Возрождения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: